№35/2023. О «золотых проводах» Артемия Лебедева, «волшебной таблетке» Сталкера и сравнении компонентов разных ценовых категорий.
Друзья, случилось невероятное! День клоуна в этом году отмечался дважды. Вообще, если верить Яндексу, профильный праздник артистов этого жанра и примкнувших к ним политических деятелей отмечается 1 августа. Но что-то пошло не так, и в прошлые выходные праздник состоялся снова.
Первым с поздравлением обратился кремлёвский блогер Артемий Лебедев — вот уж от кого телеграмму ждали в последнюю очередь. В своём опусе под тайтлом «Золотые провода» Тёма сильно возмутился «дорогим проводам для подсоединения колонок к усилителю», авторитетно при этом замечая, правда, что «они бывают позолоченными или посеребренными».
И добавил: «Позолоченные контакты — это клинический бред». Что как бы намекает, что «посеребрянка» будет получше. Уж не Product ли Placement это?
Расстроился он ещё и потому, что «провод должен прогреться пару часов, чтобы звучание стало по-настоящему тру». Кажется, годы, проведённые в «Тик-Токе», сделали Тёму очень нетерпеливым. Что же будет, если показать ему User manual какого-нибудь устройства — акустических систем, например, или ЦАПа, где сам производитель рекомендует «прогрев» часов этак 200 или 500 после первого включения «из коробки»…
Затем резюмировал: «Сидит какой-нибудь аудиофил с проводами по 1000 долларов за погонный метр и наслаждается музыкой. А в комнате горит свет, который дошел до люмпеновской лампочки по плебейским медным проводам».
А вот здесь вышла осечка. Потому что, если очистить от шелухи, ключевой тезис всего спича получается таким: «аудиофил наслаждается музыкой» — а значит, и жизнью своей в целом! :) Почему получать наслаждение от жизни, по версии Лебедева, это «феерическая тупость», доступная только «псевдоэкспертам» (это всё тоже цитаты) — спросите лучше у него.
И уже настоящий праздник ожидал нас на ютуб-канале Сталкера и его друзей. В свежем видео («Волшебная таблетка для меломана») некий деятель из «каспийской столицы» (не спрашивайте, так указано в титрах) провёл сравнение ряда аудио-компонентов: усилителей (от High-End до «балалаек» от музыкальных центров), источников (от CD-проигрывателей до смартфонов), кабелей (межкомпонентных RCA/XLR, акустических, силовых), а также оригинального CD-диска с его копией на «болванке». Максимальная разница стоимости компонентов в одной паре — $30 против $3300.
И сделал шокирующий вывод: нигде нет никакой разницы! Воистину волшебство!
Я уже писал в своём Telegram-канале, что с любопытством поглядываю на противоположный лагерь, участники которого добывают свой дофамин именно таким способом. Ну, а канал Сталкера и Ко — вообще мой любимый по аудио-тематике в Ютубе. Прости, Миша Борзенков, ты всегда будешь только «номером два» :)
Не стану легитимизировать комментировать результаты этого «теста», всё-таки праздник у людей. А вместо этого проведу свой. Максимально приблизив условия к тем, что были в обозначенном ролике.
Нет, я не буду записывать звук с акустических систем на диктофон — этого аудиофильского бреда вайба мне не понять, как и того, как можно по пережатому звуку с Ютуба вообще делать какие-либо выводы. Останусь в рамках своей философии и захватывать сигнал буду напрямую с линейных выходов источников.
Именно источники мы и будем сегодня с вами сравнивать.
Также хочу отметить, что все гиперссылки в этом материале ведут не на сторонние сайты, а на предыдущие статьи блога, в которых можно найти более подробную информацию по конкретным аудио-компонентам.
Комплект №1
CD/SACD-проигрыватель Pioneer PD-10-K (начало 2010-х гг., ритейл ~$500)
Силовой кабель — «младший брат DH Labs Red Wave» («американец» на посеребрённой меди)
Межблочный RCA-кабель — Renkforce («винтажная Германия»)
«Эзотерика»: гальваническая развязка по питанию + стабилизация напряжения + прогрев 1 час (от включения устройства до начала теста)
Комплект №2
Музыкальный центр LG FFH-217 (начало 2000-х гг., ритейл ~$140)
Силовой кабель — встроенная «лапша» а-ля для чайника
Кабель mini Jack 3.5 mm на 2-RCA — китайский noname из ларька «Радиолюбитель», купленный лет 20-ть назад (он настолько китайский, что в нём перепутаны даже каналы: левый выходит на красный «колокольчик», а правый — на белый; по стандарту — всё должно быть наоборот)
Без эзотерики: МЦ включен в стандартный бытовой удлинитель, который, в свою очередь, «выходит» из обычной розетки (естественно, «фазу» я тоже не проверял)
Тракт захвата сигнала
АЦП Focusrite Scarlett 2i2 (1st Gen)
USB-кабель WireWorld Chroma 8
ПК/ОС MacBook Pro + Adobe Audition CC 2017
LPCM 24 bit 88.2 kHz
Для пущей аудиофильности при захвате с Pioneer’а питание MacBook будет получать от аккумулятора. А при оцифровке с LG я подключу к нему стоковый импульсный блок питания, а его — в тот же удлинитель, что и сам МЦ.
Нюансы
У музыкального центра нет линейного выхода, поэтому сигнал «возьмём» с выхода на наушники. Он, конечно, будет проходить через обработку встроенного усилителя. Я не нашёл в интернете данных о том, на каких микросхемах построен МЦ (кстати, ЦАП на борту, вполне возможно, «мультибитный») — напишите в комментариях, если вам что-нибудь известно об этом. Все эквалайзеры и улучшайзеры отключены.
Синхронизация уровней записи производилась по тестовому сигналу 1000 Гц. Сначала диск с тестовыми сигналами воспроизводился на проигрывателе Pioneer: пиковый уровень на АЦП был выставлен в -3 dB. Опираясь на эту настройку, регулировался выходной уровень громкости LG.
Таким образом, сравнение производится на одном уровне громкости — Сталкер и его друзья будут довольны :)
Тестовый трек #1
Antonio Forcione & Sabina Sciubba «Could You Believe?» [V/A «Naim Sampler», 2003 г., карточка на Discogs]
Каждые 20 секунд в треке смена источника — сначала Pioneer, затем LG, и далее по кругу.
Скачайте: Sample_1 >>>
На что обратить внимание
На среднечастотный диапазон, расстановку инструментов в пространстве, позиционирование вокала.
В «прочтении» LG вокал выходит на первый план, подчёркиваются средние частоты — из-за этого кажется, что Pioneer «играет» тише. На самом деле это не так: если вы сконцентрируете внимание только на НЧ, то услышите, что уровни одинаковые, просто у LG «торчат» СЧ.
Правильное позиционирование инструментов и голоса в пространстве — у Pioneer’а. Кроме того, LG заметно «заваливает» объем сцены, тогда как Pioneer не имеет строгих границ локализации звука.
Тестовый трек #2
The White Stripes «Seven Nation Army» [CD «Elephant», 2003 г., карточка на Discogs]
Каждые 20 секунд в треке смена источника — сначала Pioneer, затем LG, и далее по кругу.
Скачайте: Sample_2 >>>
На что обратить внимание
На высокочастотный диапазон, обертоны, «воздух».
Здесь даже описывать ничего дополнительно не нужно. LG откровенно «режет» ВЧ — и вместе с ними все красОты этого трека. А трек этот непростой — как раз с точки обертонов, микро-подробностей и «воздуха» (ранее я уже рассказывал об этом — ЗДЕСЬ).
Pioneer, кроме того, «показывает» более широкую сцену (объективно). И в целом звучит более «вовлекающе» (субъективно).
Условия для сравнений
Нужно сделать оговорку, что приведённые выше выводы сделаны при прослушивании в конкретной системе:
Медиаплеер Zidoo Z9X + линейный блок питания BRZHIFI (12V 120W) + силовой кабель Cold Ray Power Line AG на коннекторах SonarQuest Gold Plated Series
USB-кабель Furutech GT2 Pro
ЦАП Loxjie D30 mk II + силовой кабель DH Labs Red Wave
RCA-кабель Monoprice E119932-T
Усилитель Victor A-X1000 (рекап 2021 г.) + понижающий трансформатор Штиль 1,0 кВА
Акустические кабели Proel HPC624 (сечение 4 мм2, bi-wiring)
Акустика Vandersteen Model 2Ce Signature II
«Эзотерика»: гальваническая развязка по питанию + стабилизация напряжения
Вполне допускаю, что в другом тракте отличия тестовых треков могут проявляться иначе. Поэтому, если захотите поделиться своими впечатлениями от сравнения, прошу обязательно указывать состав вашей аудио-системы.
«Пополняш» недели
Новая «традиционная» рубрика, начало которой было положено в предыдущем выпуске.
Некоторые интересные поступления за эту неделю:
Apotheosis «A Shroud Of Belief» (1995/re1998)
Cemetery Of Scream «Melancholy» (1995/re2007)
Yattering «Human’s Pain» (1998/re2001)
Talk Talk «It’s My Life» (1984/re1997)
Talk Talk «The Colour Of Spring» (1986/re1997)
Fun Fun «Have Fun!» (1984/re2023) трансфер с винила от ESonCD (подробности о лейбле — в ЭТОМ выпуске)
Cigarettes After Sex «Bubblegum» (2023) сборник WEB-синглов, ранее не издававшихся на CD (подробнее об издателе читайте ЗДЕСЬ)
***
Всем хорошего звука! До новых встреч.
Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru