Найти в Дзене
druzhinin audio

Куда спешат «фирменные» ленты и почему отстают «пиратские»

Оглавление

№34/2023. 1) «Тот самый звук» или производственный брак? 2) «Косяк» нового релиза Nirvana. 3) Премьера рубрики.

Всем привет!

Хотел сегодня выпустить рецензию на юбилейное переиздание альбома Nirvana «In Utero» [30th Anniversary Super Deluxe], которое вышло 27 октября. Однако ситуация с ним пока непонятная. Я уже писал в своём Telegram-канале, что весь концертный сет фактически испорчен. Вспомните звук mp3 | 128 Kbps — с характерными артефактами, напоминающими «свист» и «бульканье». Вот так звучит и это переиздание (за исключением самого альбома, там всё в порядке).

Пикантность в том, что официальную публикацию концертов (Лос-Анджелес 12/30/1993 и Сиэтл 01/07/1994) фан-сообщество ожидало давно, поскольку на бутлегах они были доступны только в виде диктофонных записей из толпы. Более того, лейбл анонсировал «супер-звук», которого «удалось добиться благодаря использованию искусственного интеллекта»...

Обзоров, конспирологических теорий и просто негодований на этот счёт в сети уже немало. Повторяться не вижу смысла. От себя лишь добавлю, что испорченный звук «наблюдается» в стриминговых сервисах — я лично прослушал релизы в Qobuz, Deezer и Spotify. Остаётся робкая надежда, что это какая-то техническая накладка при заливке фонограмм именно на сервисы. Так ли это, станет ясно, когда в сети появятся первые «утечки» CD и винил-рипы. Если звук окажется «убитым» и там тоже, то это будет, конечно, эпик фейл.

И раз запланированная тема «слетела», обратимся к теме вечнозелёной :)

США или Россия: кто кого?

На столике для препарирования сразу две кассеты с альбомом FatBoy Slim «You've Come A Long Way, Baby» (1998) — фирменная американская и российская «пиратка» (причём, они одногодки!).

-2
-3

Но сначала небольшая история. Впервые я услышал этот альбом на кассете от пиратского лейбла Astra (лейбл уже упоминался в блоге, как минимум — в ЭТОМ выпуске). Как и в ситуации со многими другими фонограммами, услышанными впервые на аналоговых носителях, «кассетный звук» этого альбома буквально «вклеился» в сознание. И когда на смену пришёл компакт-диск (см. фото выше — это австрийский пресс), при его прослушивании всегда не покидало ощущение, что играет он «как-то не так».

Однажды на аукционе в одном из выигранных лотов оказалась фирменная кассета с этим альбомом. Предвкушал услышать «тот самый звук», но... Чтобы окончательно расставить точки над «и», решил отыскать ту самую «пиратку» от лейбла Astra.

Это не именно та кассета, которая была у меня в конце 1990-х гг. (моя не сохранилась), но экземпляр точно такой же:

-4
-5

В базе Discogs есть этот релиз, но почему-то в карточке отсутствуют фото обложки.

«Американку» я уже показывал: мы даже слушали её в обзоре фирменных кассет 1970-90-х гг. (>клик<). Но было это уже достаточно давно, поэтому посмотрим ещё раз :)

-6
-7

Карточка в базе Discogs

Всё стало ясно, когда я оцифровал ленты, нарезал тестовые треки и загрузил в консоль вместе с CD-дорожкой. Послушаем вместе:

«The Rockafeller Skank» | CD

Сделать собственный «рип» пока не на чем :) , поэтому скачал с торрентов первую попавшуюся копию.

Sample >>>

-8

«The Rockafeller Skank» | фирменная кассета

Sample >>>

-9

«The Rockafeller Skank» | «пиратка» Astra

Sample >>>

-10

Скачать все сэмплы одной папкой >>>

Да-да, трек с пиратской кассеты на 17 секунд «длиннее», чем дорожка компакт-диска. И это не какая-нибудь «специальная кассетная версия», а откровенный «косяк» при записи тиража! «Тот самый звук» оказался производственным браком...

Забавно, но и «фирмА» не соответствует хронометражу CD. Трек отыгрывает на три секунды быстрее цифрового референса:

-11

Почему это происходит, я уже много раз рассказывал. Все массовые кассетные тиражи (неважно, легальные или нелегальные) записывались с помощью дубликаторов: на повышенной скорости, причем обе стороны намагничивались за один прогон. Какую-то стабильность в таких условиях обеспечить очень сложно: разбаланс каналов, несовпадение азимута, отличия в уровне записи и АЧХ между сторонами, искажения и сибилянты — самые распространенные артефакты.

Очевидно, что оборудование для тиражирования имеет допуск на отклонение скорости (забудьте о кварцевой стабилизации, это масс-маркет!) — этим можно объяснить незначительную «торопливость» фирменной кассеты в обзоре. Но вот «медлительность» пиратской копии на допуск уже не спишешь. Это именно брак: либо копировальное оборудование использовалось без должного обслуживания, либо «косяк» допустили при записи мастер-кассеты (что такое «мастер-кассета», читайте ЗДЕСЬ).

Но, справедливости ради, «косяк» этот встречается очень редко. Напишите в комментариях, сталкивались ли вы с чем-то подобным?

«Пополняш» недели

Премьера рубрики! Поскольку моя фонотека регулярно время от времени пополняется, решил, что в формате «постскриптума» буду рассказывать о некоторых интересных поступлениях за неделю.

-12

Insomnium «Anno 1696» (2023)

Cannibal Corpse «Chaos Horrific» (2023)

-13

Accuser «The Conviction» (1987) & «Experimental Errors» (1988) [Reissue 1997]

The Gathering «Always…» (1992/re1993) [US-version]

-14

Robert Miles «Dreamland» (1996) [The Winter Edition / with Bonus tracks]

-15

Esbjorn Svensson Trio (E.S.T) «Viaticum» (2005) [ACT]

Thierry Lang «NAN» (1999) [Blue Note]

***

Всем хорошего звука! До новых встреч.

Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru

Читайте также:

Вскрытие покажет! Посылка с аукционными кассетами
druzhinin audio21 октября 2023