Найти в Дзене
ЭраАвто

Газ в пол при затянутом тормозе: как высокая ключевая ставка буксует продажи на авторынке

Оглавление

ЦБ оставил ставку на уровне 21%. Что это значит для автокредитов, дилеров и покупателей?

Российский Центральный банк сохранил ключевую ставку на уровне 21%, и это решение, как предупреждают эксперты, не прошло мимо авторынка. Несмотря на то что подобный исход ожидался, участники рынка уже готовятся к продолжению непростой игры в условиях дорогих денег.

Почему ставка важна для авторынка?

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Ключевая ставка — это не просто цифра на сайте Банка России. Это показатель, от которого пляшут проценты по всем кредитам в стране, включая автокредиты. Чем выше ставка — тем дороже банкам брать деньги у ЦБ, а значит, тем дороже они обходятся конечным покупателям.

Как объясняет Ирина Франк, генеральный директор Frank Auto, в условиях высокой ставки страдает прежде всего доступность автокредитов, особенно для ключевой аудитории новых авто — среднего класса.

«Высокая ставка — это двойной удар: с одной стороны, кредит становится менее доступным, с другой — усиливаются инфляционные ожидания. Люди откладывают крупные покупки, опасаясь потери доходов или роста цен», — поясняет Франк.

Автокредит дорог — но не мертв

Однако не все эксперты считают ставку главным сдерживающим фактором. Никита Марголин, руководитель продаж в компании «еКредит», отмечает: даже при текущем уровне ставки автокредиты остаются востребованными — их активно субсидируют производители и дистрибьюторы.

«Сейчас 75–85% продаж автомобилей все еще происходят в кредит. Основной вопрос — не только в ставке, а в общей уверенности потребителей в завтрашнем дне», — добавляет он.

Чего ждать дилерам и покупателям?

Если ключевая ставка останется на высоком уровне, автодилерам придется проявлять больше креатива в борьбе за клиента. Скидки, рассрочки, программы утилизации — все это может стать не исключением, а стандартом продаж. Покупатели же начнут чаще смотреть в сторону вторичного рынка — там и выбор шире, и кредит можно брать на меньшую сумму.

«Производители могут замедлить вывод новых моделей, опасаясь низкого спроса. Некоторые дилеры будут оптимизировать склады, другие — вовсе уходить с рынка», — отмечает Франк.

Стагнация или рывок: среднесрочный прогноз

В перспективе 6–12 месяцев рынок может столкнуться с затяжной стагнацией. Частные клиенты станут менее активными, а корпоративный сегмент не вытянет общий объем. Конкуренция между дилерами усилится, и те, кто не сможет адаптироваться, могут сократить свое присутствие на рынке.

Тем не менее, по мнению экспертов, рано или поздно наступит «отложенный всплеск». Высокие процентные ставки подталкивают людей к сбережениям, но потребности в автомобилях остаются. Как только монетарная политика смягчится, можно ожидать бурного роста.

«Сейчас рынок затаился. Но как только откроется "форточка возможностей" — ставка снизится или курс стабилизируется — покупатели выйдут на охоту. У тех дилеров, кто выживет, начнется горячий сезон», — подытоживает Марголин.