Найти в Дзене
Андрей Мятиев

"Мотоцикл Беглецова", построенный в СССР в 1930 году и работавший на... древесных стружках!

Обращусь-ка я сегодня к мотоциклетной теме… ;-) Во время изучения материалов своего обширного мото-архива, попался мне на глаза небольшой альбом с фотографиями и короткими текстами, принадлежавший некогда московском мотоциклисту-энтузиасту и изобретателю по фамилии Беглецов. Этот самый энтузиаст в 1930 году построил на базе принадлежащего ему английского Clyno времен Первой Мировой Войны газогенераторный мотоцикл, в качестве топлива для которого использовались древесные стружки!

Движение изобретателей-рационализаторов на Руси имеет давнюю историю – вспомните хотя бы отца и сына Черепановых или Кулибина. Что до близкой и интересной нам всем мотоциклетной темы – первых любителей что-нибудь переделать и усовершенствовать, или на худой конец, «присобачить» и «оживить», история прилежно зафиксировала тогда же, когда появились моторные двухколески – то есть еще в конце XIX века. Не будем углубляться в древнюю историю, скажу лишь, что работы, произведенные энтузиастами до так называемой «Великой Октябрьской Социалистической» – весьма обширны! От построенного и даже запатентованного моторного трицикла с рессорной подвеской всех трех колес – до крайне забавного прототипа современного снегохода в виде моторных саней с мотоциклетным двигателем. Изобретателями императорской России двигало в первую очередь желание создать что-то абсолютно новое, или усовершенствовать старое, чтобы улучшить его эксплуатационные качества. Когда на страну обрушился всей своей тяжестью военный коммунизм, приоритеты и мотивы мото-изобретателей кардинально поменялись. Его Величество Дефицит (финансов и возможностей, в первую очередь) – сказал свое веское слово. Поступление в страну новой мототехники свелось к минимуму, ситуация с запасными частями стала катастрофической, с топливом и маслами – беда, так что поневоле приходилось как-то изворачиваться. Начало 1920-х годов ознаменовалось появлением всяческих мото-уродцев, собранных «с бору по сосенке» и «из того, что было».

Инженер Беглецов со своим газогенераторным мотоциклом на базе английского Clyno 1917 года выпуска. Фото 1935 года из коллекции Андрея Мятиева.
Инженер Беглецов со своим газогенераторным мотоциклом на базе английского Clyno 1917 года выпуска. Фото 1935 года из коллекции Андрея Мятиева.

В годы НЭПа возможность покупки иностранного мотоцикла ненадолго вернулась к мотоциклистам Советской России, но уже в начале 30-х приток техники из-за рубежа практически прекратился. Вот тут-то и расцвело пышным цветом массовое движение мото-самодельщиков! И вызвали его к жизни чисто экономические причины. Новых мотоциклов нет, старые рассыпаются буквально на глазах, до промышленного производства в СССР в тот момент было – как до Китая пешком. Большинство мотоциклистов-самодельщиков свои аппараты не считало чем-то особенным – да, мол, вот сделал из кусков от «Индиана», «Нортона» и «Харлея» драндулет ездящий, сам объединил все это в полноценный мотоцикл, изготовил пол-двигателя на токарном станке в свободное время и эксплуатирую помаленьку… Таких людей были сотни, а может, и тысячи по всей огромной стране. Наибольшее распространение движение приобрело в крупных промышленных городах Советского Союза – Москве, Ленинграде, Свердловске, Харькове (до 1934 года он имел статус столицы Украины). В Москве энтузиасты-мотоциклисты объединялись вокруг мотосекции Московского Автомобильного Клуба имени Садовского, в стенах которого происходили обсуждения новинок и собственных разработок.

Многолетний поиск материалов и документов по этой интересной теме собрал в моем архиве некоторое количество исторических фактов, с которыми я вас периодически и знакомлю.

Вернемся, однако, к «газогенераторному мотоциклу системы Беглецова» - именно под таким названием он фигурировал в официальных документах.

Газогенераторная установка системы Беглецова. Фото 1935 года из коллекции Андрея Мятиева.
Газогенераторная установка системы Беглецова. Фото 1935 года из коллекции Андрея Мятиева.

В 1930 году московский инженер Беглецов построил газогенераторную установку и установил ее на английский мотоцикл Clyno 1917 года выпуска. Получившийся газогенераторный мотоцикл успешно эксплуатировался владельцем и даже прошел испытания, организованные Военным Ведомством. Запуск мотора производился на обычном бензине, поступавшем из бака, а после прогрева двигатель переводился на питание от газогенераторной установки, в топке которой происходило сжигание древесных стружек. При работе на газе двигатель выдавал меньшую мощность, нежели на бензине, также генератор нуждался в регулярной чистке от нагара и шлака. Мотоцикл Беглецова на одной закладке топлива был способен пройти около 30 километров со скоростью 30-40 км/час, после чего требовалась закладка новой порции стружек и чистка фильтров и камеры сгорания. В результате испытаний, проведенных совместно специалистами Военного Ведомства и Московского Автоклуба, были сделаны следующие выводы.

Принципиальная схема конструкции мотоциклетного газогенератора системы Беглецова. Фото 1935 года из коллекции Андрея Мятиева.
Принципиальная схема конструкции мотоциклетного газогенератора системы Беглецова. Фото 1935 года из коллекции Андрея Мятиева.

Расположение газогенератора за задним колесом при испытаниях признано малоудачным, так как провоцировало «рысканье» мотоцикла из-за чрезмерной нагрузки на заднюю ось мотоцикла. Несмотря на новизну идеи и вполне успешное воплощение ее, проект не получил развития и первый советский мотоцикл, работающий на твердом топливе, так и остался единственным экспериментальным экземпляром.

Примечательно, что мотоцикл Беглецова вторично испытывался военными – уже в 1936 году, специалистами АвтоБронетанкового Управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии (АБТУ РККА). Выводы последовали те же и столь же неутешительные – у мотоцикла были явные сложности в управляемостью из-за неудачной развесовки.

Рассматривая фотографию мотоцикла, я обратил внимание на кожух, ведущий от оси заднего колеса к корпусу газогенератора – интересно, что скрывается под ним? Скорее всего, это дополнительный цепной или ременный привод, действующий от шкива или звездочки, размещенных на ступице. Вот только – для чего? Для вентилятора поддува для камеры сгорания газогенератора? Или?.. Ответа нет, благо на принципиальной схеме газогенератора это устройство никак не отражено.

К сожалению, никаких достоверных биографических данных по инженеру Беглецову найти пока что не удалось.

В конце 1930-х годов симферопольским мотоспортсменом В.А. Радзиховским на базе советского мотоцикла «Л-300» производства ленинградского завода «Красный Октябрь» был построен другой газогенераторный мотоцикл, основные части газген-установки которого располагались по обе стороны рамы, что давало более удачную развесовку. Впрочем, об этом мотоцикле я расскажу в последующих публикациях.

Посмотрите мои публикации по мотоциклетной теме:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!