Найти в Дзене

Шишкин − путь пейзажиста от итальянской школы романтизма к самобытному реализму русской пленэрной живописи.

Иван Иванович Шишкин (1832−1898), родился в г. Елабуга Вятской губернии, краю суровом и величественном. С детства обладающий от рождения живым характером, с ранних лет проявлял любознательность, но особенно его тянула к рисованию, потому уголь, мел и карандаши стали его верными друзьями, определив все его бедующее. Любовь к рисованию углем, мелом, графитовым карандашом на картоне или бумаге Шишкин пронес через всю свою жизнь. Среди именно этих рисунков очень много этюдов.

Иван Иванович Шишкин, этюд "Берег моря. Мери Хови" 1889. Уголь, цветной карандаш, мел.
Иван Иванович Шишкин, этюд "Берег моря. Мери Хови" 1889. Уголь, цветной карандаш, мел.
Иван Иванович Шишкин "Ручей" 1883 год. Бумага тоннированная на картоне, уголь мел, белила. Не такая сложная работа, как "Берег моря. Мери Хови" 1889 года, зато трубующая более тонкой организации и душевная.
Иван Иванович Шишкин "Ручей" 1883 год. Бумага тоннированная на картоне, уголь мел, белила. Не такая сложная работа, как "Берег моря. Мери Хови" 1889 года, зато трубующая более тонкой организации и душевная.

Еще со времен учебы в Москве задумывался об изображении русского пейзажа, нашедшего свое самое большое воплощение в русском лесе. Он всегда тяготел к реализму, но во многих его работах присутствую некоторые оттенки сказочности и романтики. Причем если первые его работы, характеризуются полностью романтическим сюжетом и направленностью, то далее, наблюдается плавный переход к внешне романтическим чертам, причем чем позднее работы, тем меньше таких черт. Поздний Шишкин от них избавился вовсе. Вся его жизнь — это поиски возможностей уход от романтического направления в сторону реальной перспективы без потери передачи красочности сюжета изображения!

Первые же его картины — это подражания мастерам итальянской живописи.

Одна из его работ 1856 года «Вид в окрестностях Петербурга», за которую он получил малую серебряную медаль Императорской академии Художеств, является характерным примером такого вида живописи. Это произведение создавалось, по словам самого автора, очень трудно, «по мере сил» и благодаря «молитве маменьки».

Иван Иванович Шишкин 1856 год "Вид в окресностях Петербурга".
Иван Иванович Шишкин 1856 год "Вид в окресностях Петербурга".

Например, картина «Женщина с мальчиком в лесу» 1868 года чем-то напоминает творчество Васнецова.

Иван Иванович Шишкин "Женщина с мальчиком в лесу" 1868.
Иван Иванович Шишкин "Женщина с мальчиком в лесу" 1868.

Ярким таким примером, на мой взгляд, может служить его картина 1893 года «Старый Валежник. Лесное Кладбище», в которой тени и солнечный свет падая на мхи, освещая низины леса, создают какой-то сказочный колорит, но являются неотъемлемой часть этого пейзажа в действительности. Такой момент еще надо найти и суметь запечатлеть, так как по длительности он составляет часа два не более. А сам живописный пейзаж, находиться где-то в чащобе.

Иван Иванович Шишкин "Старый Валежник. Лесное кладбище" 1893 года
Иван Иванович Шишкин "Старый Валежник. Лесное кладбище" 1893 года

Или картина "Хвойный лес. Солнечный день" 1895 года, просто реальный пейзаж, характеризующийся красотой краткосрочности запечатленного момента, где главная деталь композиции — это солнечные лучи и тени стволов деревьев, уводящие наш взгляд в глубину картины.

Иван Иванович Шишкиш "Хвойный лес. Солнечный день" 1895 год.
Иван Иванович Шишкиш "Хвойный лес. Солнечный день" 1895 год.

Остальные же поздние его работы вообще лишены не то, что намека на сказочность, но не имеют ни каких черт даже романтического направления, одна сплошная реальность с детальной прорисовкой всех элементов картины: будь то природа, изображения неба, лучей солнца или передача воздушной среды, а также облика архитектурных объектов. Это настоящие масштабные пейзажные шедевры, вершина его творчества. ("Мельница в лесу. Преображенское" 1897 год, "Корабельная роща" 1898 года).

Иван Иванович Шишкин "Мельница в лесу. Преображенское" 1897 год.
Иван Иванович Шишкин "Мельница в лесу. Преображенское" 1897 год.

Шишкин всю жизнь совершенствовал метод сочетания романтизма и реальности, с годами все более умея маневрировать между ними, для придания своим картинам линии сюжета. Из работ последних лет романтизм и сказочность, как я писал исчезли вовсе, перейдя в перспективу передачи светотеней, что сделало его картины реалистичными, на столько на сколько это вообще было возможно, однако лишило динамики развития сюжета, но и здесь есть место совершенству: картина «Осень» 1892 года, в которой есть сюжет, настроение и усело сочетается не наигранная картинность с реальностью. Душа природы отражается в картине, вместе с настроением переданной ей художником. Налицо красота, тонкая изящность и натуральность картины. Динамику сюжета составляет одинокая птица, летящая над одетыми в багрец и золото деревьями, на заднем плане разбавляя гамму цветов виднеются сосны и ели. Пышные одежды золотой осени, придают пейзажу хорошее настроение. Искренне испытываешь радость от сухого и солнечного дня. Реалистичное хмурое небо над головой с одиноко летящей птицей придают нотки тоски и заставляют задуматься о возможно скором дожде и наступлении довольно скучной поры.

Иван Иванович Шишкин "Очень" 1892 года. (Настоящий пейзаж настроения).
Иван Иванович Шишкин "Очень" 1892 года. (Настоящий пейзаж настроения).

Шишкин тщательно подходил к созданию своих шедевров, много делал эскизов, детально прорабатывая все объекты картины, а потом рисовал уже целое изображение на одном холсте в своей мастерской, в окружении эскизов, совершенствуя изображение уже по памяти. Наносил один слой краски на другой, после полного высыхания первого. Иван Иванович Шишкин не смешивал краски, а использовал заводские тона. По мнению живописца, это единственный способ нарисовать картину «на века». Он на практике выяснил, что большинство оттенков, полученных смешением, уже через 10 лет теряют свой первоначальный цвет или вовсе исчезают, в то время как заводские краски остаются такими же яркими и насыщенными. Потому его картины отличаются долговечностью и сохранностью.

Большое внимание уделял реальности, путем передачи светотеней и воздушной перспективы, и натуральности цветовой гаммы. Именно поэтому почти все его этюды, это полноценные картины с настоящей естественностью («Опушка лиственного леса» 1895 год, этюд. "Пруд в старом парке" 1890-е годы, этюд для одноименной картины 1898 года).

Иван Иванович Шишкин «Опушка лиственного леса» 1895 год, этюд.
Иван Иванович Шишкин «Опушка лиственного леса» 1895 год, этюд.