Вам когда-нибудь было интересно, сколько случаев корпоративного мошенничества оставались невыявленными? А как вообще корпоративное мошенничество влияет на стоимость той или иной компании?
Международная группа исследователей в составе с А. Дайком, А. Морс и Л. Дзингалес пошла дальше и в 2023 году представила расчеты на эту тему на примере краха Arthur Andersen (AA). Это была крупная международная компания, которая почти 90 лет предоставляла аудиторские, налоговые, консалтинговые и другие профессиональные услуги. Несмотря на свою репутацию, компания не сторонилась сомнительных бухгалтерских практик, что и привело к ее концу – краху на фоне крупного скандала с банкротством энергетической компании Enron (2002 г.). Данный кейс послужил основанием для принятия закона Sarbanes–Oxley, направленного на усиление финансового контроля и защиту инвесторов.
После случая с Enron бывшие клиенты Arthur Andersen стали проверяться тщательнее. Выяснилось, что мошеннические схемы были использованы и с другими клиентами AA. Это позволило выявить ранее скрытые случаи мошенничества. Дайк А. и соавт., на основе составленной ими математической модели, определили, что в обычных условиях обнаруживается только треть всех случаев корпоративного мошенничества. Согласно полученным ими данным, примерно 10% крупных публичных компаний ежегодно совершают мошенничество с ценными бумагами (с вероятностью от 7% до 14%).
С помощью метода событийного анализа, было установлено, что репутационный ущерб от обнаруженного мошенничества составляет 25% от стоимости акционерного капитала компании: этот ущерб, как правило, выражается в снижении ожидаемых денежных потоков, поскольку инвесторы, поставщики и клиенты прекращают или пересматривают условия взаимодействия с мошеннической компанией.
Каков же ущерб от невыявленного мошенничества? Есть ли он? Согласно данным исследователей, есть. Их логика такова:
• 10% компаний занимаются мошенничеством;
• если обнаруженное мошенничество (которое составляет 33% случаев) приводит к потере 25% рыночной стоимости компании;
• а невыявленное мошенничество (которое составляет 67% случаев) – к потере 10,9%;
• то в среднем мошенничество стоит компании 15,6% ее рыночной капитализации.
• таким образом, ежегодные убытки от мошенничества составляют 1,6% от стоимости капитала компании.
На 2021 год в денежном эквиваленте на примере рынка США выявленное значение в 1,6% говорит о предполагаемом ежегодном ущербе в 830 млрд долл. США (с диапазоном уверенности от 560 миллиардов до 1,133 триллионов долларов).
-------------------------------------------
Телеграм-канал Аверта: практические кейсы и рекомендации по оценке, экспертизе и инвестиционному консалтингу от профессионалов с опытом более 14 лет.