Какому социальному статусу соответствует статус Онегина сегодня, когда дворянства не существует, а тип поведения, в общем-то, остался?
Уважаемые читатели, в комментарии Н. Лернера сказано, что батюшка служил "отлично благородно" в значении «очень благородно». И Лернер, по словам В. Набокова, сделал вывод, что сей хороший господин не брал взяток (в отличие от некоторых других чиновников), — отсюда и долги.
Но мне по душе мысль, что батюшка Онегин подобен пушкинскому батюшке в романе Юрия Тынянова "Пушкин": и там "отлично, благородно" явно звучало бы как насмешка, ибо Сергей Пушкин под предлогом "дворянских вольностей" службы избегал. В общем, в моих размышлениях онегинский батюшка во всём подобен пушкинскому.
Батюшка Онегина — владелец имения, земли, деревень.
Тема богатства и мотив разорения.
“Онегинский век” — это дворянский век. У дворян была своя философия, свой стиль. Но разве сегодня не может быть людей с аналогичным типом мышления и приоритетами?
Отец Онегина — скорее всего помещик средний (вряд ли мелкий, тогда им бы пренебрегали), то есть с общим количеством мужиков до 500-600 (про имущество Чацкого, например, у Фамусова спорят, приводя цифру 300-400).
Как вел хозяйство отец Онегина?
Он заложил поместье в банк, получил деньги, на которые и жил.
Он не употребил средства на улучшение своих земель, что позволило бы ему увеличить доход и со временем выплатить банку долг. Этот не слишком богатый дворянин “давал три бала ежегодно и разорился наконец”. То есть все его доходы от земель — пассивные доходы — поглощали банки, но и этого не хватало. Поместье закладывалось повторно, выплаты возрастали, а доходы деградировали. Итог — разорение.
Свои поместья и земли онегинский отец получил от своего отца. Значит, сегодня это был бы владелец большой квартиры в центре Москвы или Петербурга, доставшейся от обеспеченных родителей. У отца Онегина были бы в собственности земельные участки, которые он сдавал бы арендаторам, но денег на содержание 10-комнатной квартиры, на вечеринки в ней и одежду класса “люкс” не хватало бы — отсюда кредиты в банках. Во времена Пушкина банк не торопился взимать долги — всегда можно дождаться смерти должника и конфисковать всё его имущество. А значит, при таких условиях отец Онегина мог бы технически брать кредиты по несколько миллионов в разных банках и не платить. Банки ждали.
Представьте себе человека лет 45-50, который ни одного дня не работал, весь пассивный доход которого поступал от доставшихся по наследству участков, который вдобавок брал кредиты в банках и не отдавал. Это отец Онегина. На что он тратил кредиты? На дорогую одежду, еду и балы. На изящество. Сегодня это была бы одежда брендов класса “люкс”, дорогие кожаные туфли на заказ, швейцарские часы, 3 раза в неделю — лучший салон красоты. Лучший транспорт — коляска и крытый экипаж с хорошими конями. Что альтернатива коням сегодня? Конечно, машина. На кредитные деньги отец Онегина купил бы машину представительского класса, хорошую, миллионов за 5. На работу ему ездить не надо (это феномен так называемых "дворянских вольностей", когда господа уклонялись от службы под предлогом этих "вольностей") — он бы просто ездил на ней “на прогулку”. При этом он держал бы отдельного слугу для ухода за машиной. Утром (после 12 то есть) отец Онегина выходил бы к гаражу, слуга выкатывал бы машину, и отец Онегина говорил водителю:
Кататься, голубчик!
И они бы объезжали по кругу онегинский район, отец Онегина выходил бы поздороваться с друзьями, рассказывал, какие новые трюфели попробовал недавно в новом ресторане и какой едкий стишок сочинил в адрес глупого соседа, у которого машина немодного цвета. Благодушно посмеявшись, отец Онегина залезал бы в машину обратно, водитель заканчивал бы круг моциона, и они возвращались.
3 бала ежегодно — это крупные вечеринки, на которые приезжают все обладатели таких же привычек в еде, одежде и отдыхе. Цветы от дорогих флористов, еда от модных поваров, приглашённые музыканты... Да это же подобие свадьбы! Три ежегодных бала, которые давал отец Онегина, сегодня сопоставимы с 3 свадьбами. На которые люди действительно берут кредиты.
После смерти отца у Онегина 2 пути: отказаться от наследования или войти в наследство вместе со всеми долгами — и перед банками, и перед бутиками одежды, где отец отоваривался “в долг”, и перед ресторанами “молекулярной кухни”, где ел “в долг”, и перед автосалоном.
Разница между по-настоящему богатым дворянином и средним в том, что средний после таких многолетних трат остаётся действительно нищим — или нищим и мёртвым. Хоть святых выноси.
А богатый дворянин в итоге может расплатиться, так как у него, во-первых, в разы больше земель, а во-вторых, у него есть такие ценности, которые действительно могут успокоить кредиторов. Например, по-настоящему богатый дворянин — обладатель ценных бриллиантов, которые в крайнем случае может продать. Помните у Бальзака Гобсека, который оценивал бриллианты, заложенные богачкой?
Онегин испугался ответственности и не вступил в наследство отца. Значит, деревни отца отошли банкам, как и дом.
Было понятие — родовая честь. Когда деревни принадлежат одной семье столетия подряд, когда дворянин борется за право своей фамилии считаться “честной”. К Онегину это не относится. Это характер легкомысленный, для которого репутация отца ничего не значила: после нас хоть потоп... Что ж, по этому принципу жил и сам отец.
Кем, кстати, становится Онегин для светского общества, когда в 18 лет перестаёт быть “дитятей” (или "дитёй", как сказал бы Грибоедов) и превращается в “модного философа”?
"Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде"
"Красавиц модных модный враг"
"Тутъ можно было увидѣть и литератора, и артиста, и даровитаго актера, и хорошенькую актрису, и шалуна офицера, а иногда и ученаго академика..."
(светские характеры в описании неизменного друга Грибоедова Бегичева. Источник: А. С. ГРИБОѢДОВЪ. Біографическій очеркъ. Н. Пиксановъ.)
Серьёзное образование в те годы дворянину получать было неприлично: чересчур образованных дам насмешливо звали “академиками в чепцах”, над учёными господами насмехались не меньше. Действительно, смешно: выучился наукам, как будто работать собирается, как какой-нибудь разночинский интеллигентишка, а не чистокровный дворянин... (Этих глупых насмешников, кстати, сам Пушкин называл «светской чернью», и называл не зря. Чернь — она и есть чернь: это внутренняя характеристика человека, а не внешняя.)
Заметьте, к определению “цивилизации праздности” общество шло уже тогда, только праздность позволить себе могли немногие. Сегодня ситуация “улучшилась”, праздность стала доступнее.
Итак, Онегин не имел специальности, никогда не служил и не имел чина.
Это и плохо, и хорошо.
Плохо — так как Онегин жил бессистемно и не нашёл себе места.
Хорошо — так как Николай I заставлял дворян обязательно где-то служить, и это было похоже на “распределение” после вуза.
Для Пушкина такое “распределение” — это удар по личной независимости, по праву человека самому определять род своих занятий, строить свою жизнь независимо. Но для того, чтобы личной свободой наслаждаться, нужно чётко представлять своё предназначение в жизни и служить ему. Онегин не представлял себе никаких призваний и ничему не служил — а потому носился по жизни, как былинка, сдуваемая ветром. Весу ему не хватало, весу.
Какой из этого следует вывод? Личная свобода полезна лишь тому, кто имеет ясное представление, как ею воспользоваться. Для человека без принципов и ясного жизненного пути излишняя свобода обращается в яд. Для человека “лёгонького” полезней заземление.
— Онегин, почему у вас сплин?
— Да так, интоксикация излишней личной свободой...
Благодарю за прочтение!
Уважаемые читатели, прошу оставаться вежливыми при обсуждении.