Найти в Дзене
LiterMort

Евгений Онегин Пушкина: чукча не целеполагатель, чукча — чужих причуд истолкователь

Сможет ли Онегин завоевать верную Татьяну, совершив какой-нибудь героический поступок?
Например, записавшись в декабристы?
Конечно, интересно и то, МОЖЕТ ли Онегин захотеть стать декабристом, ведь он довольно пассивен и ненадёжен.
А если вдруг загорится и станет, убедит ли это Таню, что, отказывая «рабу мелкого чувства», она на самом деле отказывала большому борцу за народную свободу и недооценённому герою своего времени (потенциальному, как и любой «лишний человек»)?
Такой героический Онегин будет достоин того, что ради него обмануть доверие мужа?..
Насколько великий гражданственно-нравственный подвиг должен совершить Онегин, чтобы ради такого не эгоиста, но мужа с большой буквы «м» Татьяна могла бросить многое? #НовыйГод #викторина #подарки #LiterMort #БугаёваНН #ТатьянаЛарина #ЕвгенийОнегин #Пушкин #литератураипоэзия
Прежде всего задаёшь себе вопрос: а что Татьяна знает об Онегине?
Она после замужества вращается в том же обществе, что и он когда-то.
Все бывшие знакомцы Онеги

Ответ на вопрос №15

🎁❄🎄Новогодняя викторина LiterMort 2024 ❄🎄🎁
🎁❄🎄Новогодняя викторина LiterMort 2024 ❄🎄🎁

Сможет ли Онегин завоевать верную Татьяну, совершив какой-нибудь героический поступок?
Например, записавшись в декабристы?

Конечно, интересно и то, МОЖЕТ ли Онегин захотеть стать декабристом, ведь он довольно пассивен и ненадёжен.

А если вдруг загорится и станет, убедит ли это Таню, что, отказывая «рабу мелкого чувства», она на самом деле отказывала большому борцу за народную свободу и недооценённому герою своего времени (потенциальному, как и любой «лишний человек»)?

Такой героический Онегин будет достоин того, что ради него обмануть доверие мужа?..

Насколько великий гражданственно-нравственный подвиг должен совершить Онегин, чтобы ради такого не эгоиста, но мужа с большой буквы «м» Татьяна могла бросить многое?

#НовыйГод #викторина #подарки #LiterMort #БугаёваНН #ТатьянаЛарина #ЕвгенийОнегин #Пушкин #литератураипоэзия

Прежде всего задаёшь себе вопрос: а что Татьяна знает об Онегине?
Она после замужества вращается в том же обществе, что и он когда-то.
Все бывшие знакомцы Онегина теперь в навязанном ей кругу.
И что они сообщают ей об Онегине?
По сути, всё то, что Пушкин сообщил нам, читателям, в 1-ой главе:

«повеса пылкой»;
«угрюмый, томный»;
«отступник бурных наслаждений»;
«отшельник праздный и унылый»;
«жертва бурных заблуждений и необузданных страстей»;
«чудак печальный и опасный»

Ведь в петербургском свете у Евгения не было друзей или доброжелателей — его все не переносили:

Враги его, друзья его
(Что, может быть, одно и то же)
Его честили так и сяк.

А почему?
Да потому что у Онегина помимо лени и эгоизма ещё был определённый характер. Онегин не тюфяк, а штучка:

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с жёлчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

Язвительный, саркастичный, жёлчный, порой даже озлобленный.
А ещё — по-своему (хоть что-то своё, не модное!) странный, резкий, холодный, угрюмый, но и — мечтательно-пассивный.

Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм.

Это совпадает и с портретом, который самокритичный и трезвомыслящий убеждённый холостяк Онегин даёт сам себе:

Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я.

Хмурый, молчаливый, раздражительный, холодный, но при этом ревнивый. Собака на сене. Самодур. А куда от себя денешься? Терпеть и плакать.

Заметьте, что Онегин обладает острым умом, он отнюдь не туп. Всех и каждого он привык иронично считать ничтожествами и глупцами, а люди этого не любят. Ах, считаешь нас ничтожествами и глупцами? — восклицают недовольные люди. — Известно, что в других более всего раздражает не что иное, как свой же недостаток. Стало быть, это вы, Онегин, ничтожны и глупы!
Отбились, прожжённые картёжники.

Но Пушкин и сам светских пошляков зовёт «чернью светской», однако сам — ни разу не чернь, так сказать. И даже не полностью светский. А какой? Нянин.

И вот Татьяне, уже не Лариной, великосветские ничтожества и глупцы с улыбкой авгуров сообщают, что Евгений, кхм-кхм, ничтожный глупец, беглец людей и света, красавиц модных модный враг. Унылый модник, пасмурный чудак, печальное разочарование для всех, а первее всего — для самого себя.

Это полуправда. Частично так, но дьявол кроется в деталях — в деталях полулжи и полуправды.

А сам автор называет поведение Евгения «благородным» и «милым»:

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство.

У Онегина — души прямое благородство. Ведь он начал новую жизнь в деревне! Здоровый образ жизни, больше никакого светского лицемерия, никаких игр в любовь, никаких бодрствований всю ночь с подъёмом после обеда, только истина, честность, прямота, борьба с вредными привычками. Но кто об этом, спрашивается, знает, кроме самого Евгения? Намеренья, намеренья. Да, ленив, да, пассивен, да, эгоистичен, но и таким, как он, не запретишь хотеть исправиться, начать новую жизнь с понедельника.

А Татьяна и сама уже кое о чём догадывалась, так как перед отъездом из деревни ходила в дом Онегина и читала его книги.

И долго плакала она.
Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной."

"Да с ним еще два-три романа,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.


Стало быть, это не один Онегин такой — это вообще многие таковы: духовно безнравственны, себялюбивы, сухи, при этом мечтательны — то есть бездеятельны, — а также озлоблены и с кипящими в голове злобными мыслями против людишек вокруг. Да каждый второй таков!

Только сегодня эти "кипящие в бездействии пустом" злобные мыслишки люди порой выплёскивают в интернетских комментариях: получи, мир, ты это заслужил!

Избавился от яда — и даже стало легче. А Онегину некуда было выплёскивать яд "в бездействии пустом", и он им отравился. Как Ромео, кстати.

У модника Онегина были длинные ногти, как и у Пушкина, ими он подчёркивал заинтересовавшие его фразы:

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей.


Видна деятельная работа мысли Онегина:

На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.»

«И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать <...>
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Уж не пародия ли он?


Риторические вопросы — это догадки о личности Евгения, которые появляются у Татьяны.
Кто он? — чудак? в чём-то ангел (например, внешностью), в чём-то дьявольски высокомерный (в презрении ко всем и навешивании ярлыков: тупой, тупой, тупой, ещё тупее...)? подражанье — то есть Онегин имеет кумиров и "чистит себя под них"? Под Байрона, под Наполеона... А если подражатель — значит, не отдельная личность, а "призрак" кумира? а где же он сам, сам Евгений? Очищенный от Байрона, от света — кто он? Призрак личности? Человек-невидимка? Тот тоже ходил в плаще — замаскировать отсутствие субстанции. Онегин — перепевальщик чужой моды, чужих модных образов — "Чужих причуд истолкованье"? Не цельная личность, а —
пародия на личность?..

Так думает Татьяна, пытаясь понять Евгения, разглядеть его истинное "я" за "модным плащом". А он — человек-невидимка. Убери свет, моду и плащ — и нет его?

И вот 8 глава, почти 3 года спустя.
Какой предстаёт Татьяна перед Онегиным?

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок.

Для Татьяны неприемлемы фальшь и притворство, она не «выделывается» перед другими, никому не пытается подражать, никогда не опускается до вульгарности, не заглядывает в рот "кумирам". В Татьяне ощущается внутреннее достоинство и чувство такта, она личность, а не "пародия на личность". Натянул панталоны, наполировал ногти — и уже личность? Нет, брат, это не так работает.

Зачем же Онегину Татьяна?
В ней он видит всё то, чего ему недостаёт.

А почему не видел раньше?

Человек познаётся в его взаимодействии с окружающими. Всё познаётся в сравнении. Видел Таню на фоне дерев — не мог распознать, кто там перед ним. Увидел на фоне светских людишек — и всё ему ясно стало теперь.

И в этот миг Онегин перестаёт быть «лишним человеком». Неожиданно для самого себя он прекращает скучать, обретает цель в жизни и осознаёт своё место в ней. Это место — быть рядом с Татьяной. Онегин в каком-то смысле —
паразит. Татьяна полнокровна и жива, и он, измождённый собственной неполнотой и ущербностью, хочет напиться её "живой крови". Эгоистично? Ну, он же не забыл, что она на самом деле любит его. Любить — это делиться.

А если теперь Татьяна так быстро разлюбила его, значит, её любовь была неистинной?
Если так, то она не имеет права обвинять его в неистинной любви. Кто сам безгрешный, пусть первый бросит камень.

Стало быть, у Тани, по мнению Евгения, 2 пути:

признать, что её любовь к нему была истинна, значит, жива до сих пор — и потому Татьяна должна взять Евгения себе, ибо любит его, а он упьётся её совершенством (любовный взаимообмен);

признать, что её любовь к нему была пустышкой, любовишкой, которая выветривается через 2-3 года, и Татьяна потому лишена морального права в чём-либо упрекать Евгения, так как сама ничем не лучше его и — сама умеет любить только по-светски, временно, в чём пытается (лицемерка) обвинять его.

Далее Татьяна признаёт, что её любовь истинна, а значит, парирует Евгений, ей придётся избрать истинную любовь выше всего остального. Чувствуете логику?

Как в повести "О любви" Антона Чехова: "в любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем грех или добродетель". Понимаешь, Таня? Любовь выше греха или добродетели, поднимись, наконец, выше. Любовь важнее всего, или это не любовь. Если не выберешь меня — то ты вообще не любишь!

Это логика Евгения. И в чём-то, безусловно, он прав. Конечно, я прав, — радостно кивает опасный чудак, — вы Библию хоть читали? Бог — это любовь.

По мнению многих мыслителей (а не только пушкинского "обитателя кельи модной"), любовь приносит величайшие потрясения, и выбравшие эту стезю не должны пугаться их. Трусость или нерешительность в вопросах любви только разрушают это высокое понятие. Любовь выше греха или добродетели.

Это любовная диалектика.

И вот ответ на наш вопрос: Онегина спасёт только поступок, так как диалектика — это слова. "Paroles, paroles". Без поступков любой любящий — всё тот же человек-невидимка. Личность от недоличности отличают благородные поступки (а не просто поступки: гнусными поступками можно свою "недоличность" только усугубить).

🎁❄🎄Новогодняя викторина LiterMort 2024 ❄🎄🎁
🎁❄🎄Новогодняя викторина LiterMort 2024 ❄🎄🎁

Способен ли Онегин стать декабристом?
Встречный вопрос: а соответствует ли декабризм, борьба за гражданские свободы, внутренним убеждениям Евгения?
Ещё вопрос: а есть ли у него внутренние убеждения?

Читаем из его эпистолы Татьяне:

Я думал: вольность и покой
Замена счастью.

То есть Онегин высоко ценит свободу — настолько, что ставил выше личного счастья.

Более того, Онегин страдал от недостатка искренних друзей, от кипения мыслей одновременно с пустотой, от бесполезного проживания лет. Почему бесполезного? Потому что наедине с собой. И — без цели. Значит, сам себе Онегин цель поставить не умел. Чукча не целеполагатель, чукча — "чужих причуд истолкованье" (цитата из 7 главы).

Вот он, ответ!
Онегин — прирождённый "чужих причуд истолкователь". К нему приходят декабристы со своей "причудой" — декабризмом. Готовая идея. Они её подсовывают Онегину, его кипучие мысли радостно набрасываются на декабризм. Ничего, что идея чужая, — Онегину не привыкать. И вот наш Евгений — декабрист!

И он бегает с декабристами, радостный, что преодолел свою "болезнь", свою хандру духа. Декабризм — это модно в тайных кругах. Онегин полезен, Онегин при деле, его все "свои" даже уважать начинают. Теперь он — в декабристском плаще.

И Татьяна узнаёт, что Онегин-то — борец за всенародную справедливость и вольность. Ах, а она-то думала, что ничтожество, рабская пародия с мелкими чувствами!.. Надо бы извиниться. Приходит к нему, извиняется, смотрит на него новыми глазами. А Евгений во всём лучше её мужа. Умный, декабристский, вольнолюбивый. Против монархов злых кипящий честною душой. Ум у него — острый, деятельный, душа — наполненная. Ах, так вот ты какой, северный олень...

Ах, и — Онегин, я только сейчас поняла вас, а до того не понимала... до того светская мишура застилала мне взоры... вы были как будто в дымке, в каком-то пальто, то есть плаще, а вот теперь — открылись... Вот вы — кто? Вы замечательный декабрист, вы очень талантливый вольнодумец, вы эффектный мужчина... Правда! Нет, нет, нет, не спорьте! Я люблю вас... любовь выше всего, выше греха, выше добродетели...

А потом Онегина сошлют в Сибирь, но это — уже другая история.

— С наилучшими пожеланиями,  Надежда Николаевна Бугаёва
— С наилучшими пожеланиями, Надежда Николаевна Бугаёва

#Онегин