На канале Яндекс-Дзена «Dinvolt» (https://dzen.ru/dinvolt) автор задаёт очень глубокий и неоднозначный вопрос: у Дж.Р. Р. Толкиена во «Властелине колец» орки прокляты без права реабилитации? Для них нет надежды на искупление? Они мифические чудовища без души и права на милосердие, убивать которых — всё равно что бить комаров?
Вопрос, грамотно поставленный и злободневный, провоцирует на размышления.
#LiterMort #БугаёваНН #СловоПацана #АУЕ #современнаякультура #ВластелинКолец #Толкиен #Библия
Обречённость орков объясняется библейскими мотивами.
Люди, согласно Библии, прокляты Всевышним, первородный грех и грех Каина заклеймили весь род людской. Всякий человек уже рождается заклеймённым. Вся жизнь уходит на отмаливание проклятия рода человеческого, и отмолить получается отнюдь не всегда — ведь «семя зла» уже внутри, человеческая злонамеренность, гнилая природа никуда не денется.
В случае орков изображена утрированная картина. Они рождены проклятыми, гнилыми, отвратительными. Физическое уродство — символ уродства морального.
Можно перевести вопрос в область физических параметров: если кто-то родился орком, то он что же, никогда не выиграет конкурса красоты?
Это вопрос уже современной этики и эстетики: имеет ли уродство право считаться красивым? Бодипозитив и тому подобное. Уродство — это всего лишь дополнительная грань прекрасного? Для Толкиена, традиционалиста, ответ очевиден: уродство не имеет права считаться красотой, это уже вульгарная подмена понятий. Но для современного европейца ответ будет иным: дважды два имеет право становиться пятью или шестью, а уродство имеет право считаться красотой, аморальность — нравственностью.
«Бодипозитивный орк» устанавливает свои параметры прекрасного. Фродо прекрасен, когда его душа грустит даже посреди восстановившегося довольства Шира, но и орк прекрасен, когда он ворует мясо у другого орка и впивается зубами в шею недруга. Орковская эстетика иная — как, например, у «урок и гопников», эстетика тюремная, воровская. Ущербная для Фродо, но — превосходная для орковской картины мира.
Отдельного упоминания стоит вопрос: если, согласно Библии, крестная жертва Христа очищает людей от проклятья, то доступно ли такое очищение для орков? Галатам 3:13: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»)». Если проклят всяк, родившийся орком, то придёт ли агнец искупить орков от клятвы?
Как это следует понимать? У орков своя субкультура, своя среда, своя перевёрнутая мораль. У рождённого орком априори нет шанса или лазейки не стать «богомерзким уродом», причём и внутренне, и внешне. Это проклятие рода.
Как Экциклопедия Брокгауза и Ефрона интерпретирует жертву Христа ради спасения рода людского?
Согласно Библии, род людей подвергся вечному проклятию, заразил всё существо свое грехом и извратил всю свою природу — разум и волю. Чтобы избавить его от этих зол и восстановить союз с Богом, необходимо удовлетворить правосудие Божие — уничтожить грех в существе человека и вообще истребить гибельные последствия, произведенные грехом в природе человека и во всём мире.
Для этого нужна была столь же великая умилостивительная жертва, сколь велико было оскорбление, нанесенное человеком самому Богу. Такой жертвы не мог принести сам человек: любая его попытка была бы несоразмерна греху оскорбления величия Божия.
Единственный путь таков: Сын Божий соделался человеком и, приняв на себя все грехи человеческие, претерпел за людей всё, что требовалось правосудием Божественным. Так проклятие было нейтрализовано.
Как применимы эти библейские рассуждения к оркам Толкиена?
У орков их собственное культурное сообщество. Допустим, это такое сообщество, в котором норма — это ругаться матом, воровать, насиловать друг друга, отлынивать от работы, мазать калом занавески, сплёвывать сопли в похлёбку товарища, кусать тех, кто не нравится, и проч. Для орков такое поведение не стоит ниже нормы, а есть норма. Соответственно, орки посильнее убивают и обворовывают орков послабее, так как кто слабее — тот, к примеру, «слизень». Называть именем животного в целях унижения — народная традиция, в том числе и в орковском народе.
Орки кричат: «Что я, слизень позорный, что ли, или право имею? Я ворую, а меня обворовать никто не могёт, силёнок не хватит.» И так далее в таком ключе. Это не орки-преступники: напротив, это нормальные орки, а преступными они выглядят лишь в сравнении с представителями иных культур. Как, к примеру, аборигены-людоеды оказываются каннибалами лишь для культур, осуждающих каннибальство, а внутри своего микросоциума такие людоеды законопослушны и вполне нравственны.
Так вот, есть ли духовное спасение для орков? Они сами слишком воровливы, грубы, драчливы, нечистоплотны, неспособны уважать себя и друг друга, чтобы самостоятельно заработать прощение. Кто придёт и принесет за них «умилостивительную жертву»? Если руководствоваться Библией, то Сын Божий (из толкиеновских Валар) из великой жалости к оркам должен принять облик орка, то есть родиться орком, и умереть в муках ради спасения орочья рода.
Но орки — чудовища. Это нелюди, подобные мифическим монстрам, служащим силам зла. Может ли божественное милосердие распространиться на них?
А если такие чудовища — продолжение рода дьявола? Если злые орки представляют собой род дьявольский на земле, то захочет ли Бог выпросить для них спасения? Можно ли жертвой Христа спасти самого дьявола от его дьявольской сущности? Очень сложный философский вопрос.
Вот Иисус жалеет дьявола и всех его демонических чудищ за то, что они такие грязные и порочные. Иисус хочет их спасти. Они сами не могут себя спасти, ибо слишком порочны и низменны. Им бы только грызться и воровать. Иисус рождается у демонической девы (звучит оксюмороном, но пусть так), живёт в теле чудовища, все вокруг друг друга «мочат», а он готовится принять муки. Потом Иисус провозглашает истины добра и милосердия, чудовища вокруг над ним смеются и «харкают» в него, мажут его калом и называют слизнем. Далее они распинают Иисуса в теле монстра, и он воскресает.
Принципиальный вопрос: могут ли у такого Иисуса появиться среди чудовищ апостолы? То есть вопрос таков: способен ли демонический монстр при виде Иисуса и при звуках его проповеди духом обратиться к добру и справедливости? Ведь Христос таков, ибо в нём заключён Дух Божий, а в монстре — дух демонический (или хотя бы чудовищный). Способен ли чудовищный дух по доброй воле обратиться к небесам?
Возникает так называемая антиномия: если дух суть демонический, то он не способен обратиться к небесам, ибо то противно его сути. Если же дух обращается к небесам, то, значит, он не является демоническим, а это противоречит изначальному тезису.
Применима ли такая постановка вопроса к человеческому обществу?
Нельзя не брать во внимание интерпретацию экранизации толкиеновского «Властелина колец» русским переводчиком Дмитрием Юрьевичем Пучковым (под псевдонимом Гоблин), который произвёл амплификацию русских культурных реалий на художественную картину мира Толкиена. В результате такой обработки изначального материала орки у Пучкова превратились в пресловутых «урок и гопников», то есть тюремных заключённых, преступников, носителей тюремной культуры и жаргона АУЕ.
Словарь русского арго под редакцией В. С. Елистратова (2002) даёт следующее определение слову «урка»:
1. Преступник, уголовник; заключенный, относящийся к преступному миру.
2. Хулиган, шпана.
3. Ирон. обращение. От уг. «урка» — вор, член воровской шайки, «уркаган» — дерзкий, авторитетный вор, первоначально «урка», «урок» — крупный преступник, антоним — «оребурк(а)».
Этот же словарь дает следующее определение слову «гопник»:
Мошенник, налетчик; погромщик, хулиган. Ср. уг. «гоп» — ночлежка, «гопать» — жить бездомным, ночевать на улице, бродяжничать.
Преступники и их субкультура — обитатели «дна жизни» — имеют собирательное название «подонки», в Энциклопедическом словаре определяемые так во 2-ом и 3-ем значениях:
ПОДО́НОК
2. только мн.: подо́нки, -ов. Презрит. Деклассированные, разложившиеся, преступные элементы общества. (Пристанище для подонков. Якшаться с подонками.)
3. Разг. Бранно. Низкий, подлый человек; подлец, мерзавец.
Следовательно, интерпретация Дмитрия Пучкова неразрывно связала изобретённую Толкиеном расу орков, демонических чудовищ, не имеющих надежды на духовное спасение, с российской субкультурой подонков — то есть «урок», «гопников», «шпаны», разложившихся и преступных членов российского общества.
Данная интерпретация уже является культурным фактом, и российским культурологам придётся иметь с ней дело. «Сообщество АУЕ», то есть носителей тюремной культуры и тюремного же типа мышления, по причине вульгарности своих ценностей и modus vivendi не может самостоятельно подняться со дна и перестать быть «подонками». Это группа лиц, которые не способны быть полноценными членами социума по причине своей неразвитости, невежества и, что важно, преступного типа мышления. Возможно ли для них, как и для орков Толкиена, «спасение» и «небеса»?
Если младенцы рождаются в среде уголовников и тюремных заключенных, пользующихся не здоровой моралью, а воровскими понятиями, то эти младенцы априори обречены? Какая для них возможна социализация?
Но в художественном мире Толкиена орки живут обособленно и не могут быть приняты в домах эльфов или людей, не могут ходить в одну школу с их детьми. Это просто невозможно. Носители же «субкультуры АУЕ» современной России ходят по тем же тротуарам, что и остальные граждане, ездят в тех же маршрутках, требуют от конституции равного к себе отношения, транслируют свои идеалы через СМИ, мажут калом своей культуры всех вокруг себя.
Если у Толкиена убивать таких живых существ не является грехом, так как они бездушны, то сегодня «урка» имеет те же конституционные права, что и заслуженный деятель наук. Более того, внутри своей субкультуры «подонки» утверждают ничтожность деятелей наук и величие тюремных заключённых.
Существует ли духовное спасение для «подонков» или, наоборот, культура «подонков» поглотит культуру людей?
Российские «орки» замарают собою окружающих и постепенно станут называться людьми, в то время как люди потихоньку вымрут, будут убиты или уйдут в подполье, будучи не в силах терпеть «правосудие орков» и торжество «культуры АУЕ*»?
- деятельность организация признана преступной и запрещена в РФ