С незапамятных времен бытовал определённый порядок присвоения имён новорождённым. Мужчины собирались вместе и бросали жребий, используя для этого специальную кость (альчик), называемую «хъул».
Первым бросал жребий старший, следом все остальные c учётом старшинства. Тот, чья кость первой оказывалась на «сах» (одно из четырёх возможных положений кости), получал право дать младенцу имя. Этот способ наречения новорождённого считается одним из древних обрядов.
Позже его заменяют иным методом. Участники данного мероприятия записывали желаемое имя на бумаге, сворачивали и кидали в общую кучу. Жребий доставала одна из старших женщин и имя, написанное на листке, давалось младенцу. (Обряды по случаю рождения ребёнка в Осетии раньше)
Впоследствии и этот способ был заменён списком, куда мужчины записывали имена, которые они хотели дать мальчику. Список зачитывала мать ребёнка и выбирала одно из всех имён. Следом объявляли выбор матери, и с этого момента мальчика называли именем, выбранным родительницей. (Удивительное отношение к беременным женщинам в Осетии)
С того же момента у младенца появлялся «номæвæрæг», то есть мужчина, чьё имя, записанное им в список, оказалось самым подходящим и это имя было дано новорождённому. (Почему рождение мальчика сопровождалось так торжественно на Кавказе?)
По установленному обычаю номæвæрæг должен был купить малышу две (три) рубашки и полный комплект для колыбели. Матери же младенца надлежало приготовить этому мужчине полный комплект одежды: черкеску, чувяки, ноговицы, башлык и шапку.
В свою очередь, номæвæрæг дарил матери новорождённого шаль, отрез ткани на юбку или платье, пару сафьяновых чувяков, чулки и др. К таким подаркам прилагался «хуын» (пироги, индейка, пиво, арака и т. д.) как со стороны номæвæрæг, так и со стороны матери.
После этого в течение года на каждый праздник семья номæвæрæг отправляла «гуыл» (большой продолговатый пирог) и кусок мяса (бедро) на имя мальчика.
Однако обязанности и права номæвæрæг не ограничивались только этим. По отношению к семье новорождённого он становился «близким родственником». А когда мальчику исполнялось 10–12 лет, он дарил ему коня или другой существенный подарок.
Уважаемые читатели, сейчас мы с вами проследили как менялся один из обычаев с течением времени, становился гуманнее и тем самым сближал людей.
Для многих имя имеет огромное значение и с древних времён к выбору оного подходили серьёзно, поэтому в некоторых семьях, помнящих свои традиции, мы можем встретить такой обычай и по сей день. «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт».
К тому же этот обычай способствовал укреплению дружбы среди семей, где номæвæрæг становился одним из покровителей ребёнка в земном мире, равно также с взрослением мальчика, он становился заступником номæвæрæг.