В былые времена роды проходили в отдельном помещении, находившемся за пределами основного дома («хаедзар»). Это делалось для того, чтобы избежать посторонних глаз, особенно мужских. Обычно роды принимались в хлеву, где роженицу укладывали на войлок, под который стелили солому.
Коста Хетагуров (знаменитый осетинский поэт, драматург), также появившийся на свет в хлеву, писал:
Навряд ли во всей Нарской котловине найдётся кто-либо, кто до меня, да и много позднее меня, родился не в хлеву.
Причина такого выбора места для родов заключалась в суровых горных условиях жизни, где не было другого, более удобного и обособленного помещения для этого уникального события («величайшего акта природы»).
Если во дворе были другие изолированные постройки, такие как пристройки, то женщина могла рожать в одной из них. Аевгъаедгаес (бабка-повитуха) принимала роды.
Большую радость в семье вызывало рождение мальчика. Чтобы сообщить эту радостную весть, мальчики бежали к родственникам отца, которые жили не только в этом, но и в соседнем селе. Они щедро одаривали маленьких благовестников различными подарками и деньгами.
Мальчики-подростки иногда целые зимние ночи дрогнут у дверей хлева, чтобы перехватить первую весть о рождении мальчика и первыми же явиться с нею к ближайшим родственникам новорождённого.
Писал К. Хетагуров.
Поздравить семью с рождением мальчика приходили односельчане и жители других сёл, друзья, родственники. Зачастую домочадцы устраивали праздничные угощения для них.
Рождение девочки не отмечалось так торжественно. И этому есть объяснения. Прежде всего это связано с переходом матриархальных (скифских) устоев к патриархальным. Но всё же главными факторами являлись климатические условия в горной местности на Кавказе, где осетины вынуждены были жить. И в борьбе за жизнь в таких тяжёлых условиях женщины часто оказывались бессильны и беспомощны, что приводило их к гибели. (Удивительное отношение к беременным женщинам в Осетии)
Это являлось огромной трагедией для всей семьи – потеря продолжательницы рода, воспитательницы детей и хранительницы очага. Поэтому в Великом Достоянии народа – Нартовском (Нартовском) эпосе («Нарты кадджытае») женщин на порядок меньше, чем богатырей-нартов. (Древний обряд, который чтят по сей день)
И если девочки в будущем рассматривались как хранительницы домашнего очага и мудрости, то мальчики – как будущие воины, защитники, труженики и добытчики пропитания для всей своей семьи.
И как мы с вами знаем, что в патриархальном обществе мужчины являются продолжателями семейной чести и отцовской фамилии (рода).