Найти в Дзене

Как ВСМ сделает Питер ближе

Оглавление

Совсем скоро от Москвы до Санкт-Петербурга можно будет домчать всего за два с небольшим часа. Города соединит высокоскоростная магистраль. Рассказываем об истории проектов ВСМ в нашей стране.

Давние мечты

Высокоскоростных железных дорог, то есть таких, по которым поезда смогут перемещаться со скоростью больше 250 км/ч, в России пока нет. Самый быстрый на сегодня поезд — "Сапсан" — хотя и установил рекорд скорости в 290 км/ч, на своём маршруте не развивает выше 250. А другой поезд, мчавший со скоростью больше 200 км/ч, сейчас и вовсе не работает — речь об "Аллегро".

Между тем, заговорили о высокоскоростных магистралях уже больше полувека назад — в 1960-х. Советский Союз, оглядываясь на опыт японцев и французов, тоже задумался о подобной дороге. Очевидным направлением и тогда была линия Москва — Ленинград. Причём решено было пользоваться уже существующей магистралью, пуская по ней высокоскоростные поезда наряду с обычными.

Специально для этого на Рижском вагоностроительном заводе построили поезда ЭР200 и завезли чехословацкие электровозы ЧС200. Но что-то не задалось: создавать дополнительные пути было сложно, а на существующих мешали медленные грузовые составы.

Ещё одна попытка

О следующем грандиозном проекте заговорили в 80-х. На этот раз речь шла о выделенной магистрали между Ленинградом и Москвой, а также Москвой и югом. Проект завершили к 90-м. Путь между столицами решили проложить параллельно существующей дороге, заведя его также в Великий Новгород. Поезда снова требовались новые — на сей раз это был ЭС250 "Сокол". Однако дальше опытного образца дело не пошло: единственный состав не оправдал ожиданий и в серию не вышел. К строительству магистрали по большому счёту так и не приступили, к концу 90-х проект свернули.

ЭС250 "Сокол"
ЭС250 "Сокол"

Первые птицы и выбор направления

Первым успешным опытом стал "Сапсан", который появился после реформирования железнодорожной отрасли и создания ОАО "РЖД". Параллельно компания вернулась к вопросу о создании сети высокоскоростных магистралей. По-прежнему обсуждалась линия от Москвы до Санкт-Петербурга, а также до Берлина и Нижнего Новгорода. Позже заговорили о необходимости трассы Москва — Казань, а заодно и магистрали от столицы до черноморского побережья и ещё о некоторых направлениях. На всех этих дорогах предполагались скорости до 400 км/ч.

Несколько лет шла подготовка к созданию ВСМ между Москвой и Казанью. Утвердили маршрут, провели конкурс на право создания проекта, подготовили проект… Но сокращению пути Москва — Казань до 3,5 часа помешало отсутствие финансирования. Проект сначала вновь урезали до Нижнего Новгорода, а затем отложили.

Недавно речь снова зашла о ВСМ до Санкт-Петербурга. Дорогу планируется совместить с МЦД-3, на маршруте будет 12 остановок, при этом захватят и Великий Новгород. После создания магистрали длиной 679 километров добраться из Москвы в Санкт-Петербург или обратно можно будет за 2 часа 15 минут. В Москве для этого построят вокзал у станции "Рижская", а в Петербурге — на Лиговском проспекте.