Найти в Дзене
Хорошо. Громко.

«Ключ из глубин времени» Андрэ Нортон: фантастика о путешествиях во времени, в которой фантастики чересчур, а времени не хватает. 5/10⭐

Второй роман сборника готов, и на этом я с Нортон завязываю. Фантастика достойная, но душу не щекочет. Предыстория: в далёкое прошлое Земли залетели инопланетяне, владеющие технологией перемещения во времени. Один инопланетный корабль застрял на доисторической Земле и так там и остался. Долежал до наших дней и вот его нашли наши современники. Таким неожиданным образом люди получили технику для путешествий во времени и межзвёздных полётов и заодно координаты планет, пригодных для человека. Теперь «коллективный Запад» наперегонки с «красными» отправляет к этим планетам космические корабли, чтобы их застолбить себе. Первый роман сборника, «Патруль не сдаётся!», был про противостояние американцев с русскими. «Ключ из глубин времени» гораздо менее политический. Тут чистой воды инопланетные приключения. Герои прилетают на планету Гавайка, но рельеф планеты оказывается совсем не такой, как было описано в журналах инопланетного корабля. Чтобы узнать, когда и почему планета изменилась, лю

Второй роман сборника готов, и на этом я с Нортон завязываю. Фантастика достойная, но душу не щекочет.

Предыстория: в далёкое прошлое Земли залетели инопланетяне, владеющие технологией перемещения во времени. Один инопланетный корабль застрял на доисторической Земле и так там и остался. Долежал до наших дней и вот его нашли наши современники. Таким неожиданным образом люди получили технику для путешествий во времени и межзвёздных полётов и заодно координаты планет, пригодных для человека. Теперь «коллективный Запад» наперегонки с «красными» отправляет к этим планетам космические корабли, чтобы их застолбить себе.

Первый роман сборника, «Патруль не сдаётся!», был про противостояние американцев с русскими. «Ключ из глубин времени» гораздо менее политический. Тут чистой воды инопланетные приключения.

-2

Герои прилетают на планету Гавайка, но рельеф планеты оказывается совсем не такой, как было описано в журналах инопланетного корабля. Чтобы узнать, когда и почему планета изменилась, люди запускают временной зонд: на дно моря устанавливают прибор, который должен пройти сквозь прошлое. Начинается шторм, волны повреждают прибор, и троих исследователей через временнУю дыру затягивает на пять тысяч лет назад.

Прибыв в прошлое, земляне обнаруживают, что планета обитаема. Есть раса, близкая к хомо сапиенсам, примерно средневекового уровня развития, есть фоанны - негуманоиды, способные к телепортации. И есть «лысые», которые превосходят и людей, и фоанн по техническому развитию, но про них ничего не известно.

Собственно сюжет романа состоит в том, что во временнОй дыре герои разлучаются, один из них попадает к фоаннам, а двое других к людям, и эти двое идут третьего спасать. В процессе понимают, что лысые - это те самые инопланетяне, чей корабль застрял на древней Земле. Земляне восстанавливают мир между фоаннами и людьми, ну и с лысыми разбираются.

-3

5/10⭐. Неплохо. Понимаю, почему об этом романе много положительных отзывов. Например, мне понравилось, как действует механизм телепортации фоанн: чтобы куда-нибудь телепортироваться, надо это место как можно детальнее представить в воображении, и ты там окажешься. Это же основной принцип визуализации, вообрази желаемое в голове, и оно произойдёт в реальности. Ха!

Однако хватает и недостатков.

Сюжет интересный, но много элементов, повторяющихся из романа в роман. Будто читаешь одно и то же по кругу.

  • на другой планете героям помогает пара привезённых с Земли животных с телепатическими способностями. В «Патруле» были койоты, в «Ключе» дельфины;
  • против героев применяют воздействие типа электромагнитных волн, все от него страдают, а один оказывается невосприимчив, благодаря чему спасает остальных;
  • женщины исключительно вспомогательные персонажи. Намёки на феминизм есть, но робкие. Впрочем, для романа 1962 года и это неплохо.

Что касается конкретно «Ключа», то тут с фантастикой перебор вышел. Писательница так старалась создать явно не-земные декорации, не-земных существ, не-земные явления, что перестаралась. Всё слишком неправдоподобное. Даже для фантастики. ОСОБЕННО для фантастики.

А насчёт путешествий во времени наоборот, недолёт. Путешествия во времени одна из моих любимых тем в фантастике, а здесь это пустой кликбейт. Ничего по-настоящему временнОго в романе нет. Как будто у автора была обычная приключенческая история, а редактор сказал - хорошо, но приключений у нас и так хватает, а с путешествиями во времени недобор, и Нортон просто напихала всюду слов «время», «прошлое» и «будущее».

Помните, как Леонов в «Джентльменах удачи» детям говорил, чтобы они взяли космические ложки и поскорее съели космическую кашу? Вот и тут. Я всю дорогу ждала, когда уже начнётся что-нибудь темпоральное, а каша оказалась совершенно обычной.

-4

На всё вышесказанное несмотря, книга хорошая, и Нортон не зря считается мэтрессой сайфая. На книжных форумах «Ключ из глубин времени» собирает массу положительных отзывов. Тот факт, что мне не понравилось, отчасти можно объяснить личным вкусом, а отчасти мне «Ключ» просто уже не по возрасту. Многие главы - очевидная детско-подростковая литература, да и в отзывах большинство пишут, что зачитывались романами Нортон именно в юности.

Итого. 5/10⭐, но роман всё равно рекомендую.

Бонус: я в «Ключе» интересное слово нашла - ящик Пандоры:

📚👀

Внимательный читатель заметит, что название то «Ключ из глубин времени», то «Ключ из глубины времён». Очевидно, в издательстве «Зеленоградская книга» в 1993 году работали халтурщики, которым было пофигу, как что называется. Такое имело место не только в «Зелкниге», и не только в 1993-м. Помните Эксмо в 2021 году издавало Лавкрафта и умудрилось на обложку и на шмуцтитул запузырить разные названия «Ужаса Данвича»?

*****************
Подписывайтесь на книжный ХорГромДзен!

*****************
Другие интересные публикации книжного ХорГромДзена: