«За чертой» о путешествиях во времени, а именно - о временнЫх парадоксах. Одна из лучших книг на эту тему в мировой фантастике 🤩.
Но сперва должна предупредить: произведение специфическое, мощно 18+. Романы Силверберга славятся распущенностью, а в «За чертой» его обуял прямо-таки безудержный разврат. Чуть ли не через страницу кто-нибудь с кем-нибудь совокупляется, а в свободное от совокупления время герои сравнивают достоинства женщин разной, скажем осторожно, степени совершеннолетия.
По этой причине рекомендовать роман широкому кругу читателей не буду. Но скажу, что произведение безусловно знаковое, и истинные ценители темпоральной фантастики, особенно кто или сам любит клубничку 🍓, или, как я, может эротические пассажи пролистывать, не читая, - такие ценители фантастики получат удовольствие.
Сюжет в пяти предложениях:
1. Джад Элиот работает Курьером времени, по сути - экскурсоводом, водит туристические группы на экскурсии в Византию прошлых столетий.
2. В одном из туров, гуляя по древней Византии, Джад случайно знакомится со своей пра-много-раз-пра-бабушкой, влюбляется, теряет голову и совершает недопустимый для Курьера времени проступок: оставляет туристов на несколько минут без присмотра.
3. В его отсутствие один из членов группы сбегает.
4. Джад сначала пытается поймать хулигана-беглеца, потом возвращается назад во времени, чтобы предотвратить побег, но делает ситуацию ещё хуже и создаёт несколько временнЫх парадоксов, несовместимых с реальностью.
5. Ничем хорошим это не заканчивается.
На всякий случай повторю дисклеймер. Силверберг писал «За чертой» в конце 1960-х, в разгар сексуальной революции. Разврата в романе много. Очень много. Я сфокусировалась на научно-фантастической части и дочитала до конца, но видела много отзывов, где читатели не выдерживали и бросали книгу на полдороге. В общем, я вас предупредила 🔞.
Теперь отзыв
Основное, за что роман хвалят в интернетах, - это что почти все события происходят в Византии, причём в разные эпохи. Автор явно знает и любит тему, много и со вкусом рассказывает об истории и культуре региона. Я к Византии равнодушна, но специалисты говорят, что историческая часть Силвербергу удалась.
Для меня главным в романе были путешествия во времени. И на мой взгляд они удались даже лучше Византии.
Взять хотя бы структуру романа. Целую первую треть книги никакого сюжета не происходит, эта часть - учебник. Автор объясняет механизм перемещения во времени, каковы его принципы и правила, какие бывают парадоксы. Например: Джад со своими туристами раз за разом отправляется в одни и те же города наблюдать одни и те же исторические события, значит, в какой-то точке времени в одном месте собираются несколько Джадов. Так можно? По каждому такому вопросу Силверберг излагает теорию внятно, логично и подробно.
Именно за это техническое вступление я считаю «За чертой» одним из лучших произведений темпоральной фантастики. Во-первых, мало кто так тщательно объясняет техническую часть. Во-вторых, эта техническая часть у Силверберга совсем не сухая (хотя бы потому что тут тоже кто-нибудь постоянно с кем-нибудь совокупляется 🤦🏻). И в-третьих, то что автор заранее прояснил все технические моменты, дало ему возможность потом сосредоточиться исключительно на экшне.
И это при том, что я с Силвербергом согласна не во всём. К некоторым его гипотезам у меня есть вопросы. В других хотелось бы, чтобы он развил тему до конца. Например, он так и не определился, можно изменить любое событие в прошлом, или есть фундаментальные исторические линии, которые от обстоятельств не зависят, и что ни делай, остаются неизменными.
Советские фантасты А. и С. Абрамовы, например, придерживались мнения, что в истории есть мелочи, которые можно сбегать в прошлое и изменить или вообще аннулировать, а есть базовые линии, которые происходят всегда, на которые повлиять невозможно.
Кстати об изменениях истории. В какой-то момент, когда читаешь о том, как герои Силверберга туда-сюда меняют прошлое, возникает ощущение, что речь не о реальном физическом мире, а о симуляции, где программист время от времени подправляет код.
Рекомендую «Симулакрон-3» Дэниела Галуи, один из лучших романов о симулированном мире и прототип знаменитой «Матрицы»
В завершение коротко о литературных достоинствах романа. Персонажи: живые, яркие, энергичные. Понравились все, и Джад, и гуру Сэм, и их коллеги-курьеры. С женщинами, правда, облом, они тут исключительно утилитарную функцию выполняют, и обычно я такое не люблю, но в «За чертой» нормально.
Начало и конец👍🏼. Уже упомянула, как мне понравилось, что автор сделал теорию отдельным блоком. Но это не всё, что хорошо в начале. Цените первое предложение. Ритмичное, лаконичное, образное. Уух.
И финал. Сколько есть на свете выдающихся произведений с унылым, смазанным концом? В «За чертой» финал шикарный. Драматичный, оформлен красиво. Лучшее завершение истории.
Итого. Роман интересный. И в смысле увлекательный, и в смысле представляет интерес для любителей темпоральной фантастики. 8, даже 8,25/10⭐
Кстати: в переводе В. Гриценко, который читала я, называется «За чертой», а есть ещё перевод А. Кона (говорят, гораздо лучше), и там роман называется «Вверх по линии».
*****************
Подписывайтесь на книжный ХорГромДзен!
*****************
Другие интересные публикации книжного ХорГромДзена: