Повесть состоит из двух частей.
В первой действие происходит в начале ХХ века. Баснословно разбогатевший на военных поставках американец Солли схлопотал инсульт, и доктора велели ему сменить обстановку, бросить биржевые махинации и заняться чем-нибудь умиротворяющим. Солли попытался жить растительной жизнью, но неугомонный характер томился без дела. Однажды ему попалась книга об Атлантиде, и Солли понял, что нашёл цель себе и применение своим миллиардам - отыскать затонувший материк.
Он скорешился с профессором Ларисоном и снарядил небывалую по масштабам и технической оснащённости подводную экспедицию. Поиски заняли несколько лет и стоили Солли всего его состояния, но в конце концов увенчались успехом. Атлантиду нашли.
В подводных руинах исследователи обнаружили дневники жителей сказочного континента. Ларисон изучил эти дневники и переработал для современного читателя. Вторая часть «Последнего человека из Атлантиды» представляет собой летопись последних дней Атлантиды в обработке профессора Ларисона.
Благодаря Ларисону мы узнаём, что к концу своего существования Атлантида была государством могущественным, богатым, но - как часто бывает, разъедаемым изнутри. Правил царь, крепкая царская власть опиралась на жрецов, которые готовили против царя переворот, а процветающая экономика поддерживалась трудом рабов, которые в свою очередь готовили восстание.
Жрецы переворот устроить не успели, а вот восстание рабов произошло. Царская армия его подавила, но тут началось землетрясение, и казнить бунтарей стало некогда, потому что надо было срочно грузить манатки на корабли и тикать отсюдова. Царь свинтил первым и сумел добраться до Африки, правда, Беляев не пишет, что с ним стало дальше.
Все остальные жители Атлантиды погибли, кто на земле, кто в море при попытке спастись. Лишь один человек добрался до Европы, нашёл там первобытных европейцев и рассказал им о невероятно красивом и сказочно богатом затонувшем материке - откуда и пошли легенды об Атлантиде.
Надо отметить, что первая часть про то, как подводные лодки Солли бороздили Большой театр океан в поисках Атлантиды, не просто введение, это добрая треть повести. На мой вкус она даже интереснее атлантической части, потому что действие происходит в (относительно) наши дни, герои носят современные имена и совершают современные поступки, от этого всё кажется близко и понятно.
Взять хоть эпизод, где Беляев рассказывает о происхождении богатства Солли. Уж куда понятнее:
Вторая часть тоже хороша, очень живописная, её стоит читать хотя бы за описания Атлантиды и сцены извержений вулканов. Но по сравнению с первой проигрывает. Во-первых, нет интриги, заранее известно, чем кончится. Во-вторых, вымышленные истории про древних людей с непроизносимыми именами всегда немножко нудные.
В-третьих, обманутые ожидания. Когда говорят об Атлантиде, представляется что-то чудесное, почти волшебное, во всяком случае необычное. А Беляев описывает типовое государство с жестоким и тщеславным царём и лживыми интриганами-придворными. Мир, который достиг высот в науке и технике, но совершенно не развивается социально, правящая верхушка считает рабочий класс обыкновенным быдлом:
Революционно-социалистическая составляющая в книге настолько мощная, что перекрывает главное, составляющую фантастическую.
Хотя я где-то вычитала, что «Последний человек» - это не столько фантастика, сколько фантазия, и с такой оценкой соглашусь. Беляев не создавал фантастический мир будущего, а фантазировал о мире прошлого.
Что, конечно, не умаляет достоинств повести. Главное из них то, что я заинтересовалась Атлантидой. Оказывается, на эту тему писали все от Григория Адамова до Конан Дойля, и я намереваюсь всё это прочитать.
Но вернёмся к Беляеву. «Последний человек из Атлантиды» хорош. 8/10⭐. В высшей степени захватывающая повесть, несмотря на то, что финал известен с самого начала. Впрочем, кто ищет саспенс, может найти его в восстании рабов: удастся - не удастся. А для тех, кто ищет красивой литературы, есть две трогательные любовные линии и превосходный русский язык талантливого писателя. Например, самое поэтическое на свете описание льда:
Что подводит меня к двум ляпам, которые я обнаружила в повести. Обожаю находить в книгах ляпы 🤩.
Первый ляп. Во фрагменте с хрустальной водой (это самое начало, Атлантида ещё цела и ничто не предвещает беды) к царю Атлантиды съезжаются в гости лидеры дружественных государств, в том числе прибывает делегация из гиперборейских стран = из северной Европы. Белолицые люди в меховых одеждах. А в финале повести единственный спасшийся житель Атлантиды пристаёт к европейскому берегу и находит там тех же белолицых людей в меховых одеждах, но они почему-то живут в каменном веке, не знают даже земледелия, только-только научились делать примитивные орудия труда.
⚠️ А как тогда они переплыли океан, чтобы попасть в Атлантиду на праздник? И каким образом получили на этот праздник приглашение?
Второй ляп математический. В Атлантиде церковь финансируется из госбюджета, традиционно жрецы получают его десятую часть. Царь хочет сократить их финансирование вдвое:
Вот только пятая часть не меньше, а наоборот, вдвое больше десятины! Но правил сравнения дробей, похоже, не знал ни сам Беляев, ни его редактор, потому что:
Итого:
«Последний человек из Атлантиды» хорош. Беляев классик, можно даже сказать основоположник советской фантастики, и читать повесть стоит хотя бы поэтому. Есть живописные пейзажи, есть романтика, есть идеология и революционная тема. И есть два ляпа, которые не портят впечатления, а наоборот, добавляют повести пикантности, которой ей как раз не хватало ввиду полной предсказуемости сюжета.
*****************
Подписывайтесь на книжный ХорГромДзен!
*****************
Покупайте повесть А. Р. Беляева «Последний человек из Атлантиды»:
Читай-город 📚🛒
Book24 📚🛒
*****************
Другие интересные публикации книжного ХорГромДзена: