Продолжаю осваивать Лавкрафта. На пятом по счёту произведении, «Данвичском кошмаре», я вполне поняла, почему Лавкрафт велик.
Отдельно хочу отметить работу сотрудников издательства «Эксмо», которые на обложку и в содержание умудрились поместить разные переводы названия рассказа. Хехе.
Впрочем, The Dunwich Horror, он же «Ужас Данвича», он же «Данвичский кошмар», он же «Данвичский ужас» и «Ужас в Данвиче» под любым названием крут.
Тут о том, как в городке Данвиче родился удивительный младенец, который рос не по дням, а по часам, и к пятнадцати годам превратился в двух-с-половиной-метрового бородатого дядьку. Мать его была местная незамужняя женщина, дед его был, как говорили, колдун, а к концу рассказа выяснится, и кто был отец. Спойлер: слово Horror в названии неспроста.
Однаждый главный герой, юный Уилбер Уэйтли, отправился в соседний город в университетскую библиотеку, потому что там была полная версия Necronomicon'а, которой ему не хватало, чтобы установить связь с потусторонним миром. В библиотеке нечаянно был загрызен собакой, потому как уж больно замогильно от него пахло. Заодно оказалось, что он не человек вовсе, а человекоподобное жуткое существо неизвестной национальности.
Это была прелюдия, потом начался «Ужас». Выяснилось, что отцом Уилбера был тот самый дух из параллельного пространственно-временного измерения, которого он пытался вызвать заклиняниями. К тому же у Уилбера есть брат-близнец, вот только Уилбер больше походил на их человеческую мать, а брат вышел весь в потустороннего отца. Брат жил под присмотром Уилбера в его доме, и оставшись без надзора, порушил половину Данвича, поубивал и утащил в другое измерение кучу скотины и людей, но в конце концов был остановлен с помощью особого заклинания и вроде как удалился в свой мир.
Отцом «мальчиков» был Йог Сотот, дальний родственник самого Великого Ктулху. Ктулху тут только упоминается, про самого него в «Данвичском кошмаре» речи ещё нет. Зато в повести Лавкрафт даёт уже более-менее проработанную и внятную теорию, откуда взялись Йог Сотот и Ктулху, и уже уверенно объявляет, что они приходят на Землю из другого измерения. Когда-то их предки населяли Землю, о чём мы уже знаем из «Безымянного города», потом они вроде как ушли в своё пространственно-временное измерение, но их оттуда можно вызвать, см. «Жизнь Чарльза Декстера Варда». А теперь выяснилось, что потусторонние сущности могут оплодотворять гуманоидных женщин, и те потом рожают уродливых и дурно пахнущих, но вполне жизнеспособных детей.
И именно за это я полюбила Лавкрафта. Он пересказывает фольклорные истории, но не подсмеивается над наивными крестьянами, которые верят в невидимых духов, утаскивающих коров и ломающих деревья. Лавкрафт (как и я) полагает, что народные предания основаны на реальных событиях, и предлагает сверхъестественным явлениям фольклора научное обоснование: существование параллельных вселенных и возможности переходов между этими вселенными.
И если раньше его теория параллельных миров была фантастикой, то сейчас её поддерживают ведущие учёные умы. Может, не в части великого Ктулху, но что параллельный мир есть - уже почти доказанный факт.
А лично я полюбила лично Лавкрафта за то, что теория насчёт другого мира, насчёт возможности перемещения Ктулху&Co в наш мир и людей в тот, одна из моих любимых. Обожаю литературу про соприкасающиеся вселенные. «Данвичский кошмар» в любом варианте названия крайне всем рекомендую.