Привет всем любителям автомобилей и ценителям их модельных копий. На старте канала я обещал знакомить вас не только с серийными автомобилями BMW, но и c редкими прототипами.
В этот раз нас ждёт встреча с одним из первых электрокаров баварского автоконцерна, а именно с BMW E1.
В далёком 1969 году специалисты баварского автоконцерна впервые построили два испытательных автомобиля BMW 1600-2/1602 Elektro с электродвигателями.
Двенадцать стандартных свинцово-кислотных аккумуляторов на 12 В, соединенных последовательно, питали двигатель постоянного тока от фирмы Bosch, который имел в пике мощность 43 л.с. Аккумуляторные батареи весом 350 кг разместили прямо в моторном отсеке.
Срок службы применённых батарей составлял примерно 2500 км. Это был первый шаг компании BMW в разработке электромобилей, пригодных для эксплуатации.
Первая же версия концепт-кара E1 (заводской индекс Z11) была создана в дочернем центре разработки BMW Technik GmbH и презентована ровно 33 года назад в 1991 году на автосалоне во Франкфурте.
Целью создания прототипа являлась демонстрация технического прогресса бело-голубой марки.
Электромотор мощностью 32 кВт (менее 50 л.с.) устанавливался на задней ведущей оси, а батарея обеспечивала запас хода в 200 км. Это был весьма достойный показатель для городского электромобиля начала 90-х годов.
Спустя два года инженеры компании разработали вторую версию BMW E1 (заводской индекс Z15) с обновлённым дизайном кузова.
Доработанный вариант электромобиля в качестве источника питания использовал натриево-никелевую батарею немецкой компании AEG мощностью 19 кВт/ч. При этом дальность хода от одной зарядки составляла уже 265 км.
Инновационная конструкция кузова из алюминиевых и пластиковых панелей позволила создать исключительно легкий городской автомобиль с максимальной скоростью 128 км/ч.
Компания BMW разрабатывала этот автомобиль специально для езды по городу, поэтому он отличался большими окнами для лучшего обзора, а переднее стекло не имело резкого наклона.
BMW E1 был довольно компактным, с очень короткими передним и задним свесами. Благодаря этому он прекрасно чувствовал себя в стесненных городских условиях.
При разработке интерьера концепт-кара большое внимание уделялось комфорту и безопасности как водителя, так и всех пассажиров.
Подушками безопасности в BMW E1 были обеспечены передний пассажир и водитель, а также в его арсенале имелась антиблокировочная система для улучшения процесса торможения.
С целью повышения безопасности автомобиль изначально проектировался с энергопоглощающими зонами.
Кроме электрического привода инженеры BMW также разработали модификацию BMW E1 (заводской индекс Z13) с 1,1-литровым бензиновым мотором от мотоцикла BMW K 1100.
Однако, этот силовой агрегат им пришлось дефорсировать до 82 л.с. Бензиновая версия E1 с места до «сотни» ускорялась за 11,5 секунды и достигала максимальной скорости 180 км/ч.
Передние фары своим внешним видом напоминали фары BMW 325ti Compact.
Салон был оформлен таким образом, что водитель сидел строго посередине, а по бокам от него располагались два пассажирских сиденья с достаточным пространством для ног.
У второго поколения BMW E1 было ещё и гибридное исполнение. Эта версия имела уменьшенную батарею, так как требовалось дополнительное место для 40-литрового топливного бака.
К большому сожалению, имеющиеся аккумуляторные батареи в те времена не были достаточно эффективны в сравнении с современными.
Вероятно именно по этой причине концепт-кар так и не был запущен в серийное производство, а следующая модель BMW i3 стала серийной только в июле 2013 года.
Копии BMW E1 в нужном мне масштабе выпускались в разных цветах кузова. В свою же коллекцию я приобрёл модель от фирмы Minichamps интересного цвета "Mystic grey metallic".
Тираж её выпуска составил 1536 штук. Кузов электромобиля имел обтекаемые формы, даже диски колес обладали минимальным аэродинамическим сопротивлением.
Большого размера окна значительно улучшали обзорность изнутри, а вот привычного лючка бензобака на этой модели мы с вами точно не увидим.
Сквозь лобовое стекло виден салон, внутри которого установлены красного цвета сиденья.
В интересном месте у настоящей E1 находилась вилка для зарядки батареи, а на масштабной копии так решетку не приоткрыть.
Штатная АКБ заряжалась от обычной домашней розетки 220В около 8 часов.
На этом мой рассказ о BMW Е1 и её масштабной копии в версии Z15 от фирмы Minichamps подошёл к концу.
Спасибо вам за уделенное внимание и поддержку канала 🤝.
Если статья вам понравилась, ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на канал ✍️. Нажимайте смело на кнопку с колокольчиком 🔔 для получения пуш-уведомлений о моих новых публикациях.
Ссылки на некоторые опубликованные статьи: