Жителям Екатеринбурга регулярно рассказывают о транспортной реформе, которая якобы сделает передвижения горожан по уральской столице комфортнее. О пересадках и ликвидации длинных маршрутов, о широкой линейке тарифов и даже о канатной дороге, о которой говорят в разрезе мифической второй ветки метро.
Совсем недавно в салонах городского общественного транспорта появились qr-коды, которые до Нового года позволяют пассажирам сэкономить до 13 рублей. Не всем: у меня, например, банковское приложение отказывается считывать код, упрямо называя его неправильным. Но у большинства получается.
Но все это лирика. Реальность такова, что с первым снегом пассажиры общественного транспорта начинают проходить настоящую проверку на прочность. Время ожидания на остановках увеличивается, а в транспорт и вовсе порой приходится попадать с боем - настолько забит салон. «Комсомолка» рассказывает, как ездят конкретные маршруты Екатеринбурга, ведь журналисты тоже являются пассажирами общественного транспорта.
ЛЕГЧЕ ДОЖДАТЬСЯ ВЕСНЫ, ЧЕМ АВТОБУС №28
Первая добрая ласточка прилетела в первое снежное утро 6 ноября. На остановке «Крауля» в сторону центра, где находится офис, в 10:10 обозначился автобус №28. Жители ВИЗа видят его редко – на длинном маршруте до Горбольницы №7 курсируют всего два автобуса. После каждой поездки они подолгу стоят на конечных остановках. Раньше я с удовольствием пользовался этим маршрутом, но год назад он просто исчез. Чтобы его дождаться, нужно иметь в запасе 40-50 минут, а то и больше. В итоге пришлось вычеркнуть №28 из своей жизни.
Выручают троллейбусы №26 и 35, которые тоже идут с конечной станции «Крауля» через центр. Но троллейбус зависит от ДТП, которые не объехать, и электричества. Поэтому, когда по старому расписанию пришел родной 28-й, я был рад. (Хотелось бы, чтобы это явление было не разовым. Но уже 7 ноября про этот автобус пришлось забыть - в период с 9:40 до 10:20 он так и не приехал).
Каркас транспортного сообщения на ВИЗе – это уже упомянутые троллейбусы, трамвай №18 и частный автобусный маршрут №98, который больше 20 лет исправно ходит на Химмаш. Есть еще автобусы №24, 25 и 49. Эти три маршрута привязаны к торговым центрам «Радуга Парк» и «Мега». Плюс в том, что ходят регулярно и до 23 часов, минус – пассажиров много.
ХОЛОДНО, НО АЛЬТЕРНТИВЫ НЕТ
А как добираться из центра до ВИЗа? С наступлением холодов автобус №98 ходит, как и раньше, каждые 10-15 минут, троллейбусы, пока в лучшем случае – раз в 15-30 минут. Вечером с перебоями, например, на Белинского 35-й маршрут в сторону ВИЗа можно ждать по 30-40 минут – это в порядке вещей. Примерно так же и с 26-м маршрутом. И это проблема – на улице холодно, альтернативы нет. Уже на конечной станции и троллейбусы, и автобусы заполнены пассажирами – жителями новостроек. Не каждой бабушке хватит места уже на второй станции.
Минувшей зимой я часто добирался до ВИЗа на трамвае №18. Он ходит раз в 30 минут. И с десяток раз было, что я не мог вечером попасть в салон на остановке «Оперный театр», потому что, как говорится, битком. Пока 18-й маршрут ходит с такой же периодичностью. Есть один просторный вагон. Но он решает проблему лишь отчасти. Вот если бы все трамваи обновить.
- Вагоны есть, ездить некому, - сказала мне кондуктор в конце октября в ответ на вопросы о нехватке кадров транспорте.
Сейчас рядом с qr-кодами в салонах общественного транспорта красуются объявления о наборе водителей и кондукторов. Первым обещают заработок до 101 тысячи рублей, вторым - в районе 80. И тут можно порадоваться. Никогда не понимал, как можно работать кондуктором, который терпит всё - от кашля пассажиров до грубости и отказа оплачивать проезд, получая при этом в районе 30 тысяч. Теперь по-другому. Очень хочется верить, что теперь общественный транспорт не будет простаивать в автопарках, а выйдет на линию. Но пока такие времена еще не наступили.
БИЛЕТ В ОДИН КОНЕЦ
В центре Екатеринбурга транспорт ходит относительно стабильно. Всегда есть надежда на чем-нибудь добраться до родного спального района. Совсем другая ситуация - выбраться вечером из этого спального района. Вот тут, если нет денег на такси, можно смело идти пешком.
Приведу в пример ситуацию, в которую я попал в августе этого года. Надо сказать, что за два месяца на этом направлении мало что поменялось.
В конце лета у меня заболел сын. Положили в «девятку» на окраине Сортировки. Из центра города туда ходит автобус №57. Ходит по очень примерному расписанию, в котором есть только одно строгое правило - не чаще раза в час.
Когда я пришел на остановку возле ТЮЗа и увидел, что автобус будет около 20 часов, а сейчас только 19:05, то отправился коротать время по округе - успел выпить кофе и подробно рассмотреть стелу Город трудовой доблести. Август, на улице +18. В январе я бы на такие долгие прогулки, может, и не решился бы.
К 20:40 я добрался на 57-м до больницы. И в 21 час уже был на этой же конечной «ДМБ №9» в ожидании того же 57-го.
Помимо муниципального маршрута №57 здесь курсируют частные рейсы №06 и 93. Проблема в том, что курсируют они до 21 часа. А потом высаживают пассажиров на конечной остановке. В это же время водитель и кондуктор наперегонки бегут в тут же установленную туалетную будку. Потом они возвращаются обратно и со словами: «Брат, мы всё, устали, в парк едем» стремительно уносятся вдаль.
В общем, на 57-й автобус я сел только в 22:10. Для меня не проблема - ноги крепкие, постоял. А вот если с ребенком из больницы кто-нибудь едет. Такси дорого, и других вариантов в рамках транспортной реформы не предлагают.
В ТЕСНОТЕ И ОБИДЕ
Вообще, «брат, мы всё, устали» - это большая проблема. За два месяца я убедился, что многие частные маршруты курсируют именно до 21 часа, потому уехать крайне тяжело. Выход для мэрии очевиден - дублировать жизнеспособными муниципальными маршрутами.
Не секрет, что не все муниципальные маршруты живут в полную силу. Возьмем мой родной ВИЗ. Застраивается этот район в границах улиц Татищева - Репина и до леса ударными темпами - высотки растут и заселяются очень активно. Растет нагрузка на транспорт, которого, увы, все меньше.
Скажу не только свое мнение, но и мнение многих жителей этого микрорайона - люди до сих пор обижены, что у них отняли трамвайный маршрут №1. Этим удобным двухвагонным маршрутом пользовались самые разные категории граждан - от детишек, которые ездили с Вторчермета в «Бонум» и школу при нем, до рабочих, которые на этом Вторчермете трудятся. А теперь что - только пересадки.
Можно просто закупать транспорт для города. Это важно и правильно. А можно после приобретения просчитать, на какие маршруты его направить, и заранее обеспечить новые трамваи, автобусы и троллейбусы персоналом. Это еще правильнее. Вариантов тут много - на нехватку транспорта жалуются жители ВИЗа, Академического, Сортировки, Химмаша.
И тогда горожане признают - наконец-то есть эффект от транспортной реформы. И скажут спасибо. А это дорогого стоит.
Автор: Лев Истомин («КП-Екатеринбург»)