КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ
Предыдущие главы:
СТАРЫЙ ЖИЛОЙ РАЙОН
Очарование провинциального города
Во время прогулки по Кронштадту от Обводного канала в сторону Петербургских ворот, которые расположены в восточной оконечности острова, город раскрывается во всех своих функциях, определённых его основателем, Петром 1. На пути возникают крепостные, портовые, производственные, административные и даже религиозные сооружения, позволяющие представить, как жил этот расположенный посреди моря город на протяжении трёх столетий. А памятники, встречающиеся на улицах и в скверах, вплетая в историю страны историю Кронштадта, связывают город со всей необъятной Россией.
Во время прогулки в западной части города патетика сбавляет тон. Здесь в провинциальном ритме живут современные кронштадтцы. Хроника исторических событий теряется в размеренной череде будней, а исторические здания, вовлечённые в жизнь сегодняшних своих обитателей, уже не спешат рассказывать забытые истории предков. И всё-таки, тех, кто уже полюбил Кронштадт, тянет и в эту часть города.
Также как улица Зосимова (бывшая Александровская улица) и проспект Ленина (бывшая Господская), через весь город поперёк протянулась улица Посадская, расположенная между ними. А соединяют их несколько параллельных улиц: Мартынова, Сургина, Велещинского, Андреевская, Всеволода Вишневского, Владимирская и Гражданская улицы. Протяжённость каждой – не более 500 метров. Рассматривая дома, вытянувшиеся вдоль улиц единым фасадом, или стоящие особняком, не успеваешь заметить, как улица закончилась.
Города – это не только история. Любое путешествие будет неполным, если не понаблюдать со стороны за жизнью населяющих их людей. И, возвращаясь в Кронштадт снова и снова, переходя с улицы на улицу, всё больше попадаешь под его очарование. А любителям архитектуры непременно доставит удовольствие созерцание исторических фасадов кронштадтских домов.
Когда проспект Ленина был Господской улицей
Первые городские улицы Кронштадта, как и в Петербурге – прямые просеки, которые прокладывали через леса, покрывавшие остров Котлин. Проспект Ленина – старейшая городская улица, протянувшаяся через весь город от северной крепостной стены (от улицы Восстания) почти до Купеческой гавани (до Макаровской улицы). Её длина 1360 метров. Прежде она называлась Господская, и название всё объясняет. Лучшие дома богатых господ стояли вдоль неё. Вероятно, здесь селились ещё первые переселенцы со всей России. Но тогда каменные дома возводились вдоль гаваней. В остальной части города постройки были деревянными. Они часто горели. Город продувался ветрами. Стоило вспыхнуть пожару в одном месте, как огонь моментально распространялся по острову. А потому уже к концу 18 века общественно-значимые здания, которые вскоре стали появляться на главной улице за счёт казны, уже возводились из кирпича. Да и кронштадтские купцы не скупились.
Рядом с Господской улицей находился посад, где с первых дней основания города селились торговцы. Когда город был обнесён крепостной стеной, а основное население составили военные гарнизона, моряки и корабелы, предприимчивое кронштадтское купечество взяло на себя функцию предоставления этим служивым людям всех необходимых услуг. И вскоре уже вся территория от Обводного канала до западной крепостной стены была в основном заселена купцами (включая Господскую/пр. Ленина/, Посадскую и Александровскую/Зосимова/ улицы). К началу 19 века в Кронштадте проживало более 200 купцов, и их количество продолжало увеличиваться.
На протяжении двух столетий это сословие вносило огромный вклад в развитие городской инфраструктуры Кронштадта. Далеко не все имена кронштадтских благотворителей дошли до наших дней. Некоторые имена сохранились в названиях построенных на их средства домов, но далеко не у всех этих предприимчивых людей изучена биография и по достоинству оценено их участие в жизнедеятельности Кронштадта. Однако местные краеведы ведут огромную работу в этом направлении и знакомят горожан и гостей города с интересными фактами из жизни старого Кронштадта через местную газету «Кронштадтский вестник».
Самая старая постройка, сохранившаяся на проспекте Ленина, это Градская школа (дом 23, 1783, арх. Ф.И. Волков). Построена она была на средства и по инициативе местного купца Василия Муртанова (в некоторых источниках – Мурганов) в то время, когда Россия вступила в эпоху просвещения, и государство начало выделять средства на строительство народных училищ по типовому проекту. Узнав, что Кронштадт в «государственную смету» не включён, Муртанов раздобыл типовой проект и на собственные средства организовал постройку школы в своём городе, передав её городским властям. Говорят, Екатерина 2 оценила порыв кронштадтского купца и вознаградила его. А школа, которую с тех пор величают «Муртановкой», продолжает работу и сегодня и вполне соответствует современным требованиям.
Другое старейшее здание на проспекте Ленина – жилой дом купчихи Улановой (дом 18, 1807, перестройка 1828-1829, неизв. арх.). Он хорошо знаком туристам, так как одним из фасадов обращён к Андреевскому скверу. Около него стоит памятник Котлу, уже ставший знаменитым. Меняя владельцев, в 19 веке дом перешёл городу и был переоборудован под телефонную станцию.
Симпатичный особняк, принадлежавший семье купца Касаткина, также считается памятником архитектуры конца 18 - начала 19 столетия (дом 57, неизв. арх.) Однако построен, вероятно, после 1833 года, когда появился указ о застройке Господской улицы только каменными зданиями. Дом одним из фасадов протянулся по улице Мартынова, а значит находится совсем рядом с Купеческой гаванью. Низкие полуарочные окна первого этажа, заложенные при перестройке в 1930-х годах, позволяют предположить, что первоначально вдоль дома тянулась крытая галерея, как и в других домах на набережной. На неё выходили лавки торговцев, а жилые помещения владельцев размещались над ними. К концу 19 века дом у Касаткиных взял в аренду купец Алексеев, превратив его в популярное место отдыха горожан. В «Зале господина Алексеева», который просуществовал до революции 1917 года, устраивались маскарады, танцевальные вечера, спектакли и детские праздники с раздачей бесплатных подарков. Посещала эти мероприятия разная публика, как те, кто приобретал билеты, так и те, кто не мог заплатить. А в начале 20 века в этом здании открылся городской кинематограф «Гигант Стар».
После национализации здания его сначала отдали профсоюзам, но на протяжении последующих лет приспосабливали под разные городские нужды., пока в 1975 году здесь не начала работу городская художественная школа. Теперь она носит имя известного советского скульптора Михаила Константиновича Аникушина (1917-1997).
Как Господская улица стала Николаевским проспектом
В царствование императора Николая 1 главная кронштадтская улица преображается. Этот император по своему обыкновению везде наводил порядки, а поскольку Кронштадт он считал стратегически важным местом, то город находился под его неусыпным контролем. При Николае 1 начинается застройка города в соответствии с генеральным планом. На Господской появляется Гостиный двор (дом 13, 1833-1835, арх. В.С. Маслов), строится съезжий дом Купецкой части (дом 20). В Кронштадте с этого времени сохранились Градские присутственные места (дом 36, 18341-1837, арх. Э.Х. Арнет, А.П. Брюллов), они же – Городская дума и нынешняя администрация Кронштадтского района Санкт-Петербурга. Появляется Почтовый дом (дом 37, арх. А. Кавос), который, как и многие другие постройки эпохи сохранил свою функцию до наших дней. В память о Николае 1, при котором в камне была перестроена крепость, а Кронштадт стал не только стратегическим, но и красивым городом, накануне пятидесятилетней годовщины смерти императора (в 1904 году) Господская улица получила название Николаевский проспект. Но уже в 1918 большевики дали проспекту имя своего вождя.
Во второй половине 19 века расцвет Кронштадта продолжается. Все известные кронштадтские купцы проживали на главной улице. На проспекте Ленина сегодня сохранились жилые дома представителей семейства Синебрюховых (дом 15, 1825-1847, арх. неизв. и дом 49, 1838-1839, арх. неизв.), основателей известной пивоваренной компании, и семейства Сидоровых (дом 25, 1861, арх. неизв. и дом 55 неизв., арх. неизв.). Братья Григорий Петрович и Тимофей Петрович Сидоровы приехали в Кронштадт на заработки из Ярославской губернии ещё в первой половине 19 века. Григорий обзавёлся фруктовой лавкой в доме 40 по господской улице и бизнес начал приносить прибыль. Вместе с братом и другими кронштадтскими купцами он принимал участие в строительстве городских церквей, домов для проживания полицейских и других благотворительных проектах.
Сын Григория Николай продолжил и преумножил дело отца. В этот период начинается пароходное сообщение с расположенным напротив Кронштадта Ораниенбаумом, что сулило увеличение прибыли при расширении торговли. Но цены на грузовые перевозки у владельцев пароходства были столь высоки, что Сидоров решается на авантюру, в которую многие не верили. На свои средства он прорыл в Ораниенбауме на Финском заливе судоходный канал и построил у железной дороги пристань, купил пару пароходов и грузовые баржи, организовал собственное пароходное товарищество, конкурирующее с Ораниенбаумским пароходством, и добавил к своим доходам доходы от грузовых и пассажирских перевозок. Наследников Николай не оставил, и судоходство по названному в честь него Сидоровскому каналу прекратилось после его смерти.
На проспекте Ленина сохранились также дома купцов Филиппова (дом 33, годы неизв., арх. неизв.), Назарова (дом 43, годы неизв., арх. неизв.), Турыгина (дом 51, 1853, арх. неизв.), Куреганова (дом 53, годы неизв., арх. неизв.) и др.
Кронштадтский культурно-развлекательный центр 19 века
Высоких домов в Кронштадте не строили, 2-3 этажа, чтобы дома были соразмерны с масштабами города. Но во второй половине 19 века один из купцов рискнул нарушить эту сложившуюся традицию городской застройки, впервые возведя дом в 5 этажей. Этот дом супругов Никитиных стал самым красивым домом на проспекте (дом 39, 1877-1879, арх. А.Я.Силин).
Изначально купец Владимир Дмитриевич Никитин и его супруга Олимпиада Михайловна (дочь известного кронштадтского предпринимателя Михаила Осиповича Бритнева, открывшего первую водолазную школу в стране), задумав постройку нового дома, планировали разместить в нём Коммерческое собрание. Учреждена эта организация была в 1850 году, в подражание офицерскому, дворянскому и морскому собранию. Она объединяла местных купцов, представляла их интересы и вскоре стала популярным местом, где купцы вместе проводили досуг, устраивали балы и праздники, играли в карты и пр. Это был клуб по интересам. Первоначально он размещался в доме 49 по Господской улицу у купца Синебрюхова. Со временем популярность клуба выросла. Посещать его стали военные, офицеры, моряки, и клубу стало тесно.
После окончания строительства помещения были сданы в аренду Коммерческому собранию и Кредитному обществу Кронштадта, магазинам и салонам. Это тоже была, своего рода, благотворительная акция хозяев дома, поскольку окупить затраты было всё равно практически не реально. Коммерческое собрание получило в своё распоряжение просторные изысканно отделанные кабинеты для игры в карты, в бильярд, залы для заседаний. Но больше всего кронштадтцам пришёлся по вкусу огромный зал в два этажа со сценой, в котором можно было устраивать балы и праздничные застолья.
В начале 20 столетия собственником здания становится кредитное общество. Оно перестраивает этот комплекс по последнему слову техники. И после революции новой власти строить Дом культуры для трудящихся не понадобилось. В бывшем доме Никитиных был поначалу открыт клуб Металлист, который в 1962 году стал городским Дворцом культуры. Но к началу 21 века здание пришло в аварийное состояние. Сейчас началась его реставрация.
Гуляя по Купецкой части
Дома в Кронштадте, жилые и доходные, возводились по последней петербургской моде. А в это время (с 1830-х годов) в столичном мире архитектуры властвует эклектика. Она не ограничивала полёт фантазии архитекторов, позволяя соединять на фасадах домов элементы всех прежних архитектурных стилей и даже пытаться их копировать. Но для архитектуры Кронштадта характерны сдержанность и достоинство, под стать характеру его главных обитателей – мужчин, стоящих на службе родине. Здесь не бросаются в глаза легкомысленные завитушки, нет экстравагантных башенок и помпезных колонн. Дома украшают сандрики, филёнки, руст, барельефы, полуарочные окна, и ажурные балконы. Лаконично и элегантно! А потому любителям архитектуры будет интересно поблуждать между домами Купецкой части, угадывая время постройки и назначение зданий.
Дома не должны были «высовываться» и превышать крепостные сооружения, а потому строили здания не выше 3-х этажей. Чтобы дом выглядел внушительно, компенсировали протяжённостью в длину. Вот только вытянуть дома единым фасадом вдоль главного проспекта оказалось не просто. Пара тройка домов встаёт рядом, а тут уже и поворот на соседнюю улицу. И угловые дома разворачиваются своими красивыми фасадами на обе улицы. Свернув на одну из улиц, отходящих от проспекта, продолжаешь двигаться вдоль того же дома. А тут уже и следующий угловой дом на пути! В Кронштадте протянувшиеся по разным улицам корпуса одного дома имеют и адреса разные.
Но есть и небольшие домики, милые особнячки. На Посадской можно неожиданно выйти к дому Вестфалена (дом 54). Однако, хоть и стоит дом особнячком, вряд ли его можно так назвать. Это проект типичного дома для обычного горожанина. Построен он в 1834 году для городского мастера по изготовлению домкратов. Сохранившись до наших дней, дом является уникальным образцом плановой городской застройки в николаевскую эпоху.
Небольшой домик на Андреевской улице (дом 3) тоже не особняк для богатого владельца. Это – Дом призрения малолетних детей, построенный в 1876 году на средства купцов архитектором благотворительного кронштадтского общества В. В. Виндельбантом. А по сути – это детский садик. Здесь работающие родители, внося символическую плату, могли оставлять своих детей на попечение воспитателей. Принимали мальчиков не старше 9 лет, девочек – не старше 12.
Наиболее состоятельные купцы селились на Господской улице. Их имена в своё время были хорошо известны горожанам благодаря их благотворительной деятельности, да всё равно почти затерялись в истории. Что уж говорить о купцах попроще, чьи дома стояли на боковых улицах. Даже если известна фамилия владельца дома, сегодня вряд ли она заинтересует кого-то. А вот фамилия выпускника Реального училища, открывшегося в Кронштадте в 1889 году и расположенного в угловом доме на пересечении Посадской (дом 24) и Андреевской улиц (дом 7), хорошо всем известна. Реальные училища стали повсеместно открываться в России во второй половине 19 века. Это были учебные заведения с техническим уклоном, в которых мальчики получали среднее образование. В 1912 году Кронштадтское реальное училище закончил Пётр Леонидович Капица (1894-1984), известный во всём мире физик. Школа № 425, ставшая преемницей училища, носит имя учёного.
Гуляя в старом жилом районе Кронштадта, незаметно оказываешься у западной крепостной стены, где вновь погружаешься в историю крепости. Однако и там можно сделать неожиданные открытия!
Продолжение читайте по ссылке:
А начало книги здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!