КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ
Предыдущие главы:
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВОСТОЧНОЙ КРЕПОСТНОЙ СТЕНЫ
От городских ворот к закоулкам истории
Ленинградская улица выводит сегодня к Тулонской аллее, вернее, незаметно в неё переходит. А в прежние времена она, конечно же, называлась Петербургская и упиралась в Петербургские ворота, за которыми была Петербургская пристань. Переименовали в 20 веке Петербург – сменили название улица и пристань. Они стали Ленинградскими. Вот только ворот к этому времени уже не было. А теперь и старая пристань не функционирует. И всё же, прогулка в этой части провинциального города, вдали от шумных и суетных туристических троп, не только доставит удовольствие, но и позволит поностальгировать по недавнему прошлому, приобщиться к любимым занятиям жителей морского города и заглянуть в потаённые закоулки истории.
Когда к концу 19 века Петербургскую пристань перестроили, проход к воротам украсила Новая аллея, вдоль которой были высажены тополя. Тулонской она стала столетие спустя, когда в годы Перестройки у бывших советских городов по всему миру стали появляться города-друзья, или даже «братья». Побратимом Кронштадта был Тулон, и аллея стала Тулонской. А вот отходящая от неё влево улица появилась ещё раньше. В 1868 году где-то на северо-восточном берегу острова за крепостной стеной был построен Газовый завод. С его появлением улицы Кронштадта стали освещаться газовыми фонарями, а ведущая к заводу улица получила название Газовый Завод. Давно на смену газовых пришли фонари электрические, исчез Газовый завод, а улица с таким названием всё ещё ведёт неизвестно куда. Деревья вдоль неё с двух сторон скрывают заборы. С одной стороны всё ещё тянется территория Водоканала, с другой – городской больницы. В забор эта улица и упирается. А за забором прячется тайна.
В 1830 году на стыке северного и восточного фронтов Кронштадтской крепости была возведена Северо-восточная оборонительная башня. Круглое в плане сооружение хорошо видно на карте, а вот подобраться к нему невозможно ни с какой стороны. Со стороны улицы Восстания – забор, со стороны Газового завода – тоже забор. Найти фотографии и какую-нибудь информацию о башне непросто! Видимо, сильно засекреченный был объект. Какая первоначальная задача у башни была ясно по её названию, а вот как она использовалась в первые годы – неизвестно. По некоторым сведениям, в ней хранили порох. А с 1872 до начала 1920-х годов в башне располагалась военно-морская тюрьма. Здесь содержались моряки, находящиеся под следствием. Приговор отбывать их, похоже, уже отправляли отсюда в тюрьму «Бутылку» в Новой Голландии.
Так что гулять по улице со странным названием «Газовый завод», пожалуй, не стоит. Лучше обратить внимание на памятник, который недавно был установлен в самом её начале. А он возвращает любопытных к допетровской истории острова Котлин.
Битва за Котлин в 1656 году
Наверное, всем, кто хоть немного знаком с историей Петербурга и «Кронштадтской азбукой», хорошо известно, что жизнь на остров Котлин пришла благодаря Петру 1, когда вокруг него началось строительство фортификационных укреплений. Здесь, действительно до этого не было поселений, и люди постоянно не проживали. Однако необитаемым островом Котлин не был. Стоя на пути «из варяга в греки», он всегда имел стратегическое значение. После долгого хождения по Балтийскому морю европейским торговым судам предстояло перейти в Неву, затем через Ладожское озеро идти по рекам к Чёрному морю, к Царь-городу (нынешнему Стамбулу). Стоявший на пути перед входом в Неву большой остров был весьма кстати. Здесь можно было передохнуть, заняться ремонтом, пополнить запасы. Но главное – подготовиться к переходу в Неву. Вот, похоже, всё это и определило функцию этого перевалочного острова. О коварном фарватере в Невской Губе, которую в древности называли Котлин-озером, было известно мореплавателям. Но лучше всего с ним знакомы были местные жители. Население прибрежных районов Финского залива было готово предоставить мореплавателям соответствующие услуги, «дежуря» в этом бойком месте в летнее время. Вероятно, крестьяне и рыбаки приторговывали, а лоцманы готовы были стать проводниками торговых судов в Неву.
Шведы, жившие по соседству, постоянно посягали на новгородские земли, желая взять под контроль торговый путь. Но в 1262 году Новгород заключил торговый договор с Ганзой – союзом торговых свободных городов Северной и Западной Европы. Тем самым были закреплены права новгородцев на прибрежные земли Финского залива и одновременно приняты обязательства охранять торговые суда во время их движения по Новгородским землям от острова Котлин. Это было первое документальное упоминание Котлина. А в 1595 году была официально зафиксирована граница между Русским царством и Швецией. Она проходила через остров Котлин. Однако это лишь усилило желание шведов стать полновластными хозяевами Финского залива. В ходе Русско-шведской войны 1610-1617 годов одну за другой они завоёвывают все невские крепости, получив по Столбовскому мирному договору Ингерманландию – всё побережье Финского залива и Приневье. Но и Русское государство не оставляет мысль вернуть эти земли.
Пётр 1 был не первым, кто попытался это сделать. Его отец Алексей Михайлович в 1656 году объявляет войну Швеции, в ходе которой в районе острова Котлин произошёл морской бой со шведской эскадрой. Война велась по нескольким направлениям с целью ослабления влияния Швеции в Балтийском море. И, безусловно, русский царь рассчитывал вернуть Ингерманландию. Туда был направлен воевода Пётр Иванович Потёмкин (родство с известным фаворитом Екатерины 2 историками не установлено). В его распоряжении находилось около тысячи человек – отряд стрельцов и флотилия донских казаков на гребных судах. Последние считались опытными мореплавателями, потому что имели опыт боевых походов на Чёрном море.
Поначалу всё складывалось удачно. Русским войскам удалось уже в июне 1756 года завладеть крепостями Ниеншанц и Нотебург (Орешек). После этого Потёмкин отправился с дозором в Финский залив, не иначе как отвоёванные земли охранять. Однажды в августе 1756 года в районе острова Котлин были замечены шведские корабли. Их было 3. Один из них флотилия Потёмкина под огнём противника сумела взять на абордаж, остальные отступили. В ходе боя экипаж корабля был уничтожен, захвачены несколько пленных. Высадившись после этого на острове Котлин, русские выжгли несколько деревень, которые успели к этому времени появиться. Так что не суждено было шведам обжить остров.
Однако победы на ингерманландском направлении не стали решающими в этой войне. В результате последующих неудач Россия вынуждена была в 1958 году заключить перемирие и впоследствии утратила свои завоевания. И всё же битва у острова Котлин стала первым морским сражением и первой победой на Балтийском море. В честь её 250-летия на острове Котлин у восточных городских ворот на Тулонской аллее был установлен памятник. Казачьи атрибуты – шашки, лук со стрелой и булава, возложенные на гранитную плиту, отражают роль донских казаков, в этой битве. И теперь каждый, кто остановится у этого памятника, сможет попробовать заглянуть в далёкую историю острова Котлин, когда он ещё не был Кронштадтом.
Продолжение читайте, переходя по ссылке:
А начhttps://dzen.ru/media/id/63c855b62b29136bd56daca9/670eaca9fab3b5209a1c9658ало книги здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!