КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ
Предыдущие главы:
Часть 7. КРЕПОСТНОЙ ГОРОД
УСТРОЙСТВО ГОРОДА
Более близкое знакомство с островом
Сегодня отправиться гулять по Кронштадту может себе позволить каждый. Возможностей – море! Скоростной теплоход метеор быстро домчит сюда из Петербурга гостей, «пролетев» по воде на своих подводных крыльях со скоростью 60 километров в час. Не менее чудесным окажется путешествие по проложенной прямо по Финскому заливу через остров Котлин автодороге, входящей в состав Комплекса защитных сооружений от наводнений (КЗС). Особенно поражает проезд в той части дороги, которая проходит по морскому дну (рассказ о КЗС и подводном тоннели, как обычно будет в своё время!) Множество туристических фирм и частных экскурсоводов предлагают свои услуги в качестве проводников в историю Кронштадта. Но, какой бы путь и какой способ знакомства с удивительным морским городом не был избран, вряд ли Кронштадт откроется сразу и станет понятен после первой встречи. Этот маленький городок, который стал доступен для всех лишь последние лет 30, и который можно легко обойти вдоль и поперёк пешком, будет открываться постепенно лишь тем, кто после первой встречи будет очарован атмосферой Кронштадта, почувствует его необыкновенность и будет возвращаться сюда, чтобы постигать его загадочную душу вновь и вновь.
Если первое знакомство с Кронштадтом уже состоялось и первые азы «кронштадтской азбуки» постигнуты, если устройство кронштадтских доков и гаваней увлекло размахом мысли создателя, а главная кронштадтская святыня, Морской Никольский собор, покорил своим великолепием, то самое время познакомиться с городом, зародившимся в крепостных стенах. А для этого ещё раз следует открыть карту и вглядеться в небольшой кусок суши посреди Финского залива, на котором русский царь Пётр 1 поставил крепость Кронштадт – форпост на море.
Остров Котлин до Петра выглядел совсем иначе. Каким он был? Сегодня трудно представить. Для этого надо «снять» с него все фортификационные «навороты»: что-то «отрезать», что-то «долатать». А потом ещё раз взглянуть на карту издалека, чтобы понять географическое положение острова. Он расположен на условной границе Невской губы – мелководной восточной оконечности Финского залива, на побережье которой и разместился Санкт-Петербург вместе со своими ближайшими пригородами.
Ширина острова Котлин в самой широкой части всего около 3 км. В длину остров протянулся почти на 12 км. Своей южной длинной частью он развёрнут к морском фарватеру, восточной оконечностью обращён к Санкт-Петербургу, а западной «втыкается» в открытую часть Финского залива, уходящую в Балтийское море.
Фортификационные укрепления
Защитить Петербург нужно было не только закрытием прохода в Неву по фарватеру. Этого Пётр добился, укрепив его фортами ещё в ходе Северной войны. Первым укреплением Кронштадтской крепости, поставленной в Финском заливе, стал форт Кроншлот. Уже в 1704 году он не пропустил в Неву шведские корабли. В том же году шведы предприняли попытку высадить десант на западной оконечности острова, известной под названием риф Котлинской косы. Однако попытка была пресечена оборонявшими остров русскими солдатами. На этом месте была поставлена дерево-земляная батарея, а этот береговой форт стали называть просто «Риф». В 1706 году в северо-западной оконечности острова, у основания узкого заболоченного мыса под руководством князя Меншикова был построен земляной редут, получивший название в честь своего основателя Александр-шанец. Эти береговые форты защищали сам остров от возможности проникновения врага с Финского залива.
На протяжении существования Российской империи остров Котлин продолжал постоянно укрепляться и оснащаться самыми передовыми видами оружия. В заливе строились новые форты, а в западной части и с северной стороны острова создавались люнеты – небольшие укрепления, открытые со стороны тыла, батареи орудий и пр. Всего за два столетия было сооружено 17 морских и 2 береговых форта, а на острове Котлин построена крепость Кронштадт – Коронный город.
Город-крепость
Строители фортов и оборонявшие их военные жили на острове Котлин. Там же обосновались позже моряки Балтийского флота. По окончании войны было решено возвести на острове крепостную стену, которая должна была надёжно защитить первых его обитателей – строителей крепости и моряков. И в этом главное отличие Кронштадтской крепости от других крепостей петровского времени.
Санкт-Петербург начинался с небольшой крепости, поставленной на берегу Невы, для защиты земель, отвоёванных в ходе Северной войны у шведов. Строилась крепость по современным технологиям, но, по сути, городом никогда не была. Первые её строители жили рядом, на Городском острове (нынешнем Петроградском). Когда крепость была достроена, в неё ввели гарнизон, однако жители в крепость переселяться не собирались. Необходимости не было! Нева вскоре оказалась под надёжной защитой строящейся в Финском заливе Кронштадтской крепости. А когда после Полтавской битвы опасность захвата шведами невских берегов миновала, город Святого Петра – Санкт-Петербург, перенявший название крепости, стал разрастаться вокруг неё. Кронштадтская крепость была островная. В её стенах с первых дней проживали люди. Город Кронштадт – это крепостной город внутри Кронштадтской крепости. И, конечно, эта особенность сделала его уникальным городом России.
Крепостные стены ещё в петровское время после окончания Северной войны были возведены лишь в самой восточной части острова Котлин. Они огородили островное поселение с трёх сторон. Укреплённые гавани и петровские форты в заливе служили защитой с юга, с четвёртой стороны. Вся остальная часть острова (примерно две трети его территории) предназначалась для сооружения дополнительных крепостных укреплений.
У Кронштадтских крепостных ворот
Кронштадтское шоссе протянулось с западной оконечности острова Котлин до въезда в город Кронштадт. Его пересекает автомобильная дорога дамбы, связавшей северный и южный берег Финского залива. Тем, кто отправляется исследовать сохранившиеся островные фортификационные сооружения, с какой бы стороны не пришлось въезжать на остров Котлин, съехав с дороги, следует отправляться на запад. Путь будет пролегать через городское кладбище. Направляющимся в город Кронштадт предстоит проехать на восток через современный 19 квартал, который появился в конце 20 века, когда со всей страны в Кронштадт приехали строители дамбы – будущего Комплекса защитных сооружений от наводнений. Если вспомнить, что историческая часть города начала формироваться в начале 18 века с приездом на остров Котлин строителей кронштадтских гаваней, можно отметить интересные исторические параллели! Или, нет! Скорее, спираль исторического развития.
В «старый город» сегодня, как и прежде, все попадают через Кронштадтские крепостные ворота. Впрочем, ворота сегодня увидеть не удастся. В этом месте сохранилась лишь часть крепостной стены с проёмом на месте бывших ворот, через который и въезжает в старый Кронштадт весь автомобильный транспорт. Стена эта возводилась уже после перестройки крепости, разрушенной в результате сильнейшего наводнения 1824 года.
В отличие от крепостных стен Петропавловской крепости, состоящих из эскарповой (наружной) и валганговой (внутренней) стен, кронштадтская крепостная стена была эскарповой. В неё были встроены оборонительные казармы. Северная казарма была оборудована защитной полубашней. В1824-1848 годах вдоль эскарповой стены в ходе работ по восстановлению крепостных сооружений был прорыт Кронверкский канал. Он имел форму зигзага п тянулся по всей ширине острова. От залива с двух сторон он отделялся с помощью батардо. Эти фортификационные сооружения представляли собой плотины, регулирующие уровень воды в канале. Они закрывали вход в него неприятелю в случае необходимости. Ров у крепостной стены на въезде в город предусматривался ещё по плану Петра 1, но возвести его не успели. После перестройки крепости в 19 веке город-крепость Кронштадт оказался со всех сторон окружён водой. Попасть в него, как в любую крепость, можно было только через ворота, где проверяли документы. Поставленные в этом месте ворота назывались Кронштадтскими. Теперь на их месте остался лишь широкий пролом в стене.
Одновременно с усовершенствованием Кронштадтской крепости развивался и город Кронштадт, окружённый крепостной стеной и водами Финского залива. Оставаясь фактически в изоляции в связи со своим островным положением, в 20 столетии город и вовсе стал закрытым от посторонних. Сегодня, когда времена изменились и каждый легко может сюда попасть, продолжая знакомство с Кронштадтом нужно понять, куда мы направляемся.
Город воинской славы
В 2015 году на въезде в историческую часть города появился современный памятник «Кронштадт – город воинской славы». Это Почётное звание Кронштадт получил в 2009 году «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества». Памятные стелы устанавливаются во всех городах, удостоенных этого высокого звания. Рассматривая эти памятные монументы, можно узнать, чем прославился каждый город и какой вклад внёс в военную историю страны. В Кронштадте 12 метровая гранитная колонна, увенчанная бронзовым двуглавым орлом, установлена на гранитном постаменте. На нём укреплены бронзовые барельефы, рассказывающие о героической истории Кронштадта за годы его существования.
На западной стороне стелы размещена композиция «Форт Кроншлот. 1704 (5) годы первое сражение», на северной – «Кронштадт в Крымской войне 1854-55гг», на южной – «Побеждаем мужеством 1941-1944 гг». К Кронштадтскому шоссе развёрнут барельеф под названием «Огневой щит Ленинграда 1941-1944гг». Открытие памятника было приурочено к празднованию 70-летия победы в Великой Отечественной войне. В годы войны Кронштадт был важнейшей стратегической точкой в обороне Ленинграда. Мечты Гитлера о завоевания города-крепости так и остались мечтами. Город выстоял, заплатив за свою свободу тысячами жертв своих жителей и защитников. Об этом должен знать каждый, въезжая в Кронштадт!
Рассматривая карту города
Если продолжать рассматривать карту города, то легко заметить, что город очерчивают по периметру всего несколько крупных улиц. Вдоль западной крепостной стены (через которую в город въезжает автомобильный транспорт) почти по всей ширине острова протянулась улица Зосимова (длина 1,4 км). Она названа в честь революционного деятеля Андрияна Григорьевича Зосимова (1885-1926). Он был простым матросом, активно включился в революционные события, принимал участие в подавлении мятежа форта Красная горка в 1919 и был назначен помощником коменданта Кронштадтской крепости в 1921 году. Арестован в том же году во время контрреволюционного мятежа, однако после освобождения его политическая карьера вновь пошла вверх. В 1925 году он дослужился до командира и комиссара Кронштадтского военного порта и портов Балтийского флота. После его смерти удостоился права быть увековеченным в названии одной из главных кронштадтских улиц.
Вдоль северной стены крепости, начинаясь от улицы Зосимова, повторяя очертания береговой линии, пролегает самая длинная городская улица. Она первоначально так и называлась – Длинная (длина – 2,2 км). При советской власти в 20-ю годовщину Первой русской революции, отмеченной в Кронштадте кровопролитными восстаниями, она получила соответствующее название – улица Восстания.
Там, где улица Восстания заканчивается, начинается улица Мануильского (длина 830 м), названная в честь революционного политического деятеля международного масштаба Дмитрия Захаровича Мануильского (1883-1959). Она не совсем ровной линией отсекает от центра города восточную оконечность острова, обращённую к Санкт-Петербургу, и выводит к Петровской улице. Эта маленькая, но старейшая городская улица, на которой стояли первые дома Кронштадта петровского времени, отсекает уже значительный кусок юго-восточной части острова и через Красную улицу незаметно выводит к Макаровской улице, протянувшейся вдоль первых кронштадтских гаваней южного побережья. На неё по замыслу Петра 1 обращён «парадный морской фасад» города и знаменитая Кронштадтская скоба (из «кронштадтской азбуки»).
Ещё две главные городские улицы, отходя под прямым углом от улицы Восстания, тянутся через весь остров в его широкой части и выводят к гаваням. Это – проспект Ленина (длина 1,36 км) на западе и улица Аммермана (длина 865 м) на востоке. Вождь пролетариата в представлении не нуждается, а Пётр Кириллович Аммерман (1891-1919), как нетрудно догадаться, революционер. Местный житель после окончания кронштадтской портовой школы был капитаном одного их торговых судов. Будучи увлечён идеями революции, как и большинство моряков Кронштадта, после революции сделал карьеру Он был сначала руководителем Кронштадтского отделения профсоюза торгового флота, а потом вошёл в состав местного исполкома. Уйдя в 1919 году добровольцем на Гражданскую войну, он почти сразу погиб, и земляки уже на следующий год решили увековечить его имя в названии одной из главных улиц.
Ну и напоследок, для завершения общей картины исторического центра Кронштадта, стоит отметить, что на карте между проспектом Ленина и улицей Аммермана чётко выделяется Обводный канал. С трёх сторон под прямыми углами его огибают 3 улицы с выразительными названиями из советской эпохи: улица Карла Маркса (параллельно улице Ленина), улица Советская (параллельно улице Макарова, между проспектом Ленина и Аммермана) и улица Комсомола (параллельно улице Аммермана). Рассекает пространство внутри Обводного канала от улицы Макарова до Советской улица Коммунистическая. Так что в 20 веке коммунизм со своими идеалами прочно обосновался в стенах имперской крепости.
Вот собственно по этим главным улицам и нужно неспешно гулять по Кронштадту, незаметно переходя по менее значимым улочкам и переулкам из одной в другую, любоваться уютными двориками и симпатичными домиками из 19 – начала 20 столетия, напоминающими Петербург в миниатюре, и, конечно, заглядывать в их историческое прошлое, по кусочкам складывая картину жизни города Кронштадта в стенах крепости.
Городской центр у Гостиного двора
Проспект Ленина с Гостиным двором можно считать главной городской улицей. Ну, во-первых, он единственный в Кронштадте проспект, значит, самая широкая улица. Во-вторых, сюда прибывает весь транспорт и отсюда же разъезжается как по Кронштадту, так и за его пределы. В-третьих, Гостиный двор как центр городской торговли всегда был бойким местом и местом притяжения горожан. В-четвёртых, вытянувшиеся вдоль проспекта дома привлекают своей интересной архитектурой, и гуляя по проспекту, можно долго рассматривать их утончённые детали. В-пятых, имя Ленина, в своё время, получали самые главные городские объекты. Ну и наконец, расположенный у стен Гостиного двора фонтан заманивает сюда всех, кто издалека заметил его. Так или иначе, это место, в самом деле, интересное во-всех отношениях! И здесь можно надолго задержаться, плутая по закоулкам истории и выныривая время от времени в день сегодняшний.
Проспект Ленина прежде назывался Господской улицей, так что уверенность в главенстве её возникает не случайно. Однако сохранившиеся на ней постройки возводились в основном купцами Кронштадта, вкладывающими средства в строительство красивых и добротных доходных домов. Первое же, что привлекает при въезде на проспект, это белокаменный Владимирский собор, гарнизонный храм Кронштадтской крепости. Его украшают луковичные главки серого цвета и 50-метровая колокольня с высокой шатровой башней. Лейтмотивом наружного декора являются лепные кокошники и аркады.
Ещё не успеешь как следует рассмотреть Владимирский собор, как через дорогу уже привлекает внимание здание Гостиного двора. На Руси любое предприятие называли «двором», а привозивших товар купцов «гостями». Купленный у купцов товар называли гостинцем. Так появилось понятие «Гостиный двор» – торговый центр.
Тип здания для торговли сложился ещё в петровское время в строящемся Петербурге. Внутренняя территория торгового двора для хранения товара по периметру была окружена зданиями, внутри которых размещались купеческие лавки. А когда на Невском проспекте в царствование императрицы Екатерины 2 появилось знаменитое здание Большого Гостиного двора (1761-1785, арх. Ж-Б. Валлен-Деламот), оно и вовсе стало типовым и было ещё при Великой императрицы «растиражировано» по крупным городам России.
Кронштадт крупным городом не был и остался без своего Гостиного двора. Но именно здесь, в центре города на Господской улице с первых дней начал зарождаться стихийный рынок. К началу 19 века торговые ряды располагались хаотично, и место чистотой и эстетикой не отличалось. Когда император Николай 1 вступил на престол и взялся наводить порядок везде, Кронштадт вниманием он не обделил. Но, посетив в 1827 году торговый центр Кронштадта, пришёл в ужас и велел построить на его месте здание Гостиного двора (1835, арх. В.И.Маслов, 1870-е перестройка, 1977 реставрация) по типовому проекту. За образец снова было взято здание Большого Гостиного двора в Петербурге. Кронштадтский Гостиный двор должен был стать его миниатюрной копией.
В Гостином дворе Кронштадта, занимающем целый квартал, размещалось до полусотни различных лавок и магазинов с заграничной продукцией. Особой популярностью пользовались так называемые колониальные товары: чай, кофе, шоколад, экзотические фрукты, вина и сладости. Каждый купец имел отдельное помещение, внутри которого он хранил товар, а с открытой части вёл торговлю. Почти четыре десятилетия прослужил кронштадтцам Гостиный двор, но 20 октября 1874 года случился пожар. Восстанавливать здание купцам пришлось за свой счёт. Это всегда проблема, когда надо вкладывать деньги не в своё предприятие, а в общую копилку. А тут ещё купцы никак с цветом не могли определиться. В конце концов Гостиный двор был восстановлен, но с изменениями. Вместо двухъярусной аркады по периметру протянулась классическая колоннада на всю высоту постройки. Так и не договорившись, выкрасили половину здания серым цветом, а вторую жёлтым. Таким оно и оставалось в 20 веке. Реставраторы 21 века к консенсусу пришли и покрасили Гостиный двор в жёлтый цвет.
Ну, раз уж у стен Гостиного двора всегда собирался народ, то и сегодня здесь точно можно найти что-нибудь интересное!
Продолжение читайте по ссылке:
А начало книги здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!