Найти в Дзене

КРОНШТАДТ. Секреты за забором у Синего моста, история подплава и памятник Подводникам

Предыдущие главы: Когда стоишь в начале Макаровской улицы, всё внимание направлено туда, где начинался петровский Кронштадт. Рядом Итальянский дворец князя Меншикова, который руководил строительством крепости при Петре 1, далее Петровский канал, парк и Зимняя пристань. Отсюда же начинается знакомство с кронштадтскими гаванями. Они там, за Итальянским прудом (он расположен прямо перед дворцом), который соединён с Купеческой гаванью небольшим каналом. Но с Синего моста видно только кусочек этой гавани. Большая её часть находится на закрытой территории, которая принадлежит военным морякам. Забор, протянувшийся вдоль западного берега Итальянского пруда, скрывает секреты дня сегодняшнего. Раскрывать их не положено, а вот заглянуть в историю места будет интересно. Купеческая гавань – одна из первых гаваней Кронштадта. С её появлением началось развитие торговых отношений с европейскими странами. Купцы везли заморский товар в Россию, причаливая и разгружаясь в Купеческой гавани. С увеличением
Оглавление
Площадь Мартынова у Синего моста /фото с сайта brodilca.ru от местных жителей Кронштадта Елены, Артёма и Джека/
Площадь Мартынова у Синего моста /фото с сайта brodilca.ru от местных жителей Кронштадта Елены, Артёма и Джека/

КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ

Предыдущие главы:

СКВЕР ПОДВОДНИКОВ

Купеческая гавань, искусственный остров и канал Амазонка

Когда стоишь в начале Макаровской улицы, всё внимание направлено туда, где начинался петровский Кронштадт. Рядом Итальянский дворец князя Меншикова, который руководил строительством крепости при Петре 1, далее Петровский канал, парк и Зимняя пристань. Отсюда же начинается знакомство с кронштадтскими гаванями. Они там, за Итальянским прудом (он расположен прямо перед дворцом), который соединён с Купеческой гаванью небольшим каналом. Но с Синего моста видно только кусочек этой гавани. Большая её часть находится на закрытой территории, которая принадлежит военным морякам. Забор, протянувшийся вдоль западного берега Итальянского пруда, скрывает секреты дня сегодняшнего. Раскрывать их не положено, а вот заглянуть в историю места будет интересно.

Купеческая гавань – одна из первых гаваней Кронштадта. С её появлением началось развитие торговых отношений с европейскими странами. Купцы везли заморский товар в Россию, причаливая и разгружаясь в Купеческой гавани. С увеличением товарооборота возникла необходимость создания таможни. Она была образована по указу Петра 1 ещё в 1720 году для описи ввозимого купцами товара и сбора с них пошлины. Тогда таможенники ютились в деревянных постройках вдоль побережья. Только в начале 19 столетия на западном берегу Итальянского пруда было построено деревянное здание таможни, но простояло недолго и было уничтожено пожаром уже через несколько лет.

С налаживанием экспорта леса из России значительную часть Купеческой гавани заняла Лесная биржа. В 1806 году в целях пожарной безопасности с трёх сторон вокруг неё был прорыт канал, и она оказалась на искусственном острове. Канал получил официальное название Биржевой, но в народе его прозвали Амазонкой. До нашего времени не сохранились не только биржевые постройки, но даже не дошли легенды, связанные с названием канала. Однако на картах он по-прежнему выделяется своим оригинальным названием.

Канал Амазонка на карте /фото с карты в Яндекс/
Канал Амазонка на карте /фото с карты в Яндекс/

Начало 19 века стало тяжёлым испытанием для страны и стоящего на страже морских рубежей островного города. Война следовала за войной, беда за бедой: наполеоновские войны 1806-1807 годов, вооружённый конфликт с Англией 1807-1812, последняя русско-шведская война 1808-1809 и, наконец, Отечественная война 1812 года. Затем начались стихийные бедствия. Сначала город ушёл под воду во время наводнения 1824 года, а в 1826 на острове случился сильнейший пожар. Начавшись в частных домах, он быстро перекинулся на деревянные постройки в Купеческой гавани и в одночасье их уничтожил. После пожара на их месте появились новые каменные строения.

Таможня и Рыбные ряды за забором

Стоя на Синем мосту, за протянувшимся вдоль Итальянского пруда до самого залива забором хорошо видны исторические постройки – каменное здание Таможни и Рыбные ряды.

Вид с Синего моста на Итальянский пруд и расположенные за ним постройки /фото из личного архива, 2017/
Вид с Синего моста на Итальянский пруд и расположенные за ним постройки /фото из личного архива, 2017/

Первой после пожара отстроили таможню (1824-1827, И.Ф. Лукини) – красивое здание с выступающим в центральной части ризалитом и декоративной башенкой на крыше. Рядом возвели с двух сторон здания пакгаузов, соединив их с центральным корпусом заборами, через ворота которых попадали во внутренний двор таможни. Здание выглядело не менее внушительно, чем перестроенный бывший Итальянский дворец, но тоже не дошло до нас в первозданном виде. Столетие спустя таможня вновь пострадала от пожара и была перестроена в 1920-х годах. Но рассмотреть это здание любопытным туристам не просто. Его скрывает не только забор, но и высаженные вдоль него деревья.

А вот расположенная между Итальянским прудом и заливом следующая за таможней постройка хоть и стоит довольно далеко от Синего моста, внимание к себе привлекает. Издалека она слегка напоминает здание Манежа на Конногвардейском бульваре в Петербурге, который, в свою очередь, больше похож на театр или дворец. Кронштадтская постройка удивляет не меньше. Она напоминает о том, о чём непременно нужно вспомнить в морском городе – о рыболовстве.

Рыбу на острове Котлин ловили ещё до появления Кронштадта. Ну а когда возник город, это стало местным промыслом. Утром моряки уходили в море и, возвращаясь с уловом, тут же сбывали свежую рыбу. Поскольку Купеческая гавань появилась в городе одной из первых, то к ней и причаливали рыбацкие лодки с первых дней существования поселения. С них шла торговля в летнее время. Лодки стояли у берега в 5-6 рядов. Хозяйки перепрыгивали с лодки на лодку, выбирая товар по вкусу, как на сегодняшних азиатских рынках. В продаже были окунь, язь и хариус, лещ и щука, угорь и судак. Здесь можно было купить корюшку, миногу и ряпушку, сига и лосося, и даже осетра и стерлядь, которые до середины 19 века ещё водились в Неве. Рыба элитных сортов стоила около двух рублей, а остальная – по 70 копеек за килограмм. Для торговли в зимнее время прямо на берегу построили деревянные лавки.

Пожар 1826 года уничтожил полустихийный рыбный рынок в одночасье. В 1827-1828 годах у самого залива для торговли рыбой по образу и подобию традиционного петербургского гостиного двора были построены Рыбные ряды – каменное здание жёлтого цвета в стиле классицизм. С трёх сторон его окружала галерея с оригинальными, квадратными в плане, колоннами. С неё народ попадал в многочисленные лавки торговцев. А со стороны залива располагались складские помещения и колодцы с чугунными решётками для живой рыбы. Очень удобное здание оказалось для торговли, но с ним рыбакам пришлось распрощаться, когда территорию таможни вместе с расположенными рядом постройками, передали военным морякам.

Когда военно-морской флот пополнился подводными лодками

Для чего же понадобилась обширная закрытая зона в прибрежной части с удобными причалами? Задавшись этим вопросом, даже не собираясь разгадывать секреты, сойдя с Синего моста, легко догадаться, Впереди – живописный сквер Подводников. Значит, подводники рядом!

Передвигаться по водным просторам земного шара человечество научилось за несколько тысячелетий до нашей эры и с тех пор непрестанно мечтало не только подняться в небо, но и плавать в воде. Однако пройдут сотни веков, прежде чем отчаянные попытки романтиков, мечтателей, умельцев и авантюристов увенчаются успехом. Среди этих людей были и наши соотечественники. Было бы удивительно, если бы интерес к подводному плаванию не проявил Пётр 1. А умелец сам нашёлся! Крепостной крестьянин Ефим Никонов направил царю письмо, в котором сообщил, что готов построить подводное судно. Да ведь не для забавы ради намеревался изобретатель-самоучка под воду его спустить, а чтобы этот корабль, незаметно передвигаясь под водой, мог тихо подойти к вражескому судну и уничтожить его. Вероятно, Пётр был в восторге от идеи, а потому дал проекту «зелёный свет».

Никонов был «зачислен в штат» Адмиралтейств коллегии на должность «мастера потаённых судов» и отправлен на одну из Петербургских верфей. Работы по созданию «потаённого судна» были засекречены. Созданную мастером модель царь оценил и велел приступить к созданию полноценного корабля. И несмотря на то, что испытания прошли неудачно, Пётр не «осерчал», а велел продолжать работу и мастера не обижать. Но и следующие испытания, прошедшие после смерти Петра, потерпели неудачу. Никонову больше не доверяли. Он был разжалован из мастеров в плотники, и отправлен на обычную верфь строить обычные корабли. Никонов попытался опередить время, но у него не получилось.

Прошло более ста лет, прежде чем возобновились работы по созданию судов, способных спускаться под воду. Этим занимались уже образованные инженеры, но и они терпели неудачу за неудачей. Только к концу 19 века учёные смогли создать первые модели подводных кораблей, которые успешно прошли испытания. Но до производства боевых машин дело дошло только к началу следующего столетия. Первая рабочая подводная лодка «Дельфин» была создана в 1903 году. Автором её проекта стал бывший выпускник Кронштадтского Морского инженерного училища Иван Григорьевич Бубнов (1872-1919). Лодка успешно прошла испытания, и с этого момента началось плановое создание в стране боевых кораблей подводного типа – субмарин.

Это иностранное слово для названия отечественных подводных кораблей не стали использовать, и поначалу все они числились миноносцами. Но в 1906 году последний российский император Николай 2 подписал указ о включении в состав ВМФ нового класса боевых кораблей – подводных лодок. С момента образования Российского флота, созданного по указу царя Петра, будущего первого императора Российской империи, прошло 210 лет, целая эпоха.

Памяти подводников посвящается

Военно-морской флот сегодня трудно представить без «подплава», как принято у моряков называть подводные плавсредства. И, конечно, «пройти мимо Кронштадта» они не могли, поскольку он с первых дней был военно-морской базой флота. В 1918 году здесь появилось первое соединение подводных лодок Советского Союза. Ему и была отдана часть Купеческой гавани за Итальянским прудом. В 1920-1930 годах подводный флот стремительно развивался. В Кронштадт новые подлодки направлялись на испытания. Практику на них проходили будущие подводники, и «кронштадтский подплав» вскоре стал «кузницей кадров» подводного флота России, оставаясь учебным центром по сей день.

Тяжёлым испытанием для моряков Кронштадта стала Великая Отечественная война. Чтобы блокировать Балтийский флот во время немецкой операции молниеносного взятия Ленинграда, враг установил в Финском заливе сложную систему противолодочных заграждений и мин. В итоге прорваться в море для нанесения поражения кораблям противника было практически невозможно. Поэтому в боевые походы направлялись лишь небольшие подлодки «малютки». В их задачу входило наблюдение за вражескими кораблями и высадка разведгрупп. Тем не менее, за 1941-1943 год балтийцы подводники понесли большие потери. Перелом произошёл уже после снятия блокады Ленинграда, когда подводникам удалось прорвать вражеские заграждения. И всё же за годы Великой Отечественной советские подводники Балтийского флота в тяжелейших условиях сумели потопить 70 судов и кораблей противника. Но 38 подводных лодок не вернулись в Кронштадт из боевых походов.

Когда страна оправилась от ран войны, подводники Кронштадта выступили с инициативой установить в родном городе памятник, посвящённый своим коллегам, героически защищавшим Ленинград со стороны морских рубежей в годы Великой Отечественной войны. Эту инициативу поддержали горожане. Начался сбор средств, и в 1965 году, к 20-летию победы, на старой городской площади, расположенной между улицей Карла Маркса и проспектом Ленина, был установлен памятник морякам подводникам, которые вели оборону Ленинграда, находясь в водах Финского залива. Небольшая гранитная стела установлена на ступенчатом основании. На ней надпись, прославляющая моряков-подводников, сбоку от которой – стилизованное изображение якоря, а у подножия стелы – высеченный из камня силуэт поднимающейся из морских глубин подводной лодки.

Памятник морякам подводникам  /фото с сайта Википедия. Авторство: GAlexandrova. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=67141939/
Памятник морякам подводникам /фото с сайта Википедия. Авторство: GAlexandrova. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=67141939/

Старая городская площадь, названная именем революционера

Памятник подводникам утопает в цветах и окружён небольшим зелёным сквером, который кронштадтцы называют сквером Подводников. А площадь, на которой он расположен, и протянувшаяся от него вдоль Купеческой гавани улица носят имя Мартынова. Михаил Иванович Мартынов (1882-1919) – известный кронштадтский революционный деятель. В голодные времена в Кронштадт на заработки он прибыл мальчиком, когда ему было всего 9 лет. Его взяли учеником в Минные мастерские, а потом он устроился на работу на Пароходный завод. С 1904 года служил на флоте в Кронштадте и почти сразу оказался в водовороте революционных событий, став одним из активистов кронштадтских восстаний 1905-1906 годов. После Октябрьской революции Мартынов вошёл в состав Кронштадтского Совета рабочих, солдатских и матросских депутатов, а вскоре стал его председателем, оставаясь в этой должности до своей трагической гибели.

В 1919 году Мартынов как опытный революционер был направлен на форт Красная горка. Гарнизон этого укрепления был укомплектован бывшими офицерами царской армии, вынужденными перейти на службу новой власти. Это требовало особого внимания к ним и проведение работы, направленной на предотвращение их контрреволюционной деятельности. Однако Мартынов не сумел предотвратить вспыхнувшее восстание, в ходе которого был расстрелян мятежниками и похоронен на Якорной площади в Братской могиле.

К тому времени Якорная площадь уже стала любимым местом у горожан. На ней происходили все самые важные события города, в том числе устраивались городские праздники. А в прежние времена таким местом была нынешняя площадь Мартынова. Называлась она Нарвская. Объяснений этому названию всезнающий ГУГЛ не даёт, но вероятно, оно появилось благодаря эстонцам, прибывшим в Кронштадт после присоединения Эстонии к России по итогам Северной войны. На Нарвской площади устраивались масленичные гулянья и другие народные праздники, популярные на Руси, ставились деревянные горки, раскидывались шатры балаганов и выступали заезжие артисты. От этой площади начиналась главная городская улица – нынешний проспект Ленина. К нему каждый раз возвращаешься, куда бы в Кронштадте не отправился.

Продолжение читайте по ссылке:

А начало книги здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!