Найти в Дзене

КРОНШТАДТ. Купеческие истории, госпиталь, ещё одна неожиданная церковь и усадьба Лазарева, оказавшаяся домом сестёр милосердия.

Оглавление
Церковь-часовня святого Николая на улице Мануильского /фото из личного архива, 2021/
Церковь-часовня святого Николая на улице Мануильского /фото из личного архива, 2021/

КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ

Предыдущие главы:

Часть 7. КРЕПОСТНОЙ ГОРОД (продолжение)

ВОЕННО-МОРСКОЙ ГОСПИТАЛЬ

Немного купеческих историй с Интернациональной улицы

Познакомившись с азами «кронштадтской азбуки», с историей городских церквей и устройством города внутри крепостных стен, начинаешь немного ориентироваться, куда ведёт Советская улица: в ту часть города, где жили моряки и была первая морская церковь, названная ещё по воле Петра 1 Богоявленской. Если выйти с Якорной площади и по Советской улице продолжать двигаться вдоль Обводного канала, очень скоро улица закончится и упрётся в улицу Комсомола. Свернув на неё, путь продолжится вдоль Обводного канала. Но ведь интересно заглянуть, что же было там, за Обводным, в той части города, куда ещё Пётр ходил отдыхать от своей грандиозной стройки! Поэтому, уж если продолжать знакомство с Кронштадтом, надо двигаться вперёд!

Впереди – довольно внушительный перекрёсток для маленького города: улица Аммермана пересекается с Интернациональной улицей. На неё попадаешь, наискосок перейдя улицу Комсомола. Дома вдоль этой улицы выглядят привлекательнее, чем на Советской. Уже издалека чувствуется такая знакомая петербургская эстетика, только в миниатюре, а подойдя поближе, хочется рассматривать в деталях. Первый угловой дом (Аммермана, д. 15 или Интернациональная, д.10) бросается в глаза ещё на перекрёстке. Он принадлежал семейству купцов Дружининых. Основателем семейства был Тимофей Ермолаевич. Он основал семейную фирму «Торговый дом Тимофей Дружинин и сын». Активно помогая городскому хозяйству денежными вливаниями, как это водилось в купеческой среде, Дружинин стал уважаемым человеком и не раз избирался в Комитет по благоустройству Кронштадта, а в течении 10 лет (1832-1842) был местным Городским Главой. Хотя точных сведений о его доме нет, неизвестен архитектор и годы постройки, но, вероятно этот роскошный дом в стиле эклектики купец и построил во время «пребывания в должности». На главном фасаде помещён Кадуцей – жезл бога торговли Гермеса, обвитый примирившимися по легенде змеями, и его крылатая шапочка. В 19 веке этот жезл становится символом мирной торговли. А гирлянды изобилия вокруг картуша с эмблемой семьи явно свидетельствуют о процветании семейного бизнеса.

Не менее эффектно выглядит дом напротив со срезанным углом, однако сведений о нём непросто найти, не только об архитекторе, но и о его владельце. Одно не вызывает сомнений – это снова купеческая эклектика. А вот владельцы дома, следующего за домом Дружининых, известны. Он принадлежал семейству купцов Синебрюховых (ул. Аммермана, д. 26 или ул. Интернациональная, д.8). Звучная фамилия сегодня уже стала именем нарицательным и ассоциируется исключительно с напитками разного рода – пивом, джин-тоником и др. Но, возможно, не всем известно, что эти финские напитки (Sinebrychoff – финская пивоваренная компания) родом из Кронштадта. Ну, почти!

Синебрюховы – выходцы из Владимирской губернии. Семья проживала в Гавриловской слободе Суздальского уезда и к 18 веку уже имела много ветвей. Большинство её членов занималось торговлей, но были и солодяники – производители солода, необходимого для пивоварения. Придёт время, и это нехитрое производство прославит Синебрюховых на весь мир! С появлением Петербурга предприимчивые члены семьи наладили торговлю товарами с зарождающейся столицей. К концу 18 века основатель семейного бизнеса на Балтике Иван Михайлович Синебрюхов с пятью сыновьями вынужден был постоянно выезжать в Кронштадт, куда прибывали суда с товаром, и надолго там оставаться. Каждый раз для отлучки по делам всем требовалось получать по месту жительства паспорта, выданные на определённый срок. Не всегда сроки удавалось соблюдать, чем чиновники с родины купцов были недовольны.

Наконец, в 1816 году одна из ветвей семейства обратилась с прошением о переводе из Гавриловского посада (слобода стала посадом ещё при Екатерине 2) в Кронштадт. В то время переехать на ПМЖ было делом непростым. Положительное решение было принято только в 1820. К этому времени семейные дела взяли в оборот уже внуки Ивана Михайловича от сыновей Василия Ивановича (1755-1810) и Петра Ивановича (1757-1806). Вот эти две ветви Синебрюховых и прославились в Петербурге, Кронштадте, а потом и на территории Великого княжества Финляндского (в составе России с 1809 по 1907).

Дом купца Синебрюхова /фото с сайта Сиитиволс/
Дом купца Синебрюхова /фото с сайта Сиитиволс/

Пётр Васильевич Синебрюхов (сын Василия Ивановича) занимался разной предпринимательской деятельностью. Особенно он отличился на поставках провианта для первой Русской арктической экспедиции (1819-1821), организованной под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1788-18510). Пётр Васильевич был земляком будущего адмирала Лазарева, который, возможно, и составил ему протекцию. Да и жили в Кронштадте они по соседству. Успешно справившись с поставками, Синебрюхов продолжил и в дальнейшем заниматься снабжением флота. А его дядя Пётр Иванович ещё в конце 18 века, наладил снабжение гарнизона крепости Руотсинсальми (или Роченсаль, 1790-1796), которая была построена после победы в Русско-шведской войне (1788-1790) на острове Котка. Известно, что поставляемое военным пиво производилось на предприятии, принадлежавшем предприимчивому Синебрюхову. Вскоре он с семьёй обосновался в Роченсале в Финляндии. Его сын Николай Петрович (1788-1848) совместно со своим родным братом Павлом Петровичем (1799-1883) в 1819 году и основал знаменитую пивоварню Sinebrychoff в Гельсингфорсе (Хельсинки). Многочисленные потомки этих купцов продолжали предпринимательскую деятельность до самой революции. В Кронштадте сохранилось несколько домов Синебрюховых, принадлежавших разным членам семьи обеих ветвей. Один из домов был построен в начале 1830-х годов для Петра Васильевича Синебрюхова. Торцевым фасадом он обращён на Интернациональную улицу.

Дом купца Ромашева /фото из личного архива, 2021/
Дом купца Ромашева /фото из личного архива, 2021/

На другой стороне симпатично выглядит отреставрированный двухэтажный дом голубого цвета с треугольным фронтоном в центральной части. Он был построен в конце 1820-х годов для некоего купца Ромашева, который, вероятно, в отличие от своих соседей, не мог похвастаться бурной предпринимательской деятельностью, а потому в истории «не наследил», и информации о нём в доступных источниках не найти.

История появления военно-морского госпиталя

Небольшая улица Инттернациональная очень быстро заканчивается. Она протянулась всего на 250 метров. Исторические постройки чередуется с довольно аккуратными домиками из советской эпохи. Но, как только глаз отрывается от фасадов купеческих домов, взору открываются ворота, к которым выводит улица, со старинной решёткой необыкновенной красоты, а за ними – таинственный сад, такой заброшенный, что кажется там притаилась одна из самых старых историй Кронштадта. Заметив над воротами увитую зеленью, едва видную, надпись, приоткрывающую завесу тайны, становится ясно, что старинные ворота ведут в историю Кронштадтского Военно-Морского госпиталя. А Интернациональная улица - это бывшая Госпитальная.

Деревянные постройки для лечения больных и раненых моряков появились на острове уже в 1717 году, одновременно с появлением первой православной Андреевской церкви. Стояли лечебные бараки там, где тогда был городской центр, недалеко от территории нынешнего Летнего сада. Но, когда в городе развернулись работы по реализации грандиозных петровских планов, стало ясно, что первые городские постройки надо будет убирать! В 1723 году Пётр повелел переместить госпиталь в Морскую слободу, однако новые деревянные корпуса возвели лишь к 1730, почти одновременно с расположенной рядом Морской Богоявленской церковью. Сюда направляли раненых в бою моряков. Первоначально госпиталь был рассчитан на 400 мест, но время показало, что это очень мало, ведь Россия почти постоянно находилась в состоянии войн! К тому же, бесконечные эпидемии косили флотский состав. Госпиталь всё время был переполнен почти вдвое! Вдобавок, деревянные бараки на острове не раз уничтожались пожаром. Лежачих больных спасти не удавалось. Построенный в Ораниениенбауме в правление Екатерины 2 госпиталь помог немного разгрузить Кронштадтский, но проблему не решил, потому и просуществовал недолго!

Только спустя почти столетие, в 1832 году при Николае 1 началось строительство каменных корпусов госпиталя. В 1840 состоялось его открытие. Это уже было современное медицинское учреждение, оборудованное по последнему слову техники: лифты, ванны, тёплые помещения, современное медицинское оснащение! Лучшие столичные доктора были направлены для лечения моряков в Кронштадт. На протяжении всех лет существования госпиталя медики не только лечили больных и раненых моряков. Они занимались научными исследованиями. Изучая на практике причины инфекционных заболеваний, которые вызывают массовые эпидемии, кронштадтские врачи внесли немалый вклад в науку. Как результат – новые открытия и успехи. В Кронштадте были проведены первые в мире уникальные операции на сердце, в 1843 году впервые был применён эфирный наркоз и др. Госпиталь постоянно «держал руку на пульсе» – следил за развитием мировой медицинской науки. Уже в первой половине 19 века начала создаваться своя медицинская библиотека, а с конца 19 века в Кронштадтском госпитале появилась первая в России рентгеновская установка.

Участников всех войн, революций и кронштадтских восстаний лечили здесь! Но моряки и в мирное время болеют, а потому госпиталь продолжил работу и после установления советской власти. Он претерпел немало реконструкций и реорганизаций. Менялось количество мест для лечения, менялись пациенты и врачи. Сегодня, по официальной информации, моряки Кронштадта и их семьи продолжают получать квалифицированную медицинскую помощь в современных кабинетах и комфортных стационарных корпусах госпиталя под номером 35 имени Семашко. Их лечат от различных недугов мирного времени!

Трудно сказать, насколько эта информация объективная! Госпиталь занимает внушительную территорию на берегу залива и, конечно, находится она за забором. А что там – посторонним знать не положено! Но те самые корпуса, протянувшиеся вдоль улицы Мануильского, что появились почти 200 лет назад, сегодня привлекают внимание любителей старины своим запущенным обликом!

Снова церковь святого Николая?

Ещё вначале Интернациональной улицы создаётся ощущение, что впереди – тупик. Она упирается в улицу Мануильского (ещё один революционер получил именную улицу в революционном Кронштадте). Где-то здесь, в районе этого перекрёстка, стояла сначала старая морская Богоявленская церковь, а потом временная. К ней привыкли, она стала уже почти постоянной, даже после постройки нового Морского храма. Но в водовороте послереволюционных событий она исчезла! Тем более удивительно, свернув от старинных ворот госпиталя налево по улице Мануильского (дом 2) неожиданно обнаружить здание солидной каменной церкви! А это что за храм? Оказалось, ещё одна Никольская церковь. А это значит, что она опять для моряков, которым святой Николай покровительствовал. Не много ли церквей в Морской слободе? Оказывается, не много! Каждая имела свое назначение!

Эта церковь-часовня святителя Николая чудотворца появилась в 1905 году при анатомическом театре Кронштадтского военно-морского госпиталя с определённой целью. В ней отпевали умерших моряков. Часовня была создана по инициативе главного врача госпиталя на средства кронштадтских купцов. Она взяла часть функций больничного храма святого Александра Невского, который существовал с первых дней морского госпиталя и находился на его закрытой территории (церковь сегодня не действует). Автором проекта церкви-часовни был Василий Косяков, работавший над возведением Морского собора на Якорной площади. После революции этой госпитальной церкви-часовне повезло больше, чем Богоявленской. Её приспосабливали под разные городские нужды, и здание сохранилось! Когда повсеместно начали закрывать церкви, это здание было передано в распоряжение города, и городские власти решили открыть в нём клуб пионеров.

Но вскоре пионерам присмотрели здание в другом месте, более удобное в функциональном плане, а церкви после войны вернули часть её дореволюционных функций. Её стали использовать при морге госпиталя в качестве зала для прощания с умершими. А потом власть снова поменялась, и теперь уже город в 2016 году передал храм в распоряжение РПЦ. После реставрации сегодня в нём вновь ведутся службы.

Анатомический театр

Сам Анатомический театр (1849-1852, арх. А. А. Мартынов) располагался в соседнем здании, стоящем следом за церковью (имеет тот же адрес). Его назначение в прошлом – проведение учебных занятий для будущих флотских врачей. Обучать персонал начали практически сразу после появления госпиталя в созданной при нём лекарской школе. Открылась она в одном из Губернских домов. В 18 веке главными предметами медицинских учебных курсов были анатомия и хирургия. Практические занятия проводили на трупах в анатомических театрах – огромных помещениях, устроенных так, чтобы учебная операция хорошо была видна каждому присутствующему. Там же стояли стеклянные колбы с анатомическими экспонатами (вроде тех, что хранятся в музее Кунсткамера). Это были учебные пособия для будущих медиков. Кронштадтская коллекция медицинских экспонатов постоянно пополнялась. В середине 19 века Анатомический театр перевили в новое здание при госпитале. «Переехавшие» сюда медицинские экспонаты стали к этому времени раритетами. Их поместили на втором этаже здания и при «театре» открыли «Анатомический музей».

У здания Анатомического театра /фото из личного архива, 2021/
У здания Анатомического театра /фото из личного архива, 2021/

Сегодня здание на фоне отреставрированной церкви выглядит уныло. Его реконструкцию последний раз проводили ещё в 1980-х. Госпиталю дом давно не принадлежит. В нём располагаются квартиры, а также Отделение социальной помощи лицам без определенного места жительства. По некоторым сведениям, после очередной реконструкции в здании планируют открыть музей Морской медицины. Интересное решение, в духе «Кронштадт – туристическая Мекка»!

«Усадьба Лазарева» или Дом Морской общины сестёр милосердия?

Пройдя ещё несколько шагов по улице Мануильского, оказываешься у старой крепостной стены. Улица Восстания, протянувшаяся вдоль неё, убегает куда-то за забор, за которым стоят полуразрушенные постройки. Все они когда-то принадлежали госпиталю, а сегодня медицинское учреждение обходится без них. Здесь совсем безлюдно и идти некуда. Самое время взглянуть на карту и с удивлением обнаружить, что восточная оконечность города совсем рядом. Вот только пройти туда непросто. На пути – госпиталь за забором, сразу за ним – городская больница. Поэтому придётся возвращаться на улицу Мануильского. Она заканчивается у Ленинградской улицы – единственной улицы, которая приведёт на «край» города.

Двигаясь вдоль забора госпиталя, очень хочется увидеть хоть что-нибудь за ним, но разросшиеся за столетия деревья госпитального парка стоят сплошной стеной. Забор тянется и с другой стороны за перекрёстком улицы Мануильского с Интернациональной.

Но когда среди деревьев открывается вдруг вид на хорошо ухоженную территорию с симпатичными домиками и фонтаном, невольно возникает вопрос, что же там находится? Протянувшаяся от улицы Мануильского улочка, Лазаревский переулок, приведёт любопытных к красивому зданию. История у него интересная, вот только разобраться в ней сразу не получится. Тем более, что на картах, да и в других источниках, дом на углу Пролетарской улицы и Лазаревского переулка значится, как «усадьба Лазарева». Её владелец получил известность в ходе первой русской экспедиции к северному полюсу и стал одним из первооткрывателей Антарктиды. В снабжении этой экспедиции принимал участие сосед Лазарева, П.В. Синебрюхов! До его дома отсюда – рукой подать.

Усадьба Лазарева /фото с сайта zhilibyli.ru/
Усадьба Лазарева /фото с сайта zhilibyli.ru/

Но картинка не возникает. Экспедиция была организована в начале 19 века, а дом демонстрирует черты модерна, архитектурного стиля, появившегося только в конце столетия. На самом деле Лазарев жил по этому адресу в другом доме. Здесь на краю города находилась его тихая усадьба. В дальнейшем Лазарев принял участие в Наваринском сражении (1827) и за свои заслуги был назначен начальником штаба Черноморского флота (1828). С Кронштадтом пришлось распрощаться. Свою усадьбу он не стал продавать, а передал в распоряжение города. В середине 19 столетия было принято решение передать участок вместе с домом для проживания направленных для работы в Кронштадтском госпитале сестёр милосердия. Сестринское движение зародилось в годы Крымской войны по инициативе доктора Н. И. Пирогова великой княгини Елены Павловны, хозяйки Ораниенбаума, расположенного напротив острова Котлин. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 году в Кронштадте была образована Морская община сестёр милосердия. С ростом численности общины и обветшанием старой лазаревской усадьбы было решено построить новый дом для членов общины. Он появился в 1915 году (арх. В. М. Лопатин). В нём находились учебные классы и квартиры для проживания медсестёр. Построенный в стиле модерн дом был похож на сказочный замок и стал украшением места, однако сёстрам толком послужить не успел.

В советское время красивое здание с обширной территорией было передано для размещения противотуберкулёзного диспансера, но в 1990-х годах опустело. Здание облюбовали бездомные, не раз оно страдало от пожаров, и горожане с болью в сердце следили, как на их глазах исчезает красота. Но всё же дом вернулся городу в новом облике. Его отреставрировали в 2020-2022, и теперь здесь открыт отель класса люкс с названием… «Усадьба Лазарева». Полюбовавшись «старинным замком» в современном обличии, продолжая двигаться по Лазаревскому переулку, вскоре незаметно снова окажешься на набережной Обводного канала. Но всё-таки стоит вернуться на улицу Мануильского, чтобы дойти, наконец до «края» Кронштадта.

Продолжение читайте по ссылке:

А начало книги здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!