Найти в Дзене

КРОНШТАДТ. «Кронштадтская азбука»

Оглавление

Вид на Кронштадтские гавани с Финского залива /фото из личного архива, 2019/
Вид на Кронштадтские гавани с Финского залива /фото из личного архива, 2019/

КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ.

Вместо предисловия. Откровения автора

Я живу в Ораниенбауме. Нынче это город Ломоносов. Кронштадт мне знаком с детства, но он долгое время оставался лишь иллюстрацией, морской картинкой во взрослой книжке с непонятным названием. Гуляя по Ораниенбаумскому парку с родителями, мы непременно выходили к Катальной горке и, стоя на краю природного уступа, протянувшегося вдоль побережья Финского залива, папа говорил:

– Видишь Кронштадт?

Я вглядывалась в морскую даль и видела остров. Даже в плохую погоду он был различим по зелёному куполу Морского собора, парящего над ним. И Кронштадт стал одной из достопримечательностей городского парка, которые непременно надо было увидеть во время прогулки, и загадкой, которую было невозможно разгадать.

Кронштадт долгое время хранил свои тайны. Я взрослела, а он оставался городом под замком посреди моря. В годы советской власти он был закрыт от посторонних. Даже для экскурсионных групп оформляли специальные разовые пропуска, а во время экскурсий знакомили гостей с революционной и военной историей города. Побывав пару раз в Кронштадте в школьные годы, я всматривалась в незнакомые постройки и старательно пыталась уловить суть рассказа экскурсовода. Но, видимо, так и не смогла. Моряки Кронштадта были одержимы революционными идеями, с кем-то боролись (я, в самом деле не смогла разобраться с кем, так, вероятно, ничего и не поняв), совершали героические поступки и умирали за правое дело. Вряд ли я тогда кому-нибудь призналась бы в этом, но мне было совсем неинтересно! Может, потому я и не спешила разгадывать тайны Кронштадта?

Я познакомилась с ним много лет спустя, когда отправилась гулять по дорогам истории. Они и привели меня в этот город, в который я возвращаюсь и возвращаюсь год за годом. И каждый раз я попадаю под его суровое очарование, наполняюсь до краёв духом его героической славы и открываю, открываю всё новые и новые страницы его легендарной истории. Они не всегда лежат на поверхности нынешней жизни Кронштадта, но он зовёт меня и уводит в свои заветные уголки.

Я гость в Кронштадте. Он ещё не раскрылся мне до конца, но, кажется, мы с ним уже подружились, и он также ждёт нашей встречи после долгой разлуки, как и я. Я беру с собой друзей и гостей Петербурга, и мы долго гуляем по Кронштадту. Он не блещет золотом и не поражает изысканной утончённостью архитектуры зданий. Но он потрясает размахом замыслов своего основателя, Петра Великого и завораживает масштабами вложенного человеческого труда. Здесь кричат чайки, морской воздух опьяняет, а разрушающиеся крепостные стены не обескураживают, а увлекают в историю. И погружённые в морскую романтику гости навсегда влюбляются в этот удивительный город.

Но иногда я сворачиваю с туристических троп и остаюсь один на один с городом, исчерченным линиями каналов, где на страже морских рубежей стоят огромные корабли, а на улицах повсюду встречаются якоря, пушки и бесконечные памятники легендарным морякам и морским событиям. И Кронштадт откровенничает со мной, не переставая удивлять. Однажды, под впечатлением такой прогулки, я решила рассказать его историю, какой она мне видится сегодня, из 21 века!

Многим история петровского «Коронного города» хорошо знакома. Я назвала её «Кронштадтской азбукой». Но есть в ней много недосказанного, что всегда остаётся «за кадром». И это не только секреты военных моряков и загадки сегодняшних «альтернативщиков». Маленькие открытия во время виртуальной прогулки по улицам Кронштадта непременно сделают историю города богаче, ярче и интересней.

Но Кронштадт – это не только прошлое нашей страны. Это – её настоящее и будущее. Этот город вот уже три столетия остаётся форпостом Петербурга. Таким его и задумывал его основатель - великий Пётр 1. Вот об этом и будет мой долгий рассказ во время виртуальной прогулки по Кронштадту, с историческими фактами и именами, с легендами и догадками, и, конечно, с впечатлениями и эмоциями. Надеюсь, мои спутники не заскучают.

Часть 1. «Кронштадтская азбука»

ФОРТЫ

Сначала была крепость! Нет! Сначала был остров в Финском заливе, на котором можно было «ногою твёрдой встать у моря». Встать, оглядеться и подумать, что делать дальше! А что-то делать было нужно, потому что передышка в Северной войне была лишь временной! Это русский царь понимал прекрасно!

Вскоре после победы на Неве, когда 1 мая 1703 года шведская фортеция Ниеншанц была взята и разрушена до основания, на правом берегу Невы, появилась новая русская крепость. Она была заложена 16 мая (27 по новому стилю) 1703 года, а летом получила имя Санкт-Петербург. Пока она строилась, шведские корабли стояли в заливе, выжидая, но войти в Неву побоялись. Как гласит легенда, ещё летом «разведка донесла», что у русских, у самого входа в залив, там, где ещё вчера был пустынный остров, выросла новенькая крепость! Чудеса, да и только! Не решились шведы! А зря! Пройдет совсем немного времени, и на землях, все ещё «де юре» принадлежащих шведам, вырастет стольный град русского государства, названный, как и крепость на Неве, именем святого Петра!

А пока шёл 1703 год. Наступили осенние заморозки, и шведские корабли вынуждены были отправиться в свои зимние гавани, чтобы не быть раздавленными льдами! И вот тут-то русский царь Пётр 1 отправился по заливу с вопросом: «Что делать?»

Залив у берегов оказался мелководным. А это означало, что войти в Неву не так-то просто! Лишь узкий участок позволял кораблям вереницей двигаться по нему. Конечно, была надежда на новую крепость на Неве, которая не пропустит вражескую флотилию. Но лучше было бы закрыть проход к Неве ещё на подступах. Но как?

Остров Котлин в Финском заливе оказался довольно близко расположен от побережья, но был слишком далеко от фарватера! Пожалуй, пушечное ядро не долетит до него! Стоп! Значит нужно сделать искусственный остров, с которого можно будет стрелять по кораблям! И с осени 1703 года начинается подготовка к строительству первого форта в Финском заливе.

Форт Кроншлот на старинной гравюре /фото с сайта Википедия/
Форт Кроншлот на старинной гравюре /фото с сайта Википедия/

Обосновавшись на острове Котлин, строители начали заготавливать материал. Лес, землю и камень везли с материка. В январе 1704 года, как только встал лёд, начали возведение форта. Технология была не новой – из брёвен изготавливали ряжи (срубы-ящики), заполняли их камнем и опускали на дно залива, пока фундамент не поднялся над водой. На нём и возвели первую морскую крепость. Она получила имя «Кроншлот» – «Коронный замОк». Этот замок должен был закрыть вход в Неву для врага. И это было только начало! Кроншлот стал первым! Один за другим появляются форты – маленькие искусственные островки в заливе. Пётр положил начало созданию комплекса оборонительных сооружений (КОС) вдоль фарватера. Все последующие императоры поддерживали фортификационные сооружения в боевой готовности, оснащая современным оборудованием! И строили новые! Всего за два столетия было сооружено 17 морских и 2 береговых форта, а на острове Котлин построена крепость Кронштадт – Коронный город.

КРЕПОСТЬ

Название крепость в Финском заливе получила от своего основателя не случайно. Это становится ясно, стоит лишь проследить, как развивались события Северной войны.

Прибрежные земли Финского залива, включая Неву, с 9 века принадлежали древнерусскому государству Господину Великому Новгороду, однако всегда были «лакомым кусочком» для соседних стран, которые неоднократно делали попытки завладеть ими. В ходе Русско-Ливонской войны в 1617 году эти земли отошли Швеции и получили у новых хозяев имя Ингермаландия. Её и намеревался вернуть русский царь Пётр 1, вступая в Северную войну (1700-1721).

Поход на Ингерманландию начался в 1702 году. Осенью русскими войсками была отвоёвана древняя русская крепость Орешек на Неве. Шведы называли её Нотебург – Ореховый город. Эту крепость Пётр посчитал ключом к морю и назвал её Шлиссельбург – город-ключ. В мае 1703 года была разрушена шведская крепость Ниеншанц. Она стала символическим замкОм, открыв который Россия подошла к морю. И Ниеншанц получил от Петра очередное имя со смыслом – Шлотбург, город-замок. Для закрепления отвоёванных позиций у самого моря Пётр основал новую крепость. Ей он дал имя святого Петра – Санкт-Петербург. Отныне святой покровитель русского царя должен был стать хранителем вновь обретённых русских земель и нового города.

Крепость в Финском заливе на острове Котлин была венцом петровских завоеваний. Не случайно Пётр назвал её «Коронный город», на иностранный манер – Кронштадт (немец.). Однако кронштадтская история началась не на острове, а прямо в море, когда в 1704 году появился первый форт Кроншлот. Уже в 1704-1705 годах он не пустил в Неву вражеские корабли! С тех пор никогда враг не смог войти в Петербург. Кронштадтская крепость «заперла на замок» морские ворота города святого Петра.

Отсчёт лет Кронштадт ведёт с 1704 года, когда появилось первое фортификационное сооружение. А к строительству островной крепости приступили лишь по окончании Северной войны. Её успели заложить в 1723 году ещё при Петре 1. Для возведения крепостной стены снова возили грунт с материка. И, хотя к этому времени Санкт-Петербургская крепость на Заячьем острове в Неве уже полным ходом перестраивалась в камне, крепость в Кронштадте строили пока ещё из земли и дерева. Зато было что перестраивать потом! Каменные стены с бастионами появились лишь к концу 18 века (1784). Тогда же были возведены крепостные башни, построены казармы и другие фортификационные сооружения на острове. Но сложная обстановка в мире, участие России в войнах начала 19 столетия, изменения стратегии и тактики ведения боевых действий потребовали дополнительного укрепления крепостных стен. Их нужно было теперь защищать не только от пушечных ударов, но и от открытого огня.

Крепостная стена в Кронштадте на улице Восстания /Фото с сайта Википедия. Авторство: AleksFedorov. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=145170704/
Крепостная стена в Кронштадте на улице Восстания /Фото с сайта Википедия. Авторство: AleksFedorov. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=145170704/

Кронштадтская крепость сильно пострадала во время страшного наводнения 1824 года. Это наводнение хорошо известно всем благодаря Пушкину. Поэт описал его в поэме «Медный всадник»! Тогда вышедшая из берегов Нева речными потоками бежала по улицам Петербурга. А остров Котлин почти полностью ушёл под воду. И если врагу крепость разрушить не удалось, стихия справилась! Стратегический объект нужно было срочно восстанавливать. Работы велись днём и ночью и практически были завершены за 2 года. Новый век – новые возможности! В результате крепость расширили, укрепили, что позволило почти вдвое увеличить её боевой потенциал. Если к началу 19 столетия численность гарнизона Кронштадской крепости составляла 17 тысяч военнослужащих, после реконструкции казарменный фонд был увеличен до 30 тысяч мест.

Крепостная стена с 3-х сторон огибала остров, словно обрисовывая его очертания. И лишь с юга стены не было. С этой стороны остров защищали гавани.

ГАВАНИ

Пока строились форты в Финском заливе, на остров Котлин пришла жизнь! Но кораблям, обеспечивающим не только перевозку рабочей силы, но и транспортировку строительных материалов, не просто было причалить к дикому берегу. К тому же, поскольку всё ещё шла война, военные корабли стояли в заливе, обеспечивая защиту острова и фарватера. Но с наступлением зимы они были вынуждены отправляться к берегам Петербурга на зимнюю стоянку. И вопрос строительства гаваней на острове оказался в приоритете! Пётр 1 понимал, что это куда важнее, чем обносить остров крепостной стеной!

Победа русской армии под Полтавой в 1709 году вселяла уверенность в положительном для России исходе Северной войны! Непобедимая шведская армия Карла 12 оказалась разгромлена! И хотя до окончательной победы было ещё далеко, Пётр спешит в Петербург. Ближайшие планы русского царя связаны уже не с войной! Взгляд его устремлён в будущее! Теперь можно строить Санкт-Петербург за пределами крепости на Неве! А в Кронштадте надо немедленно приступать к строительству гаваней.

У причала Средней гавани /фото из личного архива, 2021/
У причала Средней гавани /фото из личного архива, 2021/

Гавань – это водное пространство у берега, приспособленное для безопасного причаливания и стоянки кораблей. Для её создания необходимо было углубить дно, построить волнорезы и причалы. Пётр торопится! Военный флот пополняется боевыми кораблями, которым нужно постоянное место дислокации. С первых дней к работам на острове привлекаются пленные шведы и солдаты. Но война ещё не окончена, воины нужны в боях, и по указу царя на строительство кронштадтских гаваней со всех губерний России было отправлено около 30 тысяч человек!

Первая гавань была сооружена за 2 года (1712-1714). Руководивший строительством шотландец Эдвард Лейн по завершении работ в 1714 году шутливо докладывал царю: «Конюшня готова, мы ждём лошадей!» Причальные тумбы для швартовки кораблей и впрямь напоминали столбы для привязи лошадей в конюшнях! И Пётр поспешил обеспечить «конюшню» постояльцами – новенькими боевыми кораблями! Новоявленный Балтийский флот вошёл в гавань и пришвартовался у берегов Кронштадта. С тех пор остров Котлин стал его постоянной военно-морской базой.

Вид на Кронштадтские гавани с моря на старинной гравюре, худ. П.П.Свиньин /фото с сайта Ситиволс/
Вид на Кронштадтские гавани с моря на старинной гравюре, худ. П.П.Свиньин /фото с сайта Ситиволс/

Но теперь в Кронштадт могли заходить также иностранные торговые суда. И почти сразу стало ясно, что кораблям в Котлинской гавани тесно! Тогда у неугомонного русского царя зреет план сооружения новых гаваней разного назначения. С 1712 по 1724 год одна за другой появляются Каботажная, Купеческая, Средняя и Лесная гавани. Гавани были не только удобной стоянкой! Пушки вдоль стен, отделявших гавани, обеспечивали защиту стоявших на рейде кораблей! Стены первоначально возводились из дерева, укреплялись грунтом и представляли собой надежное укрытие от снарядов. Однако к концу 18 столетия гавани порядком обветшали, и, одевшая в гранит Неву Екатерина 2, повелела их перестраивать в камне!

После постройки гаваней можно было возводить на острове Котлин крепостную стену. Но к этому времени в Кронштадте обосновались не только моряки и военные крепостного гарнизона!

Продолжение здесь:

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!