Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Рогатые эскофьоны на «шапочках» и овальные короны

Продолжение к статье: «Роскошный эскофьон-ан-корн модели «рогатая шапка».

Там были эскофьоны, которые представляли собой объёмные «шапки».

Теперь покажу модели, визуально похожие на те, но сделанные иначе.

Такой эскофьон есть в фильме «Солёный принц». Он устроен по тому же принципу, что и высокий эскофьон-ан-буреле. Валик сердцевидной формы крепится на шапочке. Или – на коротком эннене.

Кадр из фильма-сказки «Солёный принц». 1983 год. Принцесса Ванда и её жених.
Кадр из фильма-сказки «Солёный принц». 1983 год. Принцесса Ванда и её жених.

В фильме этот головной убор, конечно, шикарный. И брошь в центре спереди, и жемчужные нити на валике - всё прекрасно.

Здесь бархатный валик подвязан к подбородку, чтобы лучше держался. В таком хоть на лошади скачи, хоть бегай – не слетит.

Кадр из фильма-сказки «Солёный принц». 1983 год. Головной убор принцессы Ванды.
Кадр из фильма-сказки «Солёный принц». 1983 год. Головной убор принцессы Ванды.

Похожий головной убор - в фильме «Генрих V».

Когда Екатерина Валуа показана спереди, кажется, что убор каркасный. Но это впечатление обманчиво. Валик на эннене покоится.

Эннен покрыт золотистой сеточкой и украшен жемчугом. Типичная отделка для 15-го века.

Кадр из фильма «Генрих Пятый», Англия, 1944 год. Екатерина Валуа.
Кадр из фильма «Генрих Пятый», Англия, 1944 год. Екатерина Валуа.
Кадр из фильма «Генрих Пятый», Англия, 1944 год. Екатерина Валуа в эскофьоне.
Кадр из фильма «Генрих Пятый», Англия, 1944 год. Екатерина Валуа в эскофьоне.

Вот здесь видно, что валик лежит на эннене. Всё устроено просто.

Кадр из фильма «Генрих Пятый», Англия, 1944 год. Главные герои.
Кадр из фильма «Генрих Пятый», Англия, 1944 год. Главные герои.

Мне попалось вот такое фото. Это реконструкция, наверное. Говорю «наверное», потому что не знаю, где нашла фотографию. Забиваю в поисковик, но она не выдаётся вновь.

Что мы видим здесь? Короткий эннен с небольшой вуалью, валик и золотистые сеточки по бокам.

Эскофьон 15-го века. Реконструкция. Фото из открытых источников.
Эскофьон 15-го века. Реконструкция. Фото из открытых источников.

Подобные головные уборы можно найти на картинке.

Смотрите – слева вверху.

Правей и чуть ниже – эскофьон (или сердцевидный убор) покоится на волосах, забранных в сеточку.

А слева посерединке – головной убор с интересной овальной короной.

Женские головные уборы 15 века.
Женские головные уборы 15 века.

Такой головной убор на портрете Маргариты Датской.

Маргарита Датская (1456 – 1486). Была королевой Шотландии с 1469 по 1486 год, будучи замужем за королем Яковом Третьим.

Маргарита Датская, королева Шотландии. Головной убор с овальной короной.
Маргарита Датская, королева Шотландии. Головной убор с овальной короной.

А вот и сама картина.

К сожалению, она в маленьком размере, и изображение нечёткое. Но всё равно видно, что здесь – короткий эннен, золотые сеточки по бокам и корона овальной формы.

Такие уборы тоже называли эскофьонами. Корона заменяет "рога".

Хуго ван дер Гус. Маргарита Датская, королева Шотландии. До 1480-го года.
Хуго ван дер Гус. Маргарита Датская, королева Шотландии. До 1480-го года.

Есть ещё картина с необычной короной на головы дамы.

Тут уже – бургундская мода. Художник – представитель Северного Возрождения «Master of the Legend of Saint Lucy».

  • Мастер легенды о святой Люсии – неизвестный нидерландский художник из Брюгге. Его имя происходит от алтарной картины в церкви Святого Иакова в Брюгге, датированной 1480 годом, на которой изображены три сцены из жизни святой Люсии.

Девушка одета шикарно. Наверное, её платье сшито из узорчатого бархата. Или это золотая парча (золотистый атлас) с чёрным бархатным узором.

Master of the Legend of Saint Lucy. Картина «Дева меж девственниц», фрагмент. 1475 – 1500 годы.
Master of the Legend of Saint Lucy. Картина «Дева меж девственниц», фрагмент. 1475 – 1500 годы.

На голове девушки короткий эннен (шапочка) с золотистой сеткой и драгоценными камнями.

И корона вытянутой формы – вместо валика.

«Мастер легенды о святой Люси». 1475 - 1500 годы, фрагмент картины.
«Мастер легенды о святой Люси». 1475 - 1500 годы, фрагмент картины.

У королевы на иллюстрации ниже короны как таковой нет. Золотые зубцы распределены по валику эскофьона.

Королева в королевском сюрко с горностаем и платье со шлейфом. А за ней – толпа придворных дам. «Парад бургундских мод середины 15 века».

Королева и придворные дамы, иллюстрация середины 15 века.
Королева и придворные дамы, иллюстрация середины 15 века.

А ещё нашла такую красоту на Пинтересте. Ссылка на исходный сайт не открывается.

Тоже – реконструкция. Возможно, это фото сделано в музее. Но это не значит, что здесь «всё ненастоящее». Такие эскофьоны носили...

И тут можно сказать: «Да ведь это же эннен с валиком».

Да. Грань между энненами и эскофьонами иногда тонка. На ряде западных сайтов используют только термин «эннен» («hennin») и описывают его разновидности.

Я за то, чтобы называть энненом конусообразный убор без толстого валика. А рогатые уборы с валиками (и коронами) называть эскофьонами. Иначе запутаешься. Ведь ещё были и рогатые чепцы, и уборы, похожие на тюрбаны... И такие головные уборы, которым просто не придумаешь названий.

Головной убор 15 века. Средний между эскофьоном и энненом. Фото из открытых источников.
Головной убор 15 века. Средний между эскофьоном и энненом. Фото из открытых источников.

Ещё одна картинка с моделями головных уборов 15 века.

Справа, вторая модель снизу… Примерно такой убор, как выше. Тот же принцип, но другая отделка.

Женские головные уборы. Европа, 15 век.
Женские головные уборы. Европа, 15 век.

Высокие эннены с вуалями в форме бабочки и «двойная сахарная голова».

«Так вот откуда пошёл леопардовый принт»… Пятнистые меха на портретах.