В последнее время я пишу о бургундской моде, но тут забегу чуть вперёд. В начало 16-го века. Именно в этот период написано много портретов, где одежда женщин и мужчин украшена пятнистыми мехами.
На мужских портретах такие меха встречаются чаще. Как правило, ими украшали верхнее парадное одеяние с короткими или разрезными рукавами. Специального названия для этого вида одежды я не нашла, только общее слово «гаун».
Меха носили разные. Но особенно популярны были пятнистая рысь и ирбис – снежный барс или снежный леопард. Так написано в книге по истории костюма Джоан Нанн.
В википедии же я прочла, что первое упоминание и изображение ирбиса было дано неким Жоржем Бюффоном в 1761 году.
Но я склонна верить Джоан Нанн. Потому что на некоторых портретах мех похож не на рысий. К тому же… Кажется, эти меха потом вышли из моды и был подзабыты. Так что Жорж Бюффон и впрямь мог сделать «открытие», узнав о существовании ирбиса.
Носили такие меха в разных странах, в том числе – в Италии.
Мужчины на таких портретах часто – в чёрном и красном (малиновом, бордовом, оранжевом).
И надо сказать, что с такими цветами пятнистые меха гармонируют.
Но и с серо-голубым и коричневым такой мех тоже хорошо смотрится.
Особенно если к тёмной одежды надеть красный головной убор, как на портрете ниже.
А что за мех украшает верхнее платье – гаун на портрете юного Эдуарда Английского?
Тут более позднее время – 1546 год. Мода изменилась, головные уборы стали вот такими, и мужчины начали коротко подстригать волосы. Но парадное одеяние «гаун» с короткими рукавами не вышло из моды.
Но, однако, что за мех на портрете? На горностай, вроде, непохож.
Дамы «в леопардах».
На первой картине запечатлена Мария Магдалина. Но библейских персонажей художники облачали обычно в современные костюмы. Так могла выглядеть любая дама.
Три других картины написаны Амброзиусом Бенсоном (1495 – 1550) – нидерландским художником, родившимся в Италии.
Первая – портрет знатной дамы. Судя по форме чепца «арселе», портрет написан в 1520-х или 1530-х. Хотя это не Франция, и чепец мог немного отличаться от французских моделей.
На второй картине – опять Мария Магдалина.
Как же её любили рисовать художники той эпохи. И я даже догадываюсь, какие еретические мысли их посещали, когда они создавали своих прекрасных Магдалин, но промолчу.
Мне кажется, здесь не рысий мех, а какой-то более шикарный. Хотя я не знаю. Для меня они что-то в одно слились.
Третья картина Амброзиуса Бенсона – «Богоматерь с младенцем и святыми Екатериной Александрийской и Варварой».
Полотно относится к религиозной живописи, но как же шикарно одеты девушки внизу. И конечно, красавицы.
У одной из них – точно такой мех на рукавах, как и у Марии Магдалины.
Только платье пошито несколько иначе. И оно здесь – алое, рукава – из золотой парчи.
На таком фоне и пятнистый мех словно источает нежно-золотистое свечение. Смотрится красиво, гармонично.
Кстати, а зачем он на такой картине? Ну, наверное, потому, что в моде был.
Нарядные итальянские парни на картине эпохи Возрождения и крошка-гепард.
«Само совершенство»… Длинноволосые красавцы начала эпохи Возрождения.
Загадочный эскофьон-ан-буреле. Он или не он в сказке «Солёный принц»?
«Дама – как охотник с трофеями»… Зимние наряды начала 20 века.