Найти тему
Модная лавка 19 века

Высокие эннены с вуалями в форме бабочки и «двойная сахарная голова».

Продолжение к статье: Бургундская мода. Эннен в форме конуса, «цветочный горшок» и «улей».

Итак. Головные уборы 15 века, известные под названием «эннен» (эннин, геннин, атур) были двух основных видов: укороченные и высокие, в форме конуса или шпиля башни.

Высокие эннены, конечно, смотрелись роскошней всего.

Делали их обычно из картона или проволочной сетки, поверх которой была закреплена легкая ткань. Высота могла быть 30, 50 см, а у королев и принцесс, как пишут в разных источниках, до метра.

Я с трудом представляю, как эти уборы держались на головах дам.

Жители Нанта отдают дань уважения Жану де Монфору. Иллюстрация из хроник Жана Фруассара.
Жители Нанта отдают дань уважения Жану де Монфору. Иллюстрация из хроник Жана Фруассара.

На иллюстрации ниже – дамы на лошадях. У одной эннен не слишком длинный и завязан под подбородком. У дамы в красном платье эннен длинный, и как держится на голове – загадка.

Синее платье, вероятно, оторочено узорчатым бархатом. Красное – серым мехом.

Приезд Изабеллы Французской в Париж, к брату-королю.
Приезд Изабеллы Французской в Париж, к брату-королю.

Иллюстрация ниже интересна тем, что здесь – разнообразие мужских и женских костюмов.

Дама в синем платье и красном эннене по статусу выше дамы в зелёном платье и рыжеватом эннене. Высота головных уборов это подчёркивает.

Мужчины тоже одеты по-разному. Справа – молодой модник в коротком пурпуэне, в завитыми волосами. Слева – мужчина в полудлиной одежде. Ну а в центре – знатный аристократ в длинном одеянии (наверное, упелянде) и чёрном головном уборе шапероне.

На головах у ещё двух дам, вероятно, маленькие эннены цилиндрической формы. Они тоже нарядные.

Ткани головных уборов и платьев часто подбирались по принципу контраста. И здесь видно стремление к гармоничному сочетанию оттенков.

Кавалеры и дамы, одетые по бургундской моде.
Кавалеры и дамы, одетые по бургундской моде.

Ниже – два портрета жены последнего герцога Бургундии Карла Смелого.

Один из её высоких энненов имеет срезанную макушку.

Лёгкая вуаль уложена по-разному. На втором портрете видна тонкая палочка сзади эннена. Она поддерживает вуаль и придаёт ей определённую форму.

Короткую петля спереди служила для того, чтобы поправить или удержать эннен на ветру в случае необходимости.

На многих портретах вокруг шеи дам располагаются массивные или ажурные колье искусной работы.

Изабелла Бурбонская, вторая жена Карла Смелого. (Портрет сделан ранее 1465 года.)
Изабелла Бурбонская, вторая жена Карла Смелого. (Портрет сделан ранее 1465 года.)
Изабелла Бурбонская, вторая жена Карла Смелого
Изабелла Бурбонская, вторая жена Карла Смелого

На иллюстрации – тоже высокий эннен со срезанной макушкой.

Ткань вуали напоминает тюль. Я читала, что вуали делали из тонкого шёлка или марли. Но что значит «марля»? Явно не та, что сейчас. Наверное, её делали из шёлка разреженного плетения.

Кавалер тоже одет шикарно. Но здесь всё прекрасно: и люди, и обстановка.

Иллюстрация 1450-х годов.
Иллюстрация 1450-х годов.

Ниже – поздняя модель высокого эннена.

Он – с широкой полосой чёрной ткани с длинными концами и узкий, тоненький. О таких энненах я напишу в третьей статье по теме.

Интересен вопрос о мехах.

С лисами, куницами, соболем понятно. Но вот эти гладкие белые и серые меха... Норки, как я понимаю, тогда не было. Горностай нельзя было носить всем. Остаются беличьи животики и белый хорёк... Что это за зверь? Я не знаю:)

Женский портрет, около 1480 года.
Женский портрет, около 1480 года.

Самыми роскошными мне кажутся вот такие эннены.

«Эннен в виде бабочки: эннен с проволокой или прутьями, выходящими сзади и поддерживающими расположение вуали в форме буквы «V».

Получаются как бы сложенные или полураскрытые крылья бабочки.

Высокие эннены с вуалями, драпированными в форме сложенных крыльев бабочки.
Высокие эннены с вуалями, драпированными в форме сложенных крыльев бабочки.

Такие эннены любят показывать в фильмах…. Если бы ещё и фильмов было больше! Но их мало. Или просто нам не показывают.

В фильме «Тайны Бургундского двора» такой головной убор у графини Жанны. В самом начале фильма, на турнире. К сожалению, кадров не найти. Но, когда смотришь фильм, наряд героини завораживает.

«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Турнир.
«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Турнир.
«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Эннен Жанны с вуалью в форме крыльев бабочки.
«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Эннен Жанны с вуалью в форме крыльев бабочки.

В фильме «Собор Парижской Богоматери» Флёр-де-Лис и её подружки носят самые разные эннены. А у матушки Флёр-де-Лис – «эскофьон-ан-корн».

У самой Флёр-де-Лис эннен укороченный, со срезанной макушкой. Такие тоже драпировали вуалями по-разному.

Фильм «Собор Парижской Богоматери», Франция, 1957 год.
Фильм «Собор Парижской Богоматери», Франция, 1957 год.
Фильм «Собор Парижской Богоматери», Франция, 1957 год. Дамы в разных энненах.
Фильм «Собор Парижской Богоматери», Франция, 1957 год. Дамы в разных энненах.

Такая же драпировка вуали на маленьком головном уборе дамы в красном платье с зелёным поясом.

Женский портрет, между 1460-м и 1470-м годом.
Женский портрет, между 1460-м и 1470-м годом.

На картинке ниже – разные модели энненов. И сюда затесался эскофьон (справа внизу).

А что такое слева внизу? Трёхрогий эннен – «triple-horned hennin».

Эненны разных моделей плюс – эскофьон-ан-буреле (внизу справа).
Эненны разных моделей плюс – эскофьон-ан-буреле (внизу справа).

Трёхрогих энненов что-то нигде не встречается.

Но попался вот такой портрет. Наверное, здесь – эннен «двойная сахарная голова». Эннен с двумя конусами.

Похоже на рогатый чепец. Но чепцы всё же должны быть поменьше. Хотя, когда речь идёт о рогатых головных уборах, часто не поймёшь.

Третья статья по теме энненов: Закат бургундской моды. Роскошный эннен сменяется унылым чёрным чепцом.

Анна Лузиньян, герцогиня Савойская, около 1440 года.
Анна Лузиньян, герцогиня Савойская, около 1440 года.

Рогатые чепцы. Как они могли держаться на голове?

Бургундская мода. Эннен в форме конуса, «цветочный горшок» и «улей».

«Само совершенство»… Длинноволосые красавцы начала эпохи Возрождения.