Продолжение к статье: Первые рогатые чепцы и эскофьоны. Как они появились?
Итак, эскофьон-ан-корн (escoffion-en-cornes) – модный головной убор 15 века. Иначе говоря – «эскофьон в виде рогов».
Прочтёшь определение этого головного убора и подумаешь: «Как всё сложно!»
А на самом деле ничего там сложного и нет.
Об одной модели я писала. Уложили валик в форме рогов на эннен, вот и получился эскофьон.
А другая модель эскофьона представляла собой шапочку с рогами, если говорить по-простому.
Вот она, в известном фильме. Сидит на голове плотно и держится наверняка лучше высокого конуса-эннена.
Из книги Мерцаловой:
«Женский головной убор, под который были подобраны все волосы, разделенные пробором на две части. Волосы вплетали в косы или укладывали к ушам. На такой укладке волос построена вся форма эскофьона, покрытого сверху плетеной сеткой из золотых нитей»…
По-моему, это всё относится только к самым ранним эскофьонам.
И этому определению, кстати, противоречит картинка из той же книги Мерцаловой.
Волосы королевы распущены, а вовсе никуда не подобраны. Сверху – эскофьон-ан-корн модели «рогатая шапка». По верху валика, окаймляющего этот убор, расположены золотые зубцы – как бы такая корона.
Ниже – иллюстрации из французской книжки 1420-х.
Что мы видим здесь?
Эскофьоны выше, чем на более ранних иллюстрациях.
Косы по бокам головы не уложены в сеточку, а закрыты плотными щитками.
У дамы на этой иллюстрации такие же щитки, только красные:
На портрете ниже – похожая модель.
Из чего сделаны эти боковые щитки (или – «ушки»)? Видимо, из очень плотной ткани. Украшены сеточкой, в окошках которой размещёны жемчужины.
Мне попался блог вот этой милой дамы.
Статья: Making a Medieval Escoffin / Heart Shaped Headpiece. (Изготовление средневекового эскофьона – головного убора в форме «сердца»).
Если наберёте название по-английски, попадёте на ту страницу. Ссылку не размещаю, т. к. дзен не любит ссылок на чужие сайты.
За основу дама взяла эскофьон с этой картинки.
Нижнее изображение слева. 1445 год.
И вот что у неё получилось.
Вот такая шапочка с «ушками», как она называет боковые детали эскофьона.
Тут может возникнуть вопрос: а куда же волосы девали? Нет мешочков для них в этих «ушках», всё довольно плоское.
Волосы, вероятно, закручивали в косу и укладывали где-то на макушке.
А зачем запихивать косы в высокие «рога» эскофьона»? Они не помогут ему держать форму, а только мешать будут.
Помните эскофьон Катрин в фильме «Тайны бургундского двора»?
Боковые части довольно плоские. Нет там никаких кос. Это только в ранних эскофьонах укладывали косы на висках. Под сеточками! Чтобы показать волосы.
А тут волосы не предполагалось показывать.
Эскофьон-ан-корн из другого фильма.
Возникает вопрос: а это каркасный убор или нет?
Я думаю, было по-разному. Если рога были слишком высоки, то, возможно, что-то в них вставлялось для поддержания формы.
А вообще, сами бока эскофьона были жёсткими. Плотная ткань или внутренняя подбивка из плотной ткани (кожи). Плюс вот эти сетки металлические. Мне кажется, они не только украшали «рога», но и укрепляли их.
А как вам вот это? Тоже эскофьон в форме шапки, только она другая.
Кажется деревянной:)) Но головной убор, конечно, не из дерева сделан, а из чего-то ещё.
Ниже - эскофьон такого же типа, по-моему. Это реконструкция.
Смотрится шикарно и величественно. И, наверное, такой эскофьон будет плотно сидеть на голове.
На картине ниже эскофьон знатной дамы тоже кажется твёрдым.
И «рога» словно прямоугольные.
А вот здесь, у дамы в синем платье, широкий эскофьон – такие разлапистые «рога». И уши почему-то открыты.
А вообще, моделей эскофьонов было много. Я ещё одну статью по ним планирую.
Рогатые эскофьоны на «шапочках» и овальные короны.
Загадочный эскофьон-ан-буреле. Он или не он в сказке «Солёный принц»?
Бургундская мода. Эннен в форме конуса, «цветочный горшок» и «улей».