Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Роскошный эскофьон-ан корн модели «рогатая шапка»

Продолжение к статье: Первые рогатые чепцы и эскофьоны. Как они появились?

Итак, эскофьон-ан-корн (escoffion-en-cornes) – модный головной убор 15 века. Иначе говоря – «эскофьон в виде рогов».

Прочтёшь определение этого головного убора и подумаешь: «Как всё сложно!»

А на самом деле ничего там сложного и нет.

Об одной модели я писала. Уложили валик в форме рогов на эннен, вот и получился эскофьон.

А другая модель эскофьона представляла собой шапочку с рогами, если говорить по-простому.

Вот она, в известном фильме. Сидит на голове плотно и держится наверняка лучше высокого конуса-эннена.

«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Жанна в эскофьоне.
«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Жанна в эскофьоне.

Из книги Мерцаловой:

«Женский головной убор, под который были подобраны все волосы, разделенные пробором на две части. Волосы вплетали в косы или укладывали к ушам. На такой укладке волос построена вся форма эскофьона, покрытого сверху плетеной сеткой из золотых нитей»…

По-моему, это всё относится только к самым ранним эскофьонам.

И этому определению, кстати, противоречит картинка из той же книги Мерцаловой.

Волосы королевы распущены, а вовсе никуда не подобраны. Сверху – эскофьон-ан-корн модели «рогатая шапка». По верху валика, окаймляющего этот убор, расположены золотые зубцы – как бы такая корона.

-2

Ниже – иллюстрации из французской книжки 1420-х.

Что мы видим здесь?

Эскофьоны выше, чем на более ранних иллюстрациях.

Косы по бокам головы не уложены в сеточку, а закрыты плотными щитками.

Иллюстрация, 1420-е годы, Париж.
Иллюстрация, 1420-е годы, Париж.

У дамы на этой иллюстрации такие же щитки, только красные:

Иллюстрация, 1420-е годы, Париж. Дамы в эскофьонах.
Иллюстрация, 1420-е годы, Париж. Дамы в эскофьонах.

На портрете ниже – похожая модель.

Из чего сделаны эти боковые щитки (или – «ушки»)? Видимо, из очень плотной ткани. Украшены сеточкой, в окошках которой размещёны жемчужины.

Портрет Маргариты Баварской (1363-1423), герцогини Бургундской, супруги Жана Бесстрашного.
Портрет Маргариты Баварской (1363-1423), герцогини Бургундской, супруги Жана Бесстрашного.

Мне попался блог вот этой милой дамы.

Статья: Making a Medieval Escoffin / Heart Shaped Headpiece. (Изготовление средневекового эскофьона – головного убора в форме «сердца»).

Если наберёте название по-английски, попадёте на ту страницу. Ссылку не размещаю, т. к. дзен не любит ссылок на чужие сайты.

Эскофьон-ан-корн 15 века. Реконструкция. Фото из открытых источников.
Эскофьон-ан-корн 15 века. Реконструкция. Фото из открытых источников.

За основу дама взяла эскофьон с этой картинки.

Нижнее изображение слева. 1445 год.

Модели эскофьонов и рогатых чепцов середины 15 века.
Модели эскофьонов и рогатых чепцов середины 15 века.

И вот что у неё получилось.

Вот такая шапочка с «ушками», как она называет боковые детали эскофьона.

Эскофьон, середина 15 века. Реконструкция. Фото из открытых источников.
Эскофьон, середина 15 века. Реконструкция. Фото из открытых источников.

Тут может возникнуть вопрос: а куда же волосы девали? Нет мешочков для них в этих «ушках», всё довольно плоское.

Волосы, вероятно, закручивали в косу и укладывали где-то на макушке.

А зачем запихивать косы в высокие «рога» эскофьона»? Они не помогут ему держать форму, а только мешать будут.

Помните эскофьон Катрин в фильме «Тайны бургундского двора»?

Боковые части довольно плоские. Нет там никаких кос. Это только в ранних эскофьонах укладывали косы на висках. Под сеточками! Чтобы показать волосы.

А тут волосы не предполагалось показывать.

«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Катрин в эскофьоне.
«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Катрин в эскофьоне.

Эскофьон-ан-корн из другого фильма.

Возникает вопрос: а это каркасный убор или нет?

Я думаю, было по-разному. Если рога были слишком высоки, то, возможно, что-то в них вставлялось для поддержания формы.

А вообще, сами бока эскофьона были жёсткими. Плотная ткань или внутренняя подбивка из плотной ткани (кожи). Плюс вот эти сетки металлические. Мне кажется, они не только украшали «рога», но и укрепляли их.

Фильм «Собор Парижской Богоматери», Франция, 1957 год. Матушка Флёр-де-Лис в эскофьоне.
Фильм «Собор Парижской Богоматери», Франция, 1957 год. Матушка Флёр-де-Лис в эскофьоне.

А как вам вот это? Тоже эскофьон в форме шапки, только она другая.

Кажется деревянной:)) Но головной убор, конечно, не из дерева сделан, а из чего-то ещё.

Боутс. «Казнь невиновного графа». Фрагмент картины. 1460-е годы.
Боутс. «Казнь невиновного графа». Фрагмент картины. 1460-е годы.

Ниже - эскофьон такого же типа, по-моему. Это реконструкция.

Смотрится шикарно и величественно. И, наверное, такой эскофьон будет плотно сидеть на голове.

Эскофьон середины – второй половины 15 века. Реконструкция. Фото из открытых источников.
Эскофьон середины – второй половины 15 века. Реконструкция. Фото из открытых источников.

На картине ниже эскофьон знатной дамы тоже кажется твёрдым.

И «рога» словно прямоугольные.

Бургундская мода, иллюстрация середины 15 века.
Бургундская мода, иллюстрация середины 15 века.

А вот здесь, у дамы в синем платье, широкий эскофьон – такие разлапистые «рога». И уши почему-то открыты.

А вообще, моделей эскофьонов было много. Я ещё одну статью по ним планирую.

Бургундская мода, иллюстрация середины 15 века. Дамы в эскофьонах и энненах-конусах.
Бургундская мода, иллюстрация середины 15 века. Дамы в эскофьонах и энненах-конусах.

Рогатые эскофьоны на «шапочках» и овальные короны.

Загадочный эскофьон-ан-буреле. Он или не он в сказке «Солёный принц»?

Бургундская мода. Эннен в форме конуса, «цветочный горшок» и «улей».