Давайте начнем с главного утверждения: политически разделенный мир (как сегодня) свою планету покинуть не сможет. Он может только военизировать космос в пределах орбиты и до Луны. Если бы это было не так, мы бы уже сегодня гораздо активнее выходили в космос. Однако космос является картой в политической игре сверхдержав, причем весьма козырной. Это, впрочем, было известно еще со времен «космической гонки», когда СССР соревновался с Америкой, кто первым долетит до Луны. Целью американской программы «Аполлон» было показать всему миру, что США может строить достаточно мощные ракеты, чтобы достигать целей в космосе. Наивно считать, что огромный бюджет, потраченный американцами на эту программу, был во имя науки и освоения космоса. Достаточно сказать, что в то время - 1960-е гг - в министерстве обороны США обсуждалось множество космических проектов: от роботизированного оружия на орбитальных платформах до вариантов доставки солдат в космос. Иными словами, космос мыслился как продолжение пространства «Холодной войны», когда весь мир балансировал на краю ядерной угрозы.
О ядерном сдерживании без сдерживания
Можно сказать, что это глупые игры политиков, мешающие нам устремляться к звездам. Но проблема, конечно, гораздо глубже, и горе той стране, которая всерьез не отнесется к мысли о космосе как стратегическом пространстве. Дело не в природе людей, которые подозревают других, дело в самой логике ситуации, в которой оказался наш земной шар после изобретения атомной бомбы и ракет. Политики во главе стран являются лишь заложниками этой ситуации. Ситуация до выхода в космос следующая: страны создали достаточно способов находить и нейтрализовать ракеты противника, чтобы достигнуть равновесия. Иными словами, никто не рискнет начать ядерную войну, потому что не сможет ее выиграть. В этом заключается суть ядерного сдерживания - не в благоразумии его участников, а в нулевом выигрыше с любой стороны.
При переходе к космической фазе такого противостояния на орбиту планеты выводятся спутники, которые служат системами раннего предупреждения. Датчики таких спутников способны фиксировать запуск ядерных ракет и информировать о потенциальной атаке. Фактически мы уже находимся в космической фазе, поскольку у американцев есть так называемая Инфракрасная система космического базирования - ее чувствительные датчики реагируют на тепловое излучение даже малой мощности. В феврале 2024 года Пентагон еще запустил космический датчик гиперзвукового и баллистического слежения, который отслеживает запуск гиперзвуковых ракет. Мы, в свою очередь, разместили на орбите систему «Купол» - спутники, кружащие на высокоэллиптической орбите, что позволит им быстро засечь запуск потенциальной ракеты. Китай, по моей информации, свои подобные спутники еще не запускал, но это вопрос времени.
Вполне очевидно, что спутники в такой системе становятся слабым звеном - сторона, которой удастся вывести их из строя, получит преимущество. Напрямую сбивать спутники будет явным объявлением войны, поэтому страны наверняка прибегнут к непрямым способам создавать помехи. Один из наиболее возможных - использование лазеров. Лазерное излучение с соответствующей длиной волны может «ослепить» оптическую систему спутника и вывести его из строя. Возможно также глушение радиоволн и электромагнитные вспышки.
В таких условиях гонка вооружений будет набирать обороты. Освоение космоса будет продолжаться - но не людьми, а все более продвинутыми спутниками, с защитой от лазеров, от глушения, на более высоких орбитах и т.д. Вы понимаете, к чему это ведет? Орбита Земли в таких условиях превратится буквально в помойку устройств-шпионов, которые взаимно «шахуют» друг друга, держа мир на опасном краешке, за которым ядерный холокост. Я, возможно, сгущаю краски, но все это мрачное будущее подтверждается действиями Пентагона, который сообщил, что собирается развернуть новое поколение наземных и космических систем. Эти системы при необходимости смогут создать помехи в работе или вывести из строя космические объекты противника (ссылка на оригинальную статью на английском в NY Times). Наша страна и Китай не могут на это не ответить, потому что это вопрос национальной безопасности, а значит сфера автоматизированных спутников военного назначения будет только расти.
Космос как оружие
Мы пока рассмотрели только верхушку айсберга. Давайте взглянем на правовую сферу освоения космического пространства. На первый взгляд, там все прекрасно - в ООН есть «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», в котором прямо говорится, что нельзя выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми видами оружия массового уничтожения. Также космические объекты и Луна являются всеобщим достоянием, ни одной стране не позволено ими владеть. Любые объекты, построенные на Луне любой страной, может также посетить представитель любой страны, подписавшей договор.
Что сказать? Это все, конечно, очень наивно и оторвано от реальности. Во-первых, что трактуется как ядерное оружие? Например, если появится более эффективный ракетный двигатель на ядерном топливе, запуск такого корабля в космос может считаться выводом на орбиту ядерного оружия? А если мы изобретем двигатель на антиматерии? Антиматерия, исходя из теории, может быть еще более эффективным оружием, чем ядерное. Во-вторых, возвращаясь к атомному оружию, представим ситуацию, когда на орбиту необходимо доставить ядерный заряд, но для других целей: взрыва астероида, добыче ресурсов на другом небесном теле, для экспериментов на Луне, на Марсе и т.д. Кому это будет разрешено? Да никому, потому что, если это будет разрешено, такая страна получает карт-бланш на использование ядерного заряда в любых целях, в том числе военно-стратегических. Иными словами, данные законы ограничивают наше исследование космоса, хотя и уберегают от потенциальной военной угрозы.
Получается, мы не можем экспериментировать с отклонением траекторий астероидов за счет взрыва ядерных боеголовок. Данный опыт пригодился бы всей планете, если вдруг астрофизики обнаружили астероид, который летел бы по прямой к нам траектории и по размерам был сходен с тем, что уничтожил динозавров. Но практиковаться нам запрещает данная конвенция, потому что кто его знает, что вы будете делать с этим атомным зарядом на орбите. Кроме того, отклонение астероидов само по себе может стать военным средством, причем почище ядерного. Например, падение астероида «всего» в 70 метров в диаметре сравнимо со взрывом водородной бомбы. Тот, кто научится отклонять небесные объекты, сможет таким образом шантажировать своих политических оппонентов.
Наконец, Луна. Невозможно осваивать Луну человеком и оставить ее нейтральной. Во-первых, тут действует право сильного - кто первым прилетит на наш спутник и построит там базу, тот формально и получит права на нее. Если бы было не так, то любой, кто приплыл бы сегодня в Америку, мог бы сказать, что он американец без всяких паспортов. Но мы знаем, что это не так. Выходцы из Европы были первыми, освоили континент, назвали себя американцами и установили там свои порядки, которым должны подчиняться все, кто туда сегодня прибудет. Вот так же и с Луной. Страна, которая развила технологии до достаточного уровня, чтобы долететь до спутника и там обосноваться, не станет ни с кем делить право собственности и установит там свои порядки. В конце концов, если у нее будут технологии для подобных свершений, то наверняка будет и силовая поддержка.
Во-вторых, Луна это опять же стратегический объект. В описанной нами выше «сферомахии» (слово, позаимствованное у Станислава Лема) с разрастающимся количеством спутников лакомым кусочком для любой страны станет именно Луна. Тот, кто первый освоит ее в военных целях, получит решающее преимущество в гонке вооружений. Ведь Луну невозможно будет ни уничтожить, ни эффективно заглушить без полного перезахвата спутника. Небесное тело таким образом потенциально вполне может стать местом боевых действий отдаленного (или не очень) будущего. Может, конечно, и не стать, но для этого необходимо реальное воплощение принципа упомянутой конвенции ООН: общая заинтересованность всего человечества в использовании космического пространства в мирных целях. На данный момент, «все человечество» есть абстракция, а идеологические различия сверхдержав в свете последних лет лишь усугубляются.
Жажда единства
А сейчас мы подходим к вопросу, глубины которого я не рискну затронуть в этой статье, а лишь коснусь поверхности. Речь обо «всем человечестве», которое сегодня воспринимается лишь в абстракции. Вместе с тем идея единения всех людей была едва ли не ключевой в мыслительной сфере российского (и европейского) общества XIX века. Достаточно почитать, например, Достоевского. Нам, обитателям сытого XXI века, трудно себе представить, что еще два столетия назад люди спорили о способах, как найти смысл существования для всех людей в мире, где стремительно разрушались религиозные основы. Сейчас смысл для большинства определен однозначно, и это потребление. Более того, мы находимся в позиции, когда государства, особенно сверхдержавы, напоминают собой сложноорганизованные машины, взаимосвязанные с другими машинами других государств. То есть, алгоритм их деятельности уже четко задан, а спорить об основах, на которые эти машины работают, мы уже не в силах, потому что процесс запущен слишком далеко.
Человек в таких условиях представляет собой элемент машины государства. И если государство скажет «Давайте покорять планеты», все ресурсы его будут на это брошены. Все люди, составляющие часть машины, подчинятся этой воле. Именно это произошло в космической гонке. Я склонен даже считать, что покорение космоса как идея заменила в XX веке (и в какой-то степени заменяет сегодня) эту жажду единения в умах людей, которая была утрачена с угасанием роли религии. Однако, как мы знаем, этого не случилось, а произошло даже наоборот - меряние тем, кто дальше долетит и что откроет первым, стало предметом очередного разделения мира. СССР первым вышел в космос. Америка ответила тем, что первой высадила человека на Луну. Если мыслить об освоении космоса так - как некоего соревнования стран - то все в будущем будет разворачиваться, как я описал выше. Космос будет мыслиться лишь как военная сфера интересов того или иного государства. Конвенции НАТО есть лишь пустой звук - все прекрасно понимают, что в сфере реальной политики действует право сильного.
Получается, что для действительного освоения космоса - без страха, что кто-то использует выход за пределы планеты как способ нанести удар или получить стратегическое преимущество перед другой страной - нам нужно сначала преодолеть разделение людей. Я это сказал, конечно, вот так легко, а ведь над этой проблемой корпели лучшие умы XIX века, а мы сами видите где - практически на пороге новой «Холодной войны». Христианская религия делает большой упор на единстве, но влияние христианства сегодня малоощутимо. Кроме того, есть наше православие, а есть католичество, и можно с уверенностью сказать, что люди Запада нас, русских, понимают весьма плохо. Достаточно вспомнить, как удивлен был Такер Карлсон, услышав урок истории от Путина.
Далее - понимаем ли мы Китай, который становится лидирующей силой в современном мире? Китай доминирует экономически и буквально является мастерской мира. Этим он импонирует большинству людей, потому что это решает бытовые проблемы почти всего земного шара. Но понимаем ли мы его идеологически? Понимаем ли мы его религию, его историю, его людей? Без этого понимания мы не можем знать, чего ожидать от Китая, когда он наконец начнет влиять на мир глобально. Глобально доминирующие сегодня США навязали идеологию потребительского отношения к миру и восприятия планеты как источника ресурсов. На этой основе обсуждается и освоение космоса, как мы увидели в прошлой статье. Если Китай станет доминировать в мире, то какую идеологию он распространит на массы людей? Будет ли вообще он заинтересован в освоении космоса? И если да, то с каких позиций?
Все это очень сложные вопросы, на которые у меня нет ответов. Но мне вполне очевидно, что в ближайшем будущем идейная борьба за то, как управлять массами людей, станет камнем преткновения перед любой попыткой объединения человечества в масштабах планеты. Современная ситуация с Украиной в корне своем имеет ту же причину: наша страна не принимает ценности современного Запада и не ассоциирует себя с ним. В то же время мы всегда были частью Европы, и тот же Достоевский считал, что именно русская цивилизация выведет европейскую из духовного кризиса. Однако русские идеи сегодня не чета тому богатству мысли, которое отмечало наш XIX век - а без этого никакой философии единства мы Европе не предложим. Лишь упрямое противостояние. Мы знаем, что мы другие, но вот распространить это влияние мы не в силах (по крайней мере, пока).
Пожалуй, на этом стоит прерваться, потому что это уже тема для другой статьи. Вывод, который можно сделать из сказанного, думаю, такой: освоение космоса предполагает единение всего человечества, а также идейное осмысление этого освоения. Нам нужна именно духовная причина, зачем нам нужен космос. Однако не существует религии, в которой сказано, что человек должен выйти в космос. Надо ли нам выдумать такую религию? Опять же, ответов у меня нет.
Вполне возможно, мы не найдем такой причины и останемся на своей планете. Маловероятно, что даже демографический кризис станет существенным толчком для терраформирования Марса или Луны. Им могло бы стать или известие о падении метеорита, или о нашествии инопланетян (что прекрасно показал фантаст Лю Цысинь в «Задаче трех тел», где весть о вторжении трисолярианцев служит толчком для развития космической техники и науки).
В наших теперешних условиях, если мы не начнем задумываться, во-первых, о единении всех людей, а во-вторых, о духовных идеях, в которых бы было место космосу, то скоро уже Луна может стать предметом раздора и за нее будут вестись войны. То есть, думать нам надо не о том, как что-то осваивать, а зачем и на каких основаниях? Цивилизация, которая отметет эти вопросы в сторону, наверняка обречена остаться в рамках нашего голубого шара.
В следующей статье мы рассмотрим одну идею, которая, на мой взгляд, возможна для реализации в ближайшее время и даже в условиях политически разделенного мира. Более того, она может стать в определенном смысле спасительной. Я говорю о корабле поколений.
***
Статьи из серии «Разговор о будущем»:
Нам предстоит разговор о будущем. Как раньше, уже не будет
Освоение космоса. К вопросу о заселении планет (и спутников)
Освоение космоса. Каким может быть корабль поколений
Виртуальная реальность. Стеночки, за которыми мы живем
Виртуальная реальность. Сны смешных людей
Будущее как катастрофа. Чего нам ждать?
По тематике данной статьи:
Сферомахия - мир как (Холодная) война. К чему приведет бесконечная гонка вооружений
Чтобы не было атомной войны, нужно иметь атомное оружие. Парадокс ядерного сдерживания
Долететь до Луны? Реальный смысл программы «Апполон»
Как спасти Землю от астероидов? Уроки Юпитера
***
Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.