Найти в Дзене
O K

Храм Христа Спасителя и его смотровые террасы

Воссозданный Храм Христа Спасителя (ХХС) стал не только символом возрождения религиозной жизни в стране, но и мемориальным памятником, напоминающим о победе русского народа в войне 1812 года. На горельефах, украшающих фасады Храма, отображены картины событий земной жизни Христа Спасителя и сюжеты из подвигов святых, в дни памяти которых происходили важные сражения Отечественной войны 1812 года. Современные горельефы на фасадах Храма Христа Спасителя выполнены из бронзы, прежние мраморные горельефы с Храма, построенного по проекту Константина Тона, хранятся сейчас в Донском монастыре. Не только горельефы отличают возрождённый Храм от первого ХХС, существуют и другие отличия, в частности - в технологии строительства нового Храма. Стены и несущие конструкции современного Храма изготовлены из железобетона и только облицованы кирпичом, для последующей наружной отделки использовался мрамор из Челябинской области, для цоколя и лестниц - красный гранит Балморалского месторождения из Финляндии.

Воссозданный Храм Христа Спасителя (ХХС) стал не только символом возрождения религиозной жизни в стране, но и мемориальным памятником, напоминающим о победе русского народа в войне 1812 года. На горельефах, украшающих фасады Храма, отображены картины событий земной жизни Христа Спасителя и сюжеты из подвигов святых, в дни памяти которых происходили важные сражения Отечественной войны 1812 года. Современные горельефы на фасадах Храма Христа Спасителя выполнены из бронзы, прежние мраморные горельефы с Храма, построенного по проекту Константина Тона, хранятся сейчас в Донском монастыре. Не только горельефы отличают возрождённый Храм от первого ХХС, существуют и другие отличия, в частности - в технологии строительства нового Храма. Стены и несущие конструкции современного Храма изготовлены из железобетона и только облицованы кирпичом, для последующей наружной отделки использовался мрамор из Челябинской области, для цоколя и лестниц - красный гранит Балморалского месторождения из Финляндии.
Но в целом, воссозданный храм воспроизведён максимально близко к оригиналу. Как и Храм Константина Тона, современный ХХС - самый большой собор Русской Православной Церкви - он вмещает до 10 000 человек, высота Храма - 103 метра. Между колокольнями Храма, на высоте 40 метров, расположены смотровые террасы. На четырёх колокольнях установлено 14 колоколов, которые звонят в дни православных праздников. Мы слышали однажды, как звонили перед вечерней службой колокола в честь Покровской родительской субботы, предшествующей одному из главных православных праздников - дню Покрова Пресвятой Богородицы. Колокольный звон в тот вечер мы услышали, снимая столичные достопримечательности с одной из смотровых террас Храма Христа Спасителя. Как ни странно, про эти смотровые террасы ничего не написано на
официальном сайте ХХС.
Я уже упоминала в некоторых своих статьях, что посмотреть на столицу с высоты птичьего полёта можно из кабинок колеса обозрения
"Солнце Москвы", и с разных смотровых площадок, расположенных на Останкинской башне или в ММДЦ,, но все эти площадки не всем доступны по цене, к тому же находятся они далеко от центра. Так что взглянуть сверху на исторический центр города можно только с Храма Христа Спасителя, причём за вполне умеренную плату - всего за 400 рублей.

Билеты на смотровые террасы мы купили свободно, без очереди, в кассе ХХС. Правда перед входом в Храм мы всё же постояли в очереди. Она там всегда собирается перед пунктом досмотра, как в аэропорту. Но эта очередь гораздо меньше тех, в которых нам некогда приходилось стоять перед входом в европейские соборы, к примеру - в Миланский собор или в Нотр-Дам-де-Пари. В тех соборах мы тоже поднимались на смотровые площадки - в Нотр-Дам-де-Пари пешком, а в Миланском соборе - на лифте. Есть лифты, к счастью, и в Храме Христа Спасителя. Перед лифтом, встроенным в одну из колонн Храма, как раз и находится касса, в которой мы покупали билеты на смотровую площадку. Лифт поднимается примерно до высоты 10-ти этажного дома.. Ещё выше, до смотровых площадок, приходится подниматься по лестничным пролётам. А вот обратно в лифте спускаться разрешают только маломобильным посетителям, остальные идут вниз по лестницам пешком, c высоты 12-этажного дома, пересчитывая ступеньки - утверждается, что их всего 249.

Смотровая площадка ХХС состоит из четырёх крытых террас - галерей, обращённых на "все стороны света". Террасы на радость фотолюбителям - не застеклены и не закрыты решётками. На каждую галерею нужно подниматься по отдельному переходу. Нам не удалось пройти по всем галереям - из четырёх смотровых площадок в связи с ремонтом были открыты только 2. Но и с двух террас мы увидели немало: и Кремль, и особняки старой Москвы, и Новый Арбат, и сталинские высотки, и небоскрёбы делового центра Москвы.

Современные смотровые террасы расположены на той же высоте, на которой в 1862 году на крыше первого Храма Христа Спасителя была установлена
бронзовая балюстрада.

Современные фотографии можно сравнить с историческими - из книги "Москва. Панорама Москвы" с видами с Храма Христа Спасителя в 1876 году.

Мы поднимались на террасы Храма Христа Спасителя вечером в надежде снять красивый закат. В тот вечер была магнитная буря и метеорологи обещали, что в Москве можно будет увидеть отблески северного сияния. Но пасмурная погода не позволила нам увидеть даже полноценный закат, не то что северное сияние. Зато после заката нам удалось снять столичные достопримечательности в центре Москвы в сиянии вечерней иллюминации с высоты птичьего полёта.

Часы работы смотровой площадки Храма Христа Спасителя совпадают с порядком работы самого собора. Зимой Храм открыт: в понедельник с часу дня до шести вечера, в остальные дни недели - с десяти утра до шести вечера.
Спустившись вниз по лестницам со смотровых террас, мы вечером успели зайти ещё и в сам Храм.
Про историю многострадального Храма Христа Спасителя я рассказывала уже в одной из своих статей:
"Храм Христа Спасителя в Рождество". Вот краткий пересказ:

Первый Храм Христа Спасителя на Волхонке строили 44 года. Его начали строить в 1839 году, а завершили - в 1883 году. Взорвали первый Храм Христа Спасителя в 1931 году по личному распоряжению Сталина. Планировали строить на месте Храма Дворец Советов, но планы во время Великой Отечественной войны изменились, и на фундаменте Дворца Советов в 1960 году открыли бассейн "Москва". В 1994 году бассейн был закрыт, и на его месте в 1995 году начали возводить современный Храм Христа Спасителя. Он был воссоздан на прежнем месте и в прежних архитектурных формах всего за пять лет.
Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи.
При строительстве был использован фундамент, заложенный в 1930-е годы. Храм построили на стилобате, в котором разместили нижний храм Преображения Господня, музей Храма Христа Спасителя и зал Церковных соборов.
Врата воссозданного Храма Христа Спасителя вновь распахнули свои двери 31 декабря 1999 года, в канун 2000-летия Рождества Христова. Главный престол Храма был освящён 19 августа 2000 года.

Все фотографии внутри храма сняты почти "скрытой камерой", украдкой, поскольку съёмка интерьеров храма почему-то не приветствуется. Зато вход в ХХС бесплатный, в отличие от многих храмов, превращённых в музеи. Такие храмы-музеи есть и в Москве, и в Питере: к примеру в Москве - Храм Василия Блаженного, а в Санкт-Петербурге - Исаакиевский собор и Храм Спаса на Крови. Между звонницами Исаакиевского собора тоже, как и между колокольнями Храма Христа Спасителя, расположены смотровые галереи. Об этом я рассказывала в статье "Колоннада Исаакиевского собора".
Статьи про некоторые другие храмы
Москвы и Санкт-Петербурга можно найти в подборках с публикациями на моём канале. В ближайшее время будет опубликовано ещё несколько подобных фотоотчётов. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации.