Создатель Исаакиевского собора - Огюст Монферран - российский архитектор французского происхождения. В Россию из Франции Монферран прибыл 16 июля 1816 года. В российской столице молодой французский архитектор познакомился с Августином Бетанкуром - председателем Комитета строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. О судьбе Монферрана я упоминала в своей статье "Александрийский столп, прославленный Пушкиным".
Августин Бетанкур оценил талант Монферрана, получившего образование в парижской Королевской школе архитектуры, и предложил своему протеже принять участие в конкурсе по перестройке Исаакиевского собора. Проект Монферрана понравился императору Александру I и был утверждён 20 февраля 1818 года. Вскоре Монферран был назначен "императорским архитектором". Но основные строительные работы по возведению Исаакиевского собора начались только после исправления Монферраном проекта, доработанного с учётом критических замечаний крупнейших архитекторов, художников и скульпторов - специалистов Комитета строений и гидравлических работ. Окончательный дополненный проект Монферрана был утверждён Александром I 13 апреля 1825 года. Строительные работы длились больше 40 лет. 19 ноября 1825 года скончался Александр I, но и Николай I, сменивший на троне своего брата, так и не дождался окончания строительства собора. Освящён Исаакий был уже при Александре II.
Освящал собор митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий 30 мая (11 июня) 1858 года во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I, поскольку день рождения Петра совпадал с днём памяти святого.
Сценами с образом преподобного Исаакия Далматского украшены два из четырёх портиков собора. На горельефе западного портика "Исаакий благословляет императора Феодосия" вместе с библейскими персонажами можно увидеть образы современников Монферрана и его собственную скульптуру в античной тоге с моделью Исаакиевского собора в руках.
Бюст Огюста Монферрана, созданный из облицовочных камней, использованных при строительстве собора, сейчас украшает его интерьеры. В соборе также можно увидеть строительные макеты, среди которых - фрагмент архитектурной копии Исаакия в разрезе, демонстрирующий конструктивные особенности уникального купола собора, спроектированного Монферраном.
Строительных макетов на стадии проектирования было создано немало. Сложность архитектурного решения заключалась прежде всего в том, что собор Монферрану приходилось возводить не в чистом поле, а на месте предыдущего Исаакиевского храма (третьего по счёту, освящённого во имя Исаакия Далматского), построенного по проекту Антонио Ринальди. Александр I поставил условие Монферрану - сохранить часть существующих стен с алтарём и основу старого фундамента, заложенного ещё при Екатерине II. Исаакиевский собор Антонио Ринальди достроить при Екатерине II не успели, а при Павле I мрамор, предназначенный для отделки храма, был использован для облицовки Михайловского замка. Исаакиевский собор Ринальди достраивали под руководством архитектора Винченцо Бренна с использованием кирпича, не затрачиваясь на дорогую облицовку. Так решил император Павел, которого раздражали все матушкины проекты. Выглядел тот собор, по общему мнению, очень нелепо - на массивном основании с мраморной облицовкой, возведённом по замыслу Антонио Ринальди, красовался приземистый "мезонин" с кирпичной кладкой, надстроенный Винченцо Бренна, который был вынужден подчиниться воле Павла I. Александр I, вошедший на престол после своего папеньки, решил устроить порядки в стране, как при бабушке. Видимо, поэтому императором было принято решение сохранить часть собора Ринальди в память о Екатерине II.
Но возвести новый Исаакий на прежнем фундаменте было проблематично. Его нужно было не только увеличить, но и укрепить. Для строительства нового собора по проекту Монферрана было забито в фундамент более 12 тысяч новых сосновых свай.
Грандиозный проект Монферрана предусматривал возведение величественного пятиглавого собора с архитектурными чертами главных христианских храмов.
Архитектура собора по замыслу Монферрана должна была напоминать внешний облик римского Пантеона - самого знаменитого сооружения античности. Слепки капителей колонн коринфского ордера Пантеона прибыли в Петербург в 1828 году.
Механизмы для подъёма колонн были созданы по проекту Бетанкура в виде стоек, перекрытых балками, с системой блоков, связанных с канатами, закреплёнными на чугунных приводных барабанах - "кабестанах". С помощью такой конструкции - гигантской лебёдки - рабочие поднимали тяжёлые монолитные гранитные колонны. Самые массивные колонны весят по 114 тонн каждая. 48 таких 17- метровых колонн установлены у четырёх портиков собора. А всего - 112 гранитных колонн украшают фасады Исаакия.
Колонны для Исаакиевского собора вырубались на гранитной каменоломне в окрестностях Петербурга недалеко от Выборга. Оттуда гранитные заготовки доставлялись по воде на плоскодонных судах до пристани в Петербурге. Там монолиты выгружали и до строительной площадки доставляли по рельсовому пути - первому в России, построенному специально для возведения собора.
Работами на каменоломнях руководил купец Самсон Суханов, бывший подрядчиком и при создании Ростральных колонн, и Казанского собора.
Для облицовки стен Исаакиевского собора был использован светло-серый рускеальский мрамор.
Для отделочных работ в декоре интерьера использовался мрамор, кварц, сланец, малахит и лазурит.
Десять больших колонн иконостаса облицованы зеленым малахитом, а две малых, обрамляющих царские врата – бадахшанским лазуритом. Это один из немногих примеров использования таких минералов в отделке интерьеров подобного масштаба.
Более полувека ушло на оформление интерьеров собора. Первоначально Монферран склонялся в пользу масляной живописи. В 1841 году стены начали расписывать масляными красками по специальному грунту, а образа писать маслом на медных досках. Но из-за постоянного перепада температур и высокой влажности в 1845 году было решено (по предложению Николая I) для оформления интерьеров использовать мозаику., как более практичную и менее всего страдающую от питерской сырости. Многие росписи были заменены мозаикой. Самая большая мозаика собора - "Тайная вечеря" над алтарём.
Для украшения интерьеров Исаакия также использовались витражи, изготовленные немецкими мастерами. Алтарный витраж с изображением Христа в полный рост в Исаакиевском соборе, выполненный по проекту Кленце - самая большая стеклянная икона в России. Его размер - 28,5 метров. Этот витраж был изготовлен в Мюнхене, откуда в Петербург был доставлен в разобранном виде в коробках морским путём.
Всего убранство собора украшают 62 мозаичных панно, общей площадью более 600 квадратных метров. 12 000 цветов и оттенков смальты использовалось при изготовлении мозаик собора, фоны набирались из золотой смальты. Мозаичные образы выполнялись с оригиналов Тимофея Андреевича Неффа - академика Императорской Академии художеств. Смальта для мозаик изготавливалась в мозаичной мастерской Академии художеств, для создания которой были приглашены мастера из Италии.
За время оформления интерьеров собора Монферран совершил три поездки в Италию. Специально ездил в Рим для изучения собора Святого Петра в Ватикане. Помимо Италии Монферран посетил Лондон ради изучения конструктивных особенностей собора Святого Павла.
Лондонский собор Святого Павла стал образцом для Монферрана при создании купола Исаакиевского собора, но конструкция была выполнена из других материалов. Купол Исаакия выполнен из металла, он опирается на чугунные рёбра, внутри покрыт медными листами, окрашенными в голубой цвет, а снаружи - позолоченными медными листами, плотно пригнанными друг к другу.
В процессе золочения после ртутного отравления скончалось, по разным данным, от 60 до 120 человек. Золочение использовалось не только для покрытия купола, но и для отделки деталей интерьера. 400 килограммов золота было потрачено на позолоту собора, из них - только 100 - на купола.
Плафон большого купола, площадью более 800 квадратных метров, был расписан Карлом Павловичем Брюлловым. Он принял от Монферрана заказ на роспись в Исаакиевском соборе в 1842 году, что дало художнику возможность проявить себя в монументально-декоративной живописи. Брюллов в пылу вдохновения говорил своим ученикам: «Мне тесно, я бы теперь расписал небо!»
Художник, находясь под влиянием росписей Микеланджело, надеялся «воздвигнуть себе бессмертный памятник». Брюллов трудился самоотверженно несколько лет, но работа в сыром недостроенном соборе подорвала его здоровье. В 1848 году у художника развился ревматизм, который спровоцировал тяжелое сердечное заболевание. К этому времени Брюллов уже написал почти все основные фигуры плафона, так что заканчивавшему его работу Петру Васильевичу Басину оставалось только дописать фон и создать несколько картин для оформления центрального пространства храма.
По рекомендации врачей Брюллов был освобождён от работы и в 1849 году уехал лечиться в Италию. Минеральные воды продлили жизнь художника на три года. Брюллов скончался в окрестностях Рима в 1852 году в возрасте 52 лет.
Голубь, парящий под плафоном, был выполнен в 1850 году на заводе Берда методом гальванопластики. Серебристого голубя с размерами - 1,65×1,07 метров, подвешенного в центре плафона, прекрасно видно под куполом.
Практически все основные отделочные работы в Исаакиевском соборе были выполнены по проекту Монферрана. Проект декора разрабатывался Монферраном, рассматривался Синодом и утверждался императором. Оформление собора продолжалось и после смерти Монферрана. Он скончался 28 июня (10 июля) 1858 года, примерно через месяц после освящения Исаакиевского собора. Современники Монферрана объясняли длительный срок строительства собора тем, что некий прорицатель предсказал архитектору скорую смерть после завершения его главного проекта. Так и произошло - предсказание свершилось.
В 1862 году мозаичные картины собора получили высокую оценку на лондонской Всемирной выставке. Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны.
На строительство Исаакиевского собора была потрачена гигантская сумма - 23,26 миллионов рублей (для сравнения - на строительство другого легендарного питерского храма Спаса на Крови было потрачено чуть больше 4,6 миллионов рублей, включая затраты на масштабную мозаичную отделку).
"В память освящения Исаакиевского собора" была учреждена медаль Александром II. Эта медаль вручалась за участие в строительстве, украшении и освещении собора. Не считая архитекторов, квалифицированных мастеров и художников, в строительстве собора принимало участие 400 000 рабочих - государственных и крепостных крестьян.
К строительству собора Монферран привлекал и самых передовых инженеров. Скульптура на сводах, барабане купола и иконостасах выполнена из меди методом гальванопластики, впервые использованной в таком масштабе при строительстве Исаакиевского собора. Разработал метод русский профессор - академик Борис Семёнович Якоби - изобретатель гальванопластики. Этот гениальный физик родился в Потсдаме, но переехав в Петербург, принёс огромную пользу России, которую учёный называл своей второй родиной.
Гальванопластика для изготовления дверей Исаакия была использована по предложению Николая впервые в мире. Проект дверей Исаакиевского собора был разработан Монферраном в 1840 году по образу бронзовых ворот Баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, изготовленных архитектором раннего итальянского Возрождения Лоренцо Гиберти.
Двери Исаакиевского собора по контракту 1845 года было поручено выполнить скульптору Джованни Витали - известному русскому монументалисту итальянского происхождения. В России Джованни переименовали в Ивана Петровича. Произведения Ивана Петровича Витали Монферран случайно увидел во время своей поездки в Москву, после чего и решил пригласить скульптора в Петербург для участия в украшении Исаакия. Кроме дверей Витали создал для Исаакиевского собора несколько барельефов и скульптурных групп, в том числе - статуи 12 ангелов-кариатид для украшения барабана и фигуры апостолов (три из них - для фронтонов северного портика - тоже исполнены гальванопластическим методом).
О монументальном скульптурном оформлении Исаакиевского собора и о его колоннаде я напишу в своей следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.