Величественный, неповторимый и великолепный кафедральный собор Милана является главной достопримечательностью города и его визитной карточкой. Полное название собора - Санта Мария Нашенте (Собор Рождества Девы Марии). Позолоченная бронзовая статуя святой покровительницы города венчает самый высокий шпиль Дуомо. В путеводителях и на картах чаще встречается именно такое название - Duomo di Milano. Рядом с собором есть станция метро Дуомо.
Этот фундаментальный архитектурный шедевр строился на протяжении нескольких веков. Фундамент повелел заложить герцог Джан Галеаццо Висконти в 1386 году. Это был выдающийся, масштабно мыслящий правитель Милана. В его планы входило не только строительство огромного готического диковинного собора, но и создание объединенного Итальянского государства. К строительству были привлечены зодчие из Франции и Германии у которых уже был опыт строительства подобных готических храмов. А разработать проект поручили итальянцу Симоне де Орсениго. В дальнейшем, в проект были внесены многочисленные изменения в разные века. В 1470 году эстафета перешла к Джунифорте Солари, в консультанты были приглашены Донато Браманте и Леонардо да Винчи. Купол начал возводить Джованни Антонио Амадео. В 1572 году собор был торжественно открыт кардиналом Карлом Борромео, которого поле смерти канонизировали за непримиримую борьбу с протестантизмом . Сейчас его останки в гробу из горного хрусталя покоятся в крипте собора.
В память о кардинале, каждый год в декабре, в соборе выставляются большие живописные полотна, прославляющие Карло Борромео (квадрони).
Шпиль с 4 метровой статуей Мадонны появился в 1769 году. Тогда же был издан декрет, запрещающий строить здания, заслоняющие святую покровительницу города.
Окончательный проект фасада был утверждён самим Наполеоном, которого в 1805 году объявили королём Италии в этом же соборе. По заказу Наполеона, итальянский архитектор Карло Амати продолжил строительство, возведя 135 мраморных шпилей, создав знаменитый "каменный лес".
3400 мраморных статуй разных эпох украшают собор. Фасады храма заполнялись скульптурами и декоративными рельефами до конца XIX века. Для работ по возведению и украшению собора было привлечено 180 итальянских мастеров : скульпторов, архитекторов и художников. Бело-розовый мрамор для строительства рабочие возили из пьемонтского карьера Кандолья . В годы второй мировой войны собор сильно пострадал от бомбардировок и после 1945 года его пришлось реставрировать.
Если присмотреться, то прямо над алтарём, высоко под куполом собора, можно увидеть маленький красный огонёк. Там находится самая главная реликвия собора - Гвоздь с распятия Христа в хрустальной капсуле . Один раз в год (14 сентября) в праздник, посвященный священному Гвоздю, реликвию торжественно опускают вниз и устанавливают на центральном престоле собора.
Закончив осмотр интерьеров собора, можно спуститься в археологическую зону.
Перед посещением собора мы оценили свои силы и возможности, и решили купить комбинированные билеты "Duomo pass LIFT"за 16 евро (один вход в течение 72 часов). По этим билетам можно осмотреть собор и археологическую зону, подняться на террасы на лифте, посетить музей Дуомо и церковь Святого Готтарда. Музей и церковь по средам не работают, и нам не удалось их посетить, а в Милане мы были один день. По комбинированному билету "Duomo pass STAIRS" можно осмотреть всё тоже самое, но на террасы придётся подниматься пешком. Остальные варианты стандартных билетов: только собор - 3 евро, террасы пешком - 9 евро, террасы на лифте - 13 евро, музей+церковь - 3 евро. Есть ещё "Билет культура" за 7 евро - всё без террасы. На лифте или пешком, решайте сами, но подняться на террасы стоит обязательно. Время надо рассчитывать с учётом длинных очередей. Придётся набраться терпения. Перед входом стоят вооружённые карабинеры с ручными металлоискателями и всех входящих тщательно проверяют. Информация о стоимости билетов актуальна на 2018 год. Все представленные в статье фотографии сделаны в один день и выложены в необработанном виде. В тот же день мы успели посмотреть в Милане и другие достопримечательности, но об этом - в следующей статье.