Легендарный храм Спаса на Крови - прекрасный мемориал, призванный вечно напоминать о трагической судьбе императора Александра II. Этот величественный храм воздвигнут на том самом месте, где 1 марта 1881 года было совершено злодейское покушение на жизнь императора.
Жуткий террористический акт, ставший причиной смерти царя-освободителя, был спланирован народовольцами, неоднократно покушавшимися на жизнь императора. В тот злополучный день им удалось осуществить задуманное злодеяние. Первую бомбу бросил прямо под карету императора народоволец Рысаков во время проезда кортежа по набережной Екатерининского канала (ныне - Грибоедовского). При взрыве той бомбы получили смертельные ранения военные из охраны императора и случайные прохожие, но Александр II не пострадал. Императора убеждали как можно скорее покинуть место покушения, но Александр "чувствовал, что военное достоинство требует посмотреть на раненых черкесов и сказать им несколько слов". Сначала Александр подошёл к раненым, потом к задержанному Рысакову, спросил его о чём-то, после чего пошёл обратно к месту взрыва, и тут стоявший у решётки канала и не замеченный охраной Гриневицкий бросил под ноги императору бомбу, завёрнутую в салфетку. Смертельно раненый Александр II успел прошептать: "Во дворец, хочу умереть там". Последнюю волю императора выполнили, его доставили в Зимний дворец, где он скончался, не приходя в сознание в 15:35. Вечером того же дня скончался и Гриневецкий, получивший смертельные ранения при взрыве брошенной им бомбы.
Александр III, сменивший на троне своего убитого отца, сразу после похорон создал комиссию по увековечению памяти Александра II, а также объявил конкурс на лучший проект храма - мемориала. В самые краткие сроки на месте покушения по проекту Леонтия Бенуа была выстроена временная часовня.
Эта часовня оставалась на набережной вплоть до начала строительства храма - до 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё девять лет, пока не была окончательно разобрана.
После проведения конкурса в октябре 1883 года началось строительство храма Спаса на Крови по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия Малышева, отошедшего впоследствии от строительства. Проект был выполнен в русском стиле, впитавшем в себя типичные приёмы древнерусского зодчества. Архитекторы при проектировании храма ориентировались на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков, в частности - на московский храм Василия Блаженного.
По предложению архимандрита Игнатия будущий храм решено было именовать во имя Светлого Воскресения Христова. Архимандриту Игнатию принадлежит и архитектурная идея спланировать храм в виде пяти лепестков распустившегося цветка бессмертника.
Торжественная закладка храма состоялась 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Исидора и императорской четы. Перед этим часть чугунной решётки канала, гранитные плиты и камни булыжной мостовой, обагренные кровью Александра II, были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение как реликвии в часовню на Конюшенной площади.
На строительство было потрачено более 4,6 миллионов рублей. Деньги собирали всем "миром". Главное казначейство выделило около 3,2 миллиона, 1 миллион был внесён членами царской фамилии, народные пожертвования составили порядка 500 тысяч рублей.
Собор возводился 24 года. Особенная сложность заключалась в близости Екатерининского канала (в настоящее время – канала Грибоедова). Для защиты фундамента по периметру строительного котлована в несколько рядов забили деревянные сваи. Для гидроизоляции пространство между рядами утрамбовали кембрийской глиной, что гарантировало надежную защиту фундамента и подземной части храма от подтопления.
Храм был построен при Александре III, но мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 августа 1907 года в день Преображения Господня в присутствии последнего российского императора Николая II - внука убиенного Александра II.
Сразу после освящения храма разнесся слух, что иногда под сводами собора раздаются стоны трагически погибшего императора. С убийством Александра II связан и миф о самом известном привидении Петербурга – призраке Софьи Перовской с белым платком в руке и шрамом на шее от верёвки. Взмахом платка Софья Перовская дала сигнал бомбометателям 1 марта 1881 года. 3 апреля она в числе других народовольцев-заговорщиков была повешена на плацу Семёновского полка, но мистики в Петербурге верят, что иногда на мостике через канал Грибоедова появляется призрачный силуэт Софьи Перовской.
В деталях самого храма тоже заложено немало мистики.
Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр, что соотносится с 1881 годом трагической смерти Александра II. Второй по высоте купол возвышается на 63 метра над мостовой – император скончался на 63-м году жизни.
Купола храма на высоких барабанах создают основной мотив возвышения, но главную роль в создании художественного образа храма-памятника играет мозаичное убранство.
Внутри храма почти все стены и своды покрыты сплошь многоцветными мозаичными изображениями. Уравновешивает яркое мозаичное убранство нижняя часть стен, облицованная итальянским серпентинитом серовато-зеленого цвета. Светлые прожилки кальцита образуют причудливые узоры на поверхности камня, придающие ей сходство с кожей змеи (serpent). С этой особенностью и связано название отделочного материала.
Нижняя часть подкупольных пилонов (опорных столбов) оформлена лабрадоритом благородного темно-серого, почти черного цвета, добытым на Волынском месторождении Украины. Название камня связано с местом первого обнаружения породы, полуостровом Лабрадор в Северной Америке.
Лабрадорит переливается при любом освещении за счет особенностей своего строения. Сине-зеленые радужные переливы лабрадорита составили ему славу уникального самоцвета.
Иконостас - один из важнейших элементов убранства храма - выполнен итальянскими мастерами из итальянского мрамора пастельных оттенков.
Итальянские мастера работали по эскизам Альфреда Парланда. Изящная резьба по камню в иконостасе создает полное впечатление резьбы по дереву.
Перед иконостасом, слева и справа, находятся резные киоты из разноцветных минералов, отделяющие клиросы от основного храмового пространства и дополняющие драгоценное убранство храма.
Над каждым киотом в течение двенадцати лет работали камнерезы России, используя лучшие поделочные камни: яшму, родонит, коргонский порфир (кварцит). Правый киот украшен мозаичной иконой "Воскресение Христа", левый - иконой "Святой Александр Невский". Александр Невский - святой, с которым связано тезоименитство Александра II.
Исполнитель эскизов мозаик для киотов – знаменитый художник Михаил Васильевич Нестеров. Коллекцию эскизов мозаик Нестерова для храма Спаса на Крови в 1897 году купила известная собирательница и меценатка русского искусства княгиня М.К. Тенишева. В 1898 году она передала эскизы в Русский музей Императора Александра III.
Живописное решение главного подкупольного пространства принадлежит Николаю Харламову, создавшему для собора всего 42 композиции. За заслуги в области монументального религиозного искусства в 1910 году Харламову было присвоено звание академика живописи.
В годы Великой Отечественной войны в купол храма попал немецкий 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Он был случайно обнаружен в стропилах в 1961 году верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. К счастью, снаряд не взорвался при попадании в купол, а только пробил свод и застрял в его перекрытиях. Этот фугас был обезврежен бригадой верхолазов под руководством бывшего пиротехника Демидова 28 октября 1961 года. После извлечения и обезвреживания снаряда, он был вывезен за пределы города и уничтожен в районе Пулковских высот.
Счастливый случай не раз спасал храм Спаса на Крови от разрушения. Ещё до Великой Отечественной войны храм чудом не был разрушен, хотя планы такие были у борцов с религиозным культом. В годы блокады Ленинграда храм был превращён в морг - там складировали трупы умерших ленинградцев. После Великой Отечественной войны в храме располагался склад декораций Малого оперного театра.
Только в 1968 году храм был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея "Исаакиевский собор" в здании храма Спаса на Крови.
В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.
19 августа 1997 года, через 90 лет после освящения, музей-памятник "Спас на Крови" открылся для посетителей.
Сейчас посетить храм Спаса на Крови может любой желающий. Билеты продаются у входа в музей-памятник. О стоимости билетов и правилах посещения можно узнать на сайте музея.
В последний раз мы были в храме-музее в июне 2022 года, полный билет тогда стоил 450 рублей. В эту стоимость входило не только посещение храма, но и экскурсионное обслуживание. Экскурсоводов в музее много, ждать формирования групп долго не приходится.
Историй, связанных с легендарным храмом так много, что после экскурсии мне захотелось узнать о Спасе на Крови больше информации. Результатом моего любопытства стало несколько статей - эта первая. Продолжение следует. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации. Все фотографии в этом фотоотчёте сняты в разные годы и собраны из нескольких папок собственного семейного архива.