Окрестности Таврического можно изучать бесконечно. Мы уже ходили от него по Кирочной и Пестеля до Летнего сада. В том же материале — подробная история бывшего владения князя Потемкина.
На сей раз идем в другом направлении, где столько открытий, что дух захватывает. «Дом-башня» Дернова, мозаика музея Суворова, храм старообрядцев, дома архитектора Хренова, дом Бассейного товарищества. Также заглянем в несколько парадных — наиболее замечательных по своему декору.
Итак, вперед!
Таврический сад
Особенно хорош осенью. Отдохновение, вдохновение и все, что угодно) Гулять, гулять и еще раз гулять!
От главного входа:
Идем налево, через «рукав пруда»:
И вот его главная часть:
Клены склонились над водой:
Набережная:
А это вид на зимний сад дворца с разных точек. Чуть дальше:
Ближе:
И еще ближе:
Огибаю канал:
И снова к пруду:
Вечером, когда зажигаются фонари, картина становится совсем волшебной:
Пересекаем сад и выходим на улицу Таврическую, где просто сонм шедевров.
Мне уже не терпится дойти до «дома-башни»:
Но для начала пройдем направо, до дома №17 — первого из проектов Александра Сергеевича Хренова на нашем пути.
Мэтр модерна облюбовал Таврическую улицу и построил здесь для себя в начале XX века несколько доходных домов.
Конкретно этот в 1974 расселен — сюда въехали архитектурные мастерские ЛенНИИпроекта. Ныне — бизнес-центр.
Эркер напоминает шкатулку:
А вот и он.
Дом Дернова
Пожалуй, это лучшее, что создал архитектор Михаил Кондратьев.
Форма углового ризалита вдохновила поэта Вячеслава Иванова назвать свой салон «Башня». Он поселился на последнем этаже с женой Лидией Зиновьевой-Аннибал сразу после постройки дома в 1905 году и каждую среду устраивал вечера для петербургской богемы. Например, именно здесь впервые прозвучала «Незнакомка» из уст Александра Блока.
Сам дом вскоре также стали называть в народе «Башней». Имя владельца Ивана Ивановича Дернова, к слову, известного купца и мецената, в связке с ним практически не упоминалось.
Сейчас бывшая квартира Вячеслава Иванова необитаема, дай Бог, когда-нибудь жизнь в ней возродится. Посмотрите, как ажурные балконы «обнимают» ризалит.
Такой же рисунок и на собратьях меньшего размера:
Главная достопримечательность фасада — дракончики на эркерах:
Что внутри?
Первые два этажа со стороны Таврической улицы занимает детский сад. Самый обычный, государственный.
Его витражи я показывал в предыдущей статье:
А сегодня мы заглянем в соседнюю парадную.
На стене — пожелание для входящих:
Самое интересное — на последних этажах.
Вот это сюрприз — аквариум!
Выше:
С какой любовью и трепетом надо относиться к своему дому, чтобы такое делать.
Выходим из «дома-башни» — к началу Тверской улицы.
На противоположной стороне — работа еще одного мэтра модерна, Алексея Бубыря.
Дом Обольянинова
Именитый дворянский род владел этим участком задолго до, и вот в 1907 глава семейства, Александр Степанович Обольянинов отдает заказ начинающему на тот момент архитектору Бубырю. «Сделай-ка ты мне, отец родной, дом по моде нынешней, да повыше».
У Алексея Федоровича еще впереди дом Капустина на Фонтанке, собственный доходный на Стремянной, что принесут ему славу. А здесь — его первая самостоятельная работа. Историки говорят, протеже Александра Кащенко, более именитого товарища Бубыря.
Строгий северный модерн — почти не бросается в глаза декор фасадов, а тут есть на что обратить внимание.
Во-первых, «Гений славы» на фронтоне и со стороны Тверской, и со стороны Таврической:
Фамильная символика Обольяниновых — даже в узоре ограды балкона:
Единственный парадный вход:
В 1917 здесь прожил несколько месяцев Лев Троцкий, и одновременно с ним в другой квартире — меньшевик Ираклий Церетели. Вот так соседство) Давно заметил, что деятели революционного движения всех стилей и направлений питали особую страсть к модерну.
Чуть-чуть пройдем по Таврической, вдоль ограды дворца.
На углу со Шпалерной — бывшая усадьба Обольяниновых. Историческое здание давно снесли, на фото — новодел, где располагается Архивный комитет.
Вернемся назад. Перспектива Таврической в одну сторону:
И в другую:
Поворачиваем на Тверскую.
Рядом с владением Обольяниновых — доходный дом Гандмана. Также 1907 год, и также — модерн.
Звездная работа архитектора Дмитрия Устругова — доходный дом Алюшинского на Большом проспекте Петроградской стороны (подробный рассказ с фото здесь).
На Тверской проект проще, но весьма изящный. Обратите внимание на форму щипцов на крыше и на нижнюю часть эркеров.
А через 100 метров — главный старообрядческий храм в Петербурге.
Церковь Знамения Богородицы
Полное название — Церковь Знамения Пресвятой Богородицы старообрядческой общины Поморского согласия. А вообще это целый исторический комплекс. Помимо храма — училище, дом престарелых и жилой дом.
Снова 1907 год. Похоже, весь участок тогда застраивался.
У храма — псковско-новгородские черты, а шашечка штукатурного слоя карниза и майолика характеризуют стилистику модерна.
Стоп, какой модерн, это же старообрядческая церковь?! Дело в том, что автор проекта — Дмитрий Крыжановский. Мастер модерна работает над таким заказом — удивительно! Как он его получил, история умалчивает.
Издалека майолику почти не видно, вот ближний план:
Идем по нечетной стороне Тверской:
И через 90 метров поворачиваем на улицу Кавалергардскую:
Улица небольшая, но сколько здесь интересного.
Первая остановка — у дома №20 с правой стороны.
Неужто Виктор Шретер? И правда, это он. Никто кроме него в Петербурге не творил настолько великолепно в кирпичном стиле.
Вторая остановка — у дома №5 с левой стороны. 1902 год, архитектор Косюра. Переход от эклектики к модерну. Есть черты обоих стилей.
Внимание привлекает центральная часть:
Особенно щипцы:
Конструкция консолей, к слову, изначально — из дерева.
А вот следующий дом (№3) — уже 100% модерн. 1910 год, и это первый кооперативный дом в Петербурге. Сразу после него — как грибы пойдут расти подобные проекты на Петроградской (и не только), «первопроходец» же — на Кавалергардской.
Жилой дом Общества собственников жилищ — так он назывался. Проект Ивана Ильича Бургазлиева. Того самого, что делал особняк Нейдгардта на Кирочной.
Прямо напротив — первая работа еще одного мэтра, Сергея Гингера.
Декор почти незаметен. Подойдем ближе. И вот она, красота в камне:
Геометрия двора:
Перспектива Кавалергардской улицы в сторону Суворовского проспекта:
Выходим к управлению МВД, занимающему пространство между Кавалергардской и Суворовским проспектом.
Скульптура городового перед главным фасадом:
Перспектива проспекта в сторону Смольного:
А мы идем направо, в сторону Кирочной.
Обратная перспектива, с видом на ГУ МВД:
На Кирочной нас ждут три «звезды» рядом.
Первая — доходный дом Захарова.
Скромный декор северного модерна:
Зайдем во двор. Обратите внимание на узор на воротах — мы его еще встретим.
Геометрия двора:
В одной парадной — «Гений славы» на стенах:
А также — десюдепорты с грифонами:
В другой — печь:
А вот что я нашел на citywalls. Это уже декор в квартирах.
Чаша, или в данном случае, корзина изобилия.
Помните, я обращал внимание на узор ворот при входе? Так вот, это он же:
Один из ключевых принципов модерна — единство снаружи и внутри, вплоть до отделки квартир.
Рядом с домом Захарова — снова модерн. 1909 год, проект Петра Батуева. Еще более скупой на украшение фасада:
В этом отношении более эффектно смотрится эклектика Михаила фон Вилькена того же года. Угол Кирочной и Таврической:
Балкон держат атланты:
Таким образом, мы сделали круг и пришли почти на то же место. Знакомая перспектива Таврической:
Кирочная убегает дальше:
Через 5 минут пойдем исследовать южный участок Таврической, но перед этим полюбуемся на музей Суворова.
Музей Суворова
Архитекторы Александр фон Гоген и Герман Гримм подготовили в 1901 проект к 100-летию кончины великого полководца, а закончено строительство в 1904.
Модерн с древнерусскими мотивами.
Но самая замечательная деталь мемориала — это мозаика.
Справа изображен отъезд Александра Васильевича в ставший легендарным поход 1799 года.
А это тот самый эпизод в Альпах:
Эскизы делал Суриков, а непосредственно мозаику собирали Николай Масленников и Михаил Зощенко. Второй в этом тандеме — папа знаменитого писателя. Михаил Михайлович вспоминал, что отец доверил ему, 10-летнему пацану, собрать крошечный кусочек панно в углу.
От музея Суворова идем направо, в неизведанную еще часть Таврической улицы.
И тут настоящее царство Александра Хренова. Его дом №17 около сада мы уже видели, здесь — еще три.
Первый — №11 он построил для жены тайного советника Щегловитовой.
Пожалуй, наиболее интересная его деталь — в арке. Это раздельный проезд / проход для экипажей и пешеходов:
Дальше вклинился проект неизвестного архитектора. Удивительно, но никаких данных о нем не нашел. Если знаете, подскажите.
А следом — снова Хренов. Дом №7 числился за его женой.
Он практически бесшовно соединен с домом №5. На первый взгляд и не поймешь, где между ними граница. Но если приглядеться, отличия есть.
И именно дом №5 — «солист» в этом ансамбле.
Эльдар Рязанов снимал здесь в 2003 «Ключ от спальни», а 20 лет спустя он «засветился» как дом Маргариты в фильме Михаила Локшина.
В парадной:
Приближаемся к Суворовскому проспекту:
Слева на углу — «утюг» Александра Кащенко. Того самого протеже Алексея Бубыря.
На каждом этаже в парадной — разные витражи:
Если же вернуться к фото выше, то справа — модерн 1910 года рождения от Николая Котовича. И он составляет еще одну пару, с домом Берковского в Заячьем переулке.
Вот они:
Внутрь дома Берковского мы просто обязаны попасть ради его лестницы:
Вид снизу вверх:
И наоборот:
А это вид из окна последнего этажа. На дом Котовича:
И на дом Кащенко:
Из Заячего переулка поворачиваем налево, следуя по Суворовскому проспекту.
Справа — бывшая академия Генштаба. В советские годы — училище, а ныне — академия связи имени Буденного.
За воротами скрывается — кто бы вы думали?
Александр II:
Император и красный маршал в одном флаконе)
На противоположной стороне, рядом со сквером имени Галины Старовойтовой — замечательный неоренессанс архитектора фон Геккера.
Собственно сквер:
Перекресток с 9-й Советской улицей.
Впереди — будто младший и старший брат. На самом деле дом слева гораздо старше. Снова Василий фон Геккер, 1881 год.
А дом справа аж на 33 года младше. Дмитрий Андреевич Крыжановский, упомянутый сегодня как автор проекта старообрядческого храма, в данном случае сделал добротный доходный дом для купца Стрелина.
Местами сохранились витражи:
И грифоны на стенах парадной:
Правда, безбожно закрашенные, но все же.
А мы приближаемся к финалу нашей прогулки. На участке 9-й Советской улицы между Суворовским и Греческим проспектом отмечу интересное архитектурное решение. Исторический фрагмент бывшего завода Шпигеля (производившего лопаты и вилы) встроен в здание гостиницы.
И, наконец, прямо перед нами — один из крупнейших дореволюционных ЖК.
Жилой комплекс Бассейного товарищества
По объемам сопоставим, пожалуй, только с домом трех Бенуа на Петроградской.
Восемь корпусов занимают почти всю территорию между улицей Некрасова, Греческим проспектом, Виленским переулком и Фонтанной улицей. Первый сдан в 1914 году, последний — уже при советской власти.
Видели сегодня с вами первый кооперативный дом на Кавалергардской. Здесь же — период расцвета этого движения. Идейный вдохновитель, известный зодчий Алексей Зазерский, привлек к проекту так же Алексея Бубыря, Николая Васильева и Эрнеста Вирриха.
Кроме совместной работы над проектом, перечисленные джентльмены были пайщиками Бассейного товарищества.
Замысел — квартиры для среднего класса. Не в аренду, а фактически свои, что было прорывом в гражданском строительстве (напомню, что до 1917 года не было такого понятия, как владеть квартирой — либо ты собственник строения целиком, либо снимаешь его часть).
«Все по последнему слову техники. С лифтами не только на парадных, но и на черных лестницах, с центральным водяным отоплением, с устройством вентиляции и с постановкой для той же цели каминов в некоторых комнатах, с центральным горячим водопроводом для ванн, умывальников и кухонных моек, с центральной пылевысасывательной станцией, соединенной трубами со всеми квартирами, с холодными и светлыми кладовыми при кухнях для хранения съестных припасов.
В доме предположено иметь прачечную с механическими приборами для стирки, полоскания и отжимки, а также сушильные шкафы для быстрой сушки белья.
Во всем доме проектировано 88 квартир для членов товарищества, 16 квартир в мансарде и 13 магазинов в первом этаже».
Так писали в журнале «Зодчий» в 1912 году, когда только стартовало строительство первого корпуса. Самое поразительное для меня во всем этом — даже не техническое оснащение квартир, а их количество. 88 без мансарды! Сейчас в стандартной «хрущевке» от 80 до 100 квартир, а тут в целом ЖК. И на какой объем это было поделено в дальнейшем.
На декоре фасадов отдельно не останавливаюсь, вы можете сами наблюдать на фотографиях. Скажу лишь, что явно чувствуется влияние Николая Васильева — его манера.
Вход во двор вечером со стороны Греческого проспекта:
Собственно со стороны Греческого проспекта мы и рассматриваем весь фасад.
Ну что ж, нам остается дойти до угла с 8-Советской улицей, где за солнечным поворотом — Некрасовский сад.
Подробнее о нем, а также продолжение истории дома Бассейного товарищества с рассказом о его обитателях — в следующей статье.
На этом прощаюсь.
P.S. В помощь — карта маршрута.
До встречи и хороших вам прогулок!
P.P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии по самым чудесным местам Петербурга.