Эта часть Невского проспекта совсем другая по духу: спокойнее и скромнее. Тут больше чувствуется флер старины, так что «народное» название себя оправдывает. А уж если заглянуть в окрестности, то вас ждут тишь да благодать.
При этом шедевров архитектуры — видимо-невидимо. Плюс здесь несколько мест, связанных с людьми, радикально повлиявшими на ход российской истории. Все найдем и разъясним. Итак, в путь!
Начало
Стартуем от площади Восстания. Слева — гостиница «Октябрьская». Справа — Московский вокзал. Позади нас, за кадром остался павильон станции метро. А в центре — обелиск городу-герою Ленинграду.
Жизнь кипела здесь и 120 лет назад.
Однако облик был совсем иным. На месте Лиговского проспекта протекал канал, вместо обелиска вплоть до 1937 года стоял памятник Александру III, а вместо павильона метро — Знаменская церковь. Собственно и площадь называлась Знаменской (равно как и современная улица Восстания).
Впереди — шумная и помпезная часть Невского проспекта:
Ну а нас интересует другая сторона:
Отсюда и начинается Старо-Невский.
Почему такое название и откуда взялся излом?
Немного истории
На самом деле изначально планировали Невскую и Большую «першпективу». Никто не проектировал прямую магистраль от монастыря к Адмиралтейству. Только в 1730-е годы их объединили. Так что рассказы о монахах и пленных шведах, разминувшихся при строительстве Невского проспекта, — красивая, но легенда.
Поскольку дорогу от Лавры начали прокладывать первой, в обиходе ее стали Старо-Невским проспектом.
Из петровских времен перенесемся на 150 лет вперед, в царствование Александра II. С ним связан первый адрес.
Рядовая эклектика, дальше мы увидим более интересные образцы.
А в историю этот дом вошел благодаря «Народной воле». В 1879 здесь была конспиративная квартира, где рождались первые номера одноименной газеты. Ее же отвели под динамитную мастерскую. В то время Николай Морозов & Ко взрывают только умы, через пару лет они сделают это буквально. Об этом чуть позже, а пока мы подбираемся к тому самому излому Невского проспекта.
№122 и соседние дома закрывали от нас 1-ю Советскую улицу, теперь можно заглянуть в ее «карман».
Раньше она называлась Каретной из-за торговли соответствующим товаром. Затем это 1-я Рождественская. И с 1923 улица обрела нынешнее название. Об этом говорит «колесо времени» на мостовой:
Вернемся к Невскому. Если оглянуться назад, то увидим развилку:
Впереди:
Модерн на Невском «днем с огнем не сыщешь», а тут — пожалуйста. С правой стороны — доходный дом Гесселя.
С левой стороны, в доме №128 — проходная арка. Обратите внимание на кронштейн балкона. Чей там образ?
Внутри:
Выходим во двор:
Прямо по курсу — выход на 2-ю Советскую (берите на заметку, если понадобится сократить путь). Но мы вернемся назад.
Мексиканский магазинчик в арке:
Дома №130 и 132 рядом — великолепная эклектика.
В первом привлекает внимание эркер с венецианскими окнами:
Второй — под стать, с чертами неоренессанса:
Вместо эркера — изящные балкончики:
В 1895 здесь жил Антон Павлович Чехов.
За Старо-Невский в этом году взялись капитально в плане ремонта. Насчитал более 10 домов в процессе, с каких-то уже снимают леса. Например, №140:
Дегтярная улица отделяет его от самого грандиозного комплекса на Старо-Невском.
У доходного дома Галунова 4 адреса!
Посмотрим на него со стороны проспекта Бакунина.
Фасад «разбавлен» эркерами:
А в центре — колоннами:
Дальше мы свернем на Полтавскую улицу ради Феодоровского собора.
Собор Феодоровской иконы Божией Матери
Мой любимый храм в Петербурге. Возведен в 1913 к 300-летию правления Романовых, должен был стать «хранилищем святынь царствующего дома». Средства на строительство собирались по всей стране. Проект Степана Кричинского — в стиле ростовских храмов XVII в.
Чтобы закрыть вид на товарную железнодорожную станцию, у собора была выстроена стена из красного кирпича. Напоминает Кремлевскую:
В советские годы здесь был молокозавод, в 2009 храм восстановлен.
Над входом — мозаичный Спас, копия с работы Васнецова. А выше — майоликовая икона Богоматери с символическим древом:
Майоликовые вставки есть и с других сторон:
Лев, орел и единорог смотрят на нас с западного фасада:
Двери:
Собор состоит из двух храмов.
Нижнего:
И верхнего:
Лестница на хоры:
Рядом с собором — часовня.
Построена и освящена в 1998 во имя Новомучеников и Исповедников Российских.
В Феодоровском соборе особенная атмосфера и традиции. Загляните при случае на утреннюю службу — увидите.
А вот как храм выглядит после заката:
Ну а мы двигаемся дальше, и сворачиваем на Харьковскую улицу.
Слева — еще одно место, связанное с последней царской династией.
Это «Дом Романовых». В одной его части — квартиры, в другой культурно-исторический центр.
Собственно Романовы не имели к нему никакого отношения. До 1917 участок принадлежал семейству Ратьковых-Рожновых. Рядовая, ничем не примечательная застройка. В советские годы здесь располагалась знаменитая на весь Ленинград мастерская по ремонту музыкальных инструментов. В 2013 проведена реставрация, в центре проходят концерты и выставки.
Заглянем во двор.
В конце — реплика ворот императорского сада:
Во дворе по соседству:
Чайка гоняет голубей:
Чудо природы — подсолнух растет из-под стены:
Возвращаемся обратно.
Напротив Дома Романовых — ретроспективизм 1997 года:
С Харьковской свернем на Тележную.
Когда-то Тележную планировали, как и Гончарную, для «спрямления» Невского проспекта. Из затеи ничего не вышло, и улица превратилась в достаточно глухой уголок. Так и не скажешь, что главная магистраль города всего в двух шагах.
Сюда мы заглянули ради нескольких адресов.
Во-первых, это дом №3 (ранее №5).
Снова «Народная воля». На конспиративной квартире №5 в 1881 был составлен план покушения на Александра II. Здесь Николай Кибальчич объяснял метальщикам устройство снарядов.
А непосредственно 1 марта из этих дверей с бомбами вышел боевой отряд под руководством Софьи Перовской:
В 20 метрах — доходный дом по проекту Ипполита Претро, одного из мэтров модерна.
Известен как «дом с лебедями».
Декор верхних этажей:
Зайдем в парадную.
Похоже, новый год тут вечнозеленый) Главное внимание — на печь, она в прекрасном состоянии.
Поднимемся выше.
Витражи на окнах:
Похоже на новодел, но все же. А еще тут очень любят зелень. На мой взгляд, одна из самых красивых парадных в Петербурге.
По соседству — еще один модерн, по проекту Павла Батуева на сей раз.
Вплотную примыкает новострой 2008 года. Эх, если бы все дома в XXI веке были такими)
С Тележной вернемся на Харьковскую. Слева — ремонтируют Калашниковскую хлебную биржу (ныне дом культуры милиции).
Идем вперед, и снова оказываемся на Невском.
Переходим дорогу:
Впереди — аллея Тележного переулка.
В конце — доходный дом Павловой.
Неоклассика 1912 года, с башенкой и великолепным эркером:
Входной портал лестницы дворового корпуса:
Следующий по улице Конной — дом №10. На его брандмауэре — мультимедийный мемориал, где беспрерывно показываются 630100 строк с именами погибших в блокаду. Бесценная работа сделана силами одного человека — Юрия Вульфа, чья семья и родственники жили в этом доме.
Идем по Конной в сторону Перекупного переулка:
На углу — очередной достойный ретроспективизм:
Раньше на его месте был Конный рынок.
А справа — только что отреставрированная эклектика 1876 года рождения.
Во дворе:
Но самое интересное — в левой части Перекупного переулка.
Дом №7 — «модернизированная» эклектика, к которой «приложили руку» Анатолий Ковшаров и Георгий Хржонстовский.
С 1915 по 1918 здесь жил Марк Шагал:
А слева — уникальное сочетание ар-нуво и югендстиля.
Дом Лумберга
Пластичность и изменчивость формы, ощущение движения — один из идеалов стиля модерн, но мало кому удалось в Петербурге воплотить его настолько явно, как Федор Федорович Лумберг для собственного доходного дома в Перекупном переулке.
Ноль декора, но он приковывает внимание:
Эркер смещен влево, а форма его окон на каждом этаже — разная.
На третьем этаже была квартира самого архитектора, за огромным Ω-окном:
Внутрь можно попасть в рамках экскурсии. Например, с «Открытым городом» или Институтом Петербурга. Заодно и парадную посмотреть.
Дугообразная галерея во дворе соединяет два корпуса:
Те же принципы архитектор применил и для своей дачи в Терийоки (Зеленогорске), только в дереве:
Буквально в 10 метрах от дома Лумберга, на углу с Херсонской улицей — еще один шедевр.
Дом Шмидта
И это так же — собственный доходный дом известного зодчего, на сей раз — Карла Карловича Шмидта.
Выдающаяся башня:
У дома Шмидта — та же «плавучесть» эркеров, они разновысотные относительно друг друга.
Под угловым — в листьях чертополоха распростерла крылья сова:
Ей даже стихи посвятили:
Размахом крыльев защищен красивый старый дом, как ростр венчающий корабль с неспящим оком в нем...
Если присмотреться, то на фасаде мы увидим еще много интересного.
Пересекая Херсонскую улицу, Перекупной переулок убегает дальше:
А мы повернем направо.
Обернемся на дом Шмидта, после заката картинка особенно хороша:
Впереди нас ждет доходный дом Фурсиной (на фото справа):
Архитектор Василий Шене чаще всего работал в паре с Владимиром Чагиным (например, особняк Кельха на Чайковского и дача Гаусвальд на Каменном острове), но на Херсонской — его соло-проект. Модерн 1913 года:
Примечателен своими персонажами на фасаде, будто из театра масок:
Дальше еще раз поворачиваем направо, на Исполкомскую улицу:
В 100 метрах впереди нас ждут сразу два шедевра рядом с друг другом. Перед этим остановимся у дома №5 по проекту Константина де Рошефора.
На первый взгляд не особо привлекает внимание. Но только на первый.
Портал парадной очень напоминает по форме «собрата» в доме Путиловой на Петроградской.
Самое интересное — внутри.
Декор на дверях. Оригинальный (!):
Всего в нескольких местах в Петербурге сохранились подобные вставки в дверях квартир. Одно из них — дом на Исполкомской, 5.
Дальше идем к Невскому. Таким образом, мы сделали круг через Пески, и снова вернулись на проспект.
Дом Круглова
Снова модерн. Уже знакомый нам по дому на Тележной, 13 архитектор Павел Батуев.
Приближаемся по Исполкомской:
И вот он, красавец:
Сколько всего он перенес, и пожар, и обрушение. Только что обновили фасад:
В отличие от предыдущих образцов в духе югендстиля, здесь — чистейший ар-нуво. Изящество во всем, особенно в эркере, балкончиках и окнах последнего этажа:
Во весь рост:
Вид на угол с улицей профессора Ивашенцова:
Справа от дома Круглова — совсем другая эпоха. Неоклассика & конструктивизм в одном флаконе. 1936 год.
Центральная часть фасада специально «утоплена» так, чтобы создать мини-курдонер.
И кто бы вы думали, создал это чудо? Александр Львович Лишневский! Непревзойденный мастер «мистического» модерна (Дом городских учреждений на Садовой, дом на Пяти углах, дом с Мефистофелем на Петроградской).
Лишневский не уехал из России, продолжал творить вплоть до блокады. Иной стиль, иные формы:
Если же вникнуть в символику, смотрите, какой казус получается.
Серпы со снопами в 1936 году — понятно.
А вот птица, напоминающая орла — большой вопрос.
Может быть, мастер имел в виду птицу счастья светлого будущего. А, может быть, он так пошутил) Как считаете?
Кстати, на месте дома располагалась мастерская скульптора Паоло Трубецкого, где он работал над памятником Александру III. Люди, выросшие в этом дворе, вспоминают, что находили в песочнице царские рубли. А однажды откопали гранитную голову.
Разница между этими домами всего 30 лет, а кажется, что целая вечность прошла. Впрочем, и там, и там красота.
На противоположной стороне, прямо напротив дома Лишневского — неорусский стиль. Дом Николаева, 1899 год.
Какое соседство, однако. Три настолько непохожих стиля архитектуры. Тем и хорош Старо-Невский.
Ну а мы приближаемся к финалу.
Венчает его площадь с памятником Александру Невскому. За спиной — Лавра, духовный символ Петербурга.
Слева — гостиница «Москва», вдаль уходит мост в его же честь.
Только что говорил о соседстве архитектуры разных времен и направлений. Здесь же у меня чувство, что хроновекторы переплелись в немыслимый клубок.
Слева на фото — затянутый сеткой (ремонт) жилой дом причта Александро-Невской Лавры. 1790 (!) год.
На этом прощаюсь. До встречи и хороших вам прогулок!
Если пойдете самостоятельно, в помощь — карта пути.
Напоследок — вечерний Невский:
И площадь Восстания:
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — публикую то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии по самым чудесным местам Петербурга.