Большой и Каменноостровский проспекты: какой из них красивее? Этим вопросом я задавался много раз, потом бросил. Каждый из них хорош по-своему. На мой взгляд, Большой лучше изучать зимой, особенно под Новый год. Часть фотографий сделаны в ноябре, часть — в середине декабря; днем и вечером. Посмотрим на все значимые шедевры модерна, эклектики, неоклассицизма; заглянем в некоторые парадные.
Стартуем от Князь-Владимирского сквера, рядом с метро Спортивная.
Начало Большого проспекта:
Слева внимание привлекает дом с башнями, но сначала о том, что до него.
На перекрестке с Ждановской набережной — эклектика 1900 года по проекту архитектора Баранкеева. Никаких острых углов, плавный изгиб фасада с ажурными балконами — вот что меня удивляет.
На другой стороне проспекта, на перекрестке с улицей Блохина — доходный дом Тележкина. Также эклектика 1900 года; такая же «округлость» фасада:
А вот как выглядели эти дома в начале XX века:
Наверняка вы заметили трамвай — он ходил по Большому проспекту с 1908 года, еще раньше пустили конку.
Дальше подходим к дому с башнями. Он также принадлежал почетному гражданину города Василию Тележкину. Архитектор Розензон более ярко выделил фасад по сравнению с соседями. Эркеры с мощными консолями, кованые балконы и три остроконечные башни:
Через 50 метров останавливаемся у дома Чубаковых. Больше известен принадлежавший им дом в конце проспекта в стиле эклектики, на перекрестке с Каменноостровским, а этот как-то «в тени». И совершенно напрасно! Тот же архитектор, Вильгельм Ван-Дер-Гюхт, только здесь это модерн.
Главный фасад:
С 1922 до 1942 в коммунальной квартире на 6 этаже жили художник Александр Савинов и поэт Николай Тихонов.
Здесь бывали Владимир Маяковский, Ольга Берггольц и Александр Фадеев, который писал: «Сколько нас, работников пера из всех республик и городов Советского Союза, ночевало под ее гостеприимным кровом! Сколько стихов прочитано здесь на всех языках наших народов — стены этой квартиры опалены стихами». До войны в этом же доме жила будущая телеведущая Валентина Леонтьева.
Фото парадной:
Напротив дома Чубаковых, на четной стороне — проект Павла Мульханова, самого плодовитого зодчего Петроградской стороны. Его мы еще встретим, а пока любуемся эклектикой 1905 года:
Большой проспект начали застраивать раньше Каменноостровского, и здесь сохранилось много домов «домодерновой» эпохи 1880-1890 годов.
На углу со Съезжинской:
На углу с улицей Лизы Чайкиной:
А на углу с Пионерской — дом купца Бородулина, великолепная эклектика 1902 года:
Эркер здесь выдающийся, с открытым балконом наверху:
На противоположной стороне целый квартал, от Красного Курсанта (бывшая Спасская) до Пионерской (бывшая Гребецкая) занимает дом Колобовых.
Дом Колобовых
Братья-лесопромышленники владели в Петербурге несколькими домами (больше всего известен дом на улице Ленина, показывал его в этой статье).
На Большом проспекте — нечто особенное. Растительные орнаменты, бог торговли Меркурий, атланты — эклектика 1912 года. И снова Павел Мульханов, на этот раз в содружестве с Дмитрием Крыжановским.
Фасад со стороны Красного Курсанта:
Центральная часть комплекса, вид со стороны проспекта:
Колонны на уровне 4 и 5 этажа стоит рассмотреть поближе:
Фасад со стороны Пионерской, найдите 10 отличий с фото выше:
Перед входом в Институт психоанализа сохранилась оригинальная плитка:
А это одна из парадных:
Там, где сейчас Сбербанк, до 1917 находился знаменитый ресторан «Яр», тот самый, что Блок в «Записных книжках» назвал «самым уютным местом на земле».
Павел Михайлович Мульханов здесь повсюду. Проходим 40 метров, и нас ждет доходный дом Колышко:
Также эклектика 1912 года:
Удивляюсь работоспособности этого мастера. В одно и то же время столько проектов! На противоположной стороне еще один — дом купцов Корневых:
Парадная:
Петербург часто упрекают в серости, посмотрите на эту палитру фасадов (дома со стороны Рыбацкой улицы):
Сквер рядом, с памятником Добролюбову:
На углу с Колпинской улицей — особняк Андрея Васильева, гласного городской думы Петербурга. В советские годы здесь располагался дом пионеров Ждановского района и детская музыкальная школа.
А рядом с ним как замок возвышается дом Путиловой.
Дом Путиловой
Если бы проводился конкурс на самый красивый дом Большого проспекта, я бы отдал золотую медаль творению Ипполита Претро. Модерн 1907 года, по заказу купеческой вдовы Татьяны Путиловой.
Претро явно вдохновлялся шедеврами финского национального романтизма. Острый силуэт, разнообразные по форме и размерам эркеры, оконные проемы и переплеты; декоративная шероховатая штукатурка в сочетании с гранитной облицовкой, стрельчатые порталы. Ну и, конечно, совы у входа в парадную со стороны проспекта:
Конкретно эта парадная узкая и не очень презентабельная:
А вот со стороны Колпинской улицы:
Портал над входом:
Присмотритесь к его вершине, что он вам напоминает:
Вечером:
Фасад со стороны Большого проспекта. Три эркера не просто разной формы и высоты, они словно подчеркивают движение:
Со стороны Стрельнинской улицы. Шатровая башня, к сожалению, утрачена:
А на уровне 5 этажа со стороны Колпинской — орел, воссозданный Павлом Игнатьевым в 2012 году:
Дом Путиловой можно обойти со всех сторон, и с каждой вы встретите что-то неповторимое.
Вот как его увидел один художник:
Через дорогу от него, по диагонали — дом Парфеновых. Как думаете, чей это проект)?
Следующая остановка — на углу с Гатчинской улицей.
Дом Липавского
Одно из творений Федора Ивановича Лидваля. Интересно, что на проспект дом выходит узким боковым фасадом:
С точки зрения декора — не самый роскошный образец, при этом меня восхищает, как мастер встроил его в ограниченное пространство.
Фасад со стороны Гатчинской:
Ни один из исторических районов Петербурга не обошелся без проектов Павла Юльевича Сюзора. И здесь он есть.
Перспектива проспекта:
Дом Бадаева
Известному строительному подрядчику в начале XX века Петербург обязан очень многими общественными зданиями (Политехнический университет, например). Владел он и собственными доходными домами. Вы наверняка знаете шедевр модерна на углу Восстания и Жуковского (показывал его в этой статье).
Ну а на Большом проспекте Петроградской стороны — эклектика 1903 года рождения от Павла Сюзора.
Днем:
Вечером:
Полное ощущение, что не хватает башни:
И верно, она здесь была. Чертеж из проекта:
Дом товарищества «Скороход»
В стиле модерн в Петербурге строили не только доходные дома, но и коммерческие. Яркий пример — Торговый дом товарищества механического производства обуви «Скороход» 1912 года.
Днем:
Вечером:
Архитектор Эрих Густавсон сделал проект, по которому здание возвели за 3,5 (!) месяца.
Архивное фото:
Напротив него, на углу с улицей Подковырова — неоклассика 1912 года по проекту уже упоминавшегося мной Дмитрия Крыжановского. Доходный дом Утемана.
Днем:
Вечером:
Вид со стороны Подковыровского сада:
Следующий за ним — доходный дом Антоновой. Перестроен в 1913 году по проекту Василия Васильевича Шауба на основе стоявшего здесь особняка Изенбека.
К этому времени Шауб отошел от модерна, и здесь мы видим привет неоренессансу. Хотя, фасад на уровне 1 и 2 этажа включает элементы югендстиля. Получилась потрясающая эклектика:
Дальше переходим на нечетную сторону, к чистому модерну.
Дом Алюшинского
Еще один дом-замок на Большом проспекте, только в отличие от владения Путиловой, более изящный. Со множеством щипцов и сохранившейся башней.
Архитектор Дмитрий Дмитриевич Устругов не столь известен и, пожалуй, это его лучшая работа.
Иван Федорович Алюшинский, предприниматель и меценат, владел на Петроградской стороне несколькими заметными домами, но этот — безусловный «хит».
Заглянем в парадную со стороны Ординарной улицы. Силами жильцов восстановлена печь, рядом ней плакат с историей дома:
Основание лестничного ограждения как лапы льва:
А это парадная со стороны Большого проспекта:
Внутри — самый длинный коридор в доходных домах:
На четной стороне — одна из первых работ Павла Михайловича Мульханова. Эклектика 1899 года.
Видите открытый балкончик на последнем этаже? До него мы еще доберемся, а пока зайдем в парадную.
Окна на разных этажах:
Двери:
Выходим на балкон. Вид в одну сторону, справа — дом Алюшинского:
И в другую, на площадь Льва Толстого, впереди — дом Розенштейна:
Вот мы и добрались до конца нашего маршрута. На перекрестке с Каменноостровским проспектом — еще один дом Чубаковых, так же по проекту Вильгельма Ван-Дер-Гюхта.
Днем:
Вечером:
У Большого проспекта есть еще «хвостик», выходящий на набережную Карповки. О нем — отдельный рассказ.
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — буду выкладывать то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсировать экскурсии.