Маршрут совсем небольшой, при этом изобилует интересными местами и историями.
В прошлый раз мы с вами остановились у дома Бассейного товарищества.
От него же начнем сейчас. Только со стороны улицы Некрасова.
Как добраться
От станции метро «Площадь Восстания» — 1 км по Лиговскому проспекту. Либо ближе — остановка автобуса «БКЗ Октябрьский» (маршруты №74 и 76).
Некрасовский сад
Полтора века назад здесь заканчивался Лиговский канал, образуя два бассейна-накопителя. Поэтому и улица называлась Бассейной — сразу на память приходит человек рассеяный из стихотворения Маршака.
Местность эта называлась Прудки. В 1891 и канал, и оба водоема засыпают, а через два года был разбит Греческий сад. При советской власти и улица, и сад обретают имя Николая Некрасова.
За поэтом видны корпуса одного из самых больших жилых домов старого Петербурга.
ЖК Бассейного товарищества
Да, именно ЖК, а не просто дом, поскольку в нем в общей сложности 8 корпусов. Первые сдали в 1914 году, последние — уже в 1920-х.
Вот, например, часть со стороны улицы Фонтанной:
Единственный декор, зато какой!
А со стороны Некрасова — узнаваемые персонажи.
Фронтон:
Почти в 100% справочников написано, что корни героев на фасаде — из Ассирии. В то же время специалисты по этой древней культуре утверждают, что ничего подобного. Откуда вообще взялась Ассирия — не понятно.
Техническое оснащение дома — передовое. Лифт и на парадных, и на черных лестницах, например. Подробности — в предыдущей статье. На сей же раз я расскажу об известных жителях.
В основном — это «сливки» петербургской интеллигенции. В Бассейное товарищество (по сути кооператив) ради собственной квартиры вступали профессора, преуспевающие юристы, врачи, артисты. Среди них — художник-авангардист Надежда Любавина.
Ее жилище — мастерская и светский салон 2 в 1.
Художники рисовали, артисты драмы декламировали, поэты читали свои стихи. Кто здесь только не бывал. Завсегдатай дома — Максим Горький.
Памятный вечер состоялся 1 декабря 1915 года. «Гвоздь программы» — доклад о футуризме и чтение стихов Владимиром Маяковским. Горький восхищен его поэмой «Флейта-позвоночник» и замечает: «Собственно говоря, никакого футуризма нет. Есть только Маяковский. Поэт. Большой поэт».
После революции большинство прежних обитателей разъезжается кто куда. 88 квартир пилят на коммуналки и ЖК Бассейного товарищества превращается в огромный улей.
Нашел фото 1924 года — «толкучка» прямо около дома.
Ну а мы двигаемся дальше.
Пересекаем Греческий проспект и идем по 8-й Советской улице.
Буквально через 100 метров нас ожидают два шедевра сталинского классицизма друг напротив друга. Строились они одновременно, в 1935-1938 годах.
Слева — проект Александра Львовича Лишневского.
Вот так встреча!
Мэтр модерна сделал в Ленинграде немало памятников. Это уже конструктивизм и неоклассика, но былую страсть он не забывал. Барельефы на фасадах с героями эпохи — обязательно.
Трудящиеся во время полевых работ наблюдают за учениями парашютистов:
А когда-то все черти да вампиры) Удивительная метаморфоза.
Галерея на последнем этаже:
Дом был рассчитан на элиту советского общества. В составе квартир — спальные ниши для домработниц, ванные освещены через окна.
Фото 1938 года. Справа — наш герой, а впереди — ЖК Бассейного товарищества.
Напротив — работа Григория Симонова.
Он во многом похож на Лишневского, но без картин на фасаде.
Через 40 метров, на углу с Суворовским проспектом — еще одна заметная пара.
Дом №14 — эклектика архитектора Гилёва, 1898 год.
И дом №16 — по проекту Игнатия Горленского. Принадлежал он купцу Степнову. На фото ниже видна вывеска с одноименным названием ресторана. Исторический бренд, однако.
В справочниках он значится как модерн. При этом снаружи — чистая эклектика.
Вид со стороны Суворовского проспекта:
Разве что медальоны выбиваются из стиля:
А вот внутри — совсем другое дело.
Это отель «Вера» с кафе на первом этаже, где сохранились витражи.
Чистый модерн:
Прямо в витрине:
Перспектива Суворовского проспекта, в кадре — оба красавца:
Идем выше по 8-й Советской, и в 50 метрах — дом Тирана. Фамилия у владельца такая)
Отставной полковник, Царскосельский уездный предводитель Николай Александрович Тиран построил в Петербурге несколько доходных домов. Пожалуй, самый известный — в Саперном переулке, где был салон Каннегисеров (их младший сын Леонид в 1918 году убил Урицкого).
Здесь же смесь модерна с неоклассикой. Угрожающая маска на фасаде:
Александр Грин жил здесь перед отъездом в Крым в 1924 году.
На углу с Дегтярной улицей — величественная эклектика Сергея Баниге:
В 1898 году этот дом приобретает Анна Васильевна Князева (урожденная Кузнецова). Бывшая балерина Императорской труппы, в историю вошла как любовница Великого князя Константина Николаевича (второго сына Николая I).
Подробности я рассказываю здесь:
При жизни Великого князя Анна Васильевна владела особняком на Английском проспекте, а после его смерти переселилась сюда — вплоть до 1917 года.
Следом нас ждет модерн по проекту Александра Поликарпова. Так и чередуются здесь модерн с эклектикой.
«Дно» эркера:
Вензель на вершине ворот — фамильный. АФ = Александр Федорович Флотский, владелец дома.
Чуть дальше на противоположной стороне — дом, немного похожий на владение Тирана. Но отличий, конечно, больше. Во-первых, обратите внимание на геометрию эркера.
«Минималистичный» модерн кого бы вы думали? Александра Львовича Лишневского! Почти 30 лет отделяют этот дом от элитной «сталинки» в начале улицы.
Ну а главная деталь — десюдепорт с малышом:
На 4 и 5 этаже сохранились свинцово-паечные витражи с одинаковым рисунком:
Дом Станового
Если не считать ЖК Бассейного товарищества, то это — главная «звезда» нашего маршрута по проекту Михаила Еремеева. Декора здесь хоть отбавляй. И какого!
Дом стоит на углу 8-й Советской и Мытнинской:
Фасад со стороны Мытнинской:
Эти персонажи под каждым щипцом:
Горельеф со стороны 8-й Советской:
Над входом в парадную:
Audiatur et altera pars означает «Да, выслушают и противоположную сторону» — принцип судопроизводства, выработанный еще в римском праве. Вторая надпись на ленте в волосах — «Carpe diem» (Наслаждайся моментом / лови мгновение) — знаменитый призыв эпикурейцев.
По диагонали от дома Станового — также северный модерн. Сразу два его представителя.
Первый — солидный такой господин.
Готические лоджии, зубчатое навершие эркеров
В справочниках значится как дом Сойкиных. На самом деле, чуть ли не моментально после завершения строительства его купил герцог Николай Лейхтенбергский (помните его великолепный дом с «промышленным» панно на Большой Зелениной?)
Автор проекта — Владимир Гейне.
Сосед готического шедевра Гейне — «скромный» модерн Василия Васильевича Шауба. Похоже, что денег у заказчика было не особо. Фасад «без излишеств»:
Мы прошли почти всю 8-ю Советскую улицу.
Дальше поворачиваем на Кирилловскую.
Фасад рядовой «сталинки» на углу весь украшен масками львов. Неожиданно!
В этом особняке в стиле неоренессанс расположились патриаршие мастерские:
Впереди — не летающая тарелка) Это купол бизнес-центра «Невская ратуша»:
Но мы поворачиваем раньше, на 10-ю Советскую улицу.
Приближаемся к финалу.
На этом участке отмечу, во-первых, дом по проекту инженера Орлова.
Во-вторых, дом по проекту Леона Богуского.
Оба — 1914 года рождения, в стиле неоклассицизм.
Напротив них, с левой стороны — модерн. 1911 год, проект Мариана Лялевича.
Но пришли мы к нему не за архитектурными достоинствами фасада, а за тем, что внутри.
Заходим в парадную. Оригинальное ограждение, остатки печи:
Дверь на первом этаже. Уникальный артефакт.
Поднимаемся на последний, шестой этаж. То, что нам нужно — за этими дверями.
Музей-квартира Аллилуевых
Интересен мне прежде всего как памятник быта той эпохи. Как жила семья «среднестатистического» петербуржца в начале XX века. И здесь вплоть до мельчайших деталей это сохранено.
Немного истории
Весной 1917 в квартире дома №17 по 10-й Рождественской улице (ныне 10-я Советская) поселилась семья Сергея Аллилуева, рабочего-большевика. Жена, четверо детей и домработница.
Сергей Яковлевич — не просто квалифицированный рабочий, а начальник электрической подстанции на тот момент. 140 рублей жалования, из которых половина уходила на аренду, остального вполне хватало на жизнь.
В июле 1917 в квартире Аллилуевых на три дня остановились Ленин и Зиновьев. И именно здесь прошло совещание также с участием Сталина и Орджоникидзе, на котором было принято решение не являться будущим вождям революции на суд Временного правительства.
Ленин, сбрив бородку для конспирации, спустился по черной лестнице и уехал отсюда в Разлив. А Сталин остается жить у Аллилуевых в одной комнате с их старшим сыном Федором.
Тогда вообще было принято пускать жильца со стороны — своеобразная субаренда. Ну а старого соратника тем более — Сталин и Сергей Аллилуев были знакомы еще с Тифлиса, более 10 лет.
Ну и главное — здесь завязались отношения Сталина и младшей дочери Алллуевых, 16-летней Надежды. Той самой Надежды, что впоследствии родит «отцу народов» двоих детей и уйдет из жизни, выстрелив себе в сердце в 1932 году. А пока все только начинается. Весной 1918 они переедут вместе из Петрограда в Кремль, а год спустя официально зарегистрируют брак.
Итак, пройдем по квартире.
Что внутри
В прихожей из оригинальных предметов — вешалка, керосиновая лампа и даже выключатель, сохранившийся с 1917 года.
А еще — телефон.
Слева — комната родителей, отданная под различные экспозиции (сейчас она посвящена Зиновьеву).
Из нее выходим в гостиную-столовую. В центре — большой обеденный стол, слева оттоманка с шелковой обивкой.
А справа — пианино, на котором играла Надя.
Большое окно:
У окна — швейная машинка Singer.
Напротив — печь, буфет, стул с самоваром.
Из столовой переходим в комнату девочек, Надежды и Анны.
Письменный стол:
Книгодержатели:
В углу — печь.
На заслонке «сушатся» кожаные ботиночки. Все как тогда.
Дальше — комната мальчиков, где останавливался Ленин и поселился на несколько месяцев Сталин.
Печь и платяной шкаф:
Отсюда выходим в коридор, идем на кухню. Слева — шестиметровая комнатка для прислуги, справа — выход на черную лестницу.
Внизу — дровяная печь. Кроме приготовления пищи, это еще и «водогрей», от которого по трубам шла горячая вода в ванну и раковину здесь же, на кухне.
Вверху — своеобразная «разводка», которая как раз и обеспечивала циркуляцию горячей воды. Конструкция тех лет:
Как вы думаете, что это за бочонок с ручкой:
А это медная ванна за стеной:
И, наконец, еще один уникальный артефакт мы видим в коридоре — газета с брачными объявлениями. 13 августа 1917 года. Через несколько месяцев все полетит в тартарары, но люди всегда ищут любовь.
Дальше спустимся по черной лестнице:
Во двор, где напротив — корпус соседнего дома №15 с сохранившимися витражами:
На этом и остановимся.
Для справки: музей работает в среду с 13 до 21.00 и с четверга по воскресенье с 10 до 18.00. Вход — 150 рублей.
В помощь — карта маршрута:
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии по самым чудесным местам Петербурга.
А это другие публикации с прогулками по району Пески: