Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения.
Во время предыдущего скачка развития ваш ребенок научился решать, что ему выбрать, как поступить, куда пойти. Примерно с 1 года и 4 месяца его представление о себе, о маме и папе, обо всем, что его окружает, снова начинает меняться.
Постепенно малышу становится понятно, что в зависимости от его решений все может меняться, что в общении можно проявлять гибкость, что у эмоций много оттенков, а у поступков есть вполне определенные последствия.
Новые осознания, конечно, могут влиять на сон ребенка, ухудшая его. Однако, если и до скачка развития были проблемы, то их причина может быть, например, в неподходящем режиме. Узнать о причинах и путях улучшения плохого сна можно в нашем гайде "Почему мой ребенок плохо спит?"
Что происходит
Во время десятого скачка развития ребенок начинает осознавать, что мир вокруг него — чрезвычайно сложная система. И он сам тоже система и является частью другой системы — семьи. Он не похож на соседского ребенка, его дом отличается от других домов, у всех предметов есть какие-то различия.
Даже игрушечная собачка — тоже система, внутри нее есть какой-то механизм, она сама двигается, качает головой и умеет лаять. Осознание всех сложностей этого мира продлится у ребенка долгие годы.
Признаки скачка
Малыш познает все новые и новые явления, а вместе с ними приходят и новые страхи. Как только ребенок разберется со всем, что его удивляет и пугает, капризы и необычное поведение уйдут.
В кризисный период ребенок:
- часто требует телесного контакта, просится на ручки;
- капризничает, хнычет, ноет;
- проявляет ревность;
- может стать очень ласковым или, наоборот, много озорничать;
- хуже ест;
- резко меняет настроение;
- стесняется окружающих;
- требует постоянных развлечений.
Время систем
Погружаясь в мир систем, ребенок начинает осознавать себя, свое тело, разделяет понятия «я» и «ты». Он постоянно занят элементарным естествознанием: наблюдает за птицами, животными, погружает мяч под воду и смотрит, как она его выталкивает, с интересом следит за тем, как строем ползут муравьи, а вороны качаются на проводах и не падают.
Малыш принимает все больше участия в жизни семьи, начинает сопереживать, жалеть. Теперь он хорошо понимает, что если мама или папа выйдут из комнаты, то они не перестанут существовать.
Ребенок выбирает наиболее интересную для него деятельность. Кто-то рисует, кто-то играет на музыкальных инструментах, некоторые предпочитают игры с водой. У кого-то активно развивается речь, а кто-то почти не говорит, но готов целый день играть в конструктор или железную дорогу. Позвольте малышу сосредоточиться на том, что для него важно. Предоставьте ему место и время для любимых игр. Это очень важно для его гармоничного развития.
Сон во время скачка развития
И снова вы можете заметить более или менее резкое ухудшение сна у ребенка. Встревоженный и возбужденный переменами малыш может долго укладываться спать, чаще просыпаться ночью и с трудом засыпать, вскакивать очень рано по утрам или испытывать трудности с дневным сном.
Во время кризиса развития очень важно прилагать усилия для успокоения малыша перед сном — заранее заканчивайте прогулки и активные игры дома, избегайте сильных впечатлений перед сном, ограничьте эмоциональную нагрузку вечером и по возможности минимизируйте стрессовые ситуации.
Тщательно следите за признаками усталости и старайтесь избегать «перегуливания» и перевозбуждения. Для эмоциональных, возбудимых деток часто требуется значительно больше времени на подготовку ко сну — необходимо это учитывать при планировании дня.
Во время скачка развития ребенка родителям важно сохранять спокойствие и уверенность — это действует на малыша успокаивающе и помогает ему расслабиться перед сном.
Веселые занятия для этого периода
В это время ребенку может понравиться:
- прятки;
- подражания;
- ролевые игры: в цирк, в театр, в больницу, в магазин;
- активные игры: догонялки, кружиться, танцевать, лазить, держать равновесие, кидать мяч;
- пускать мыльные пузыри;
- кормить животных дома и в зоопарке;
- рисовать, лепить, клеить наклейки, собирать пазлы из крупных элементов.
Завершение скачка. Что изменилось?
Ближе к 1,5 годам малыш снова станет спокойным и веселым. Теперь он будет думать и действовать иначе. У него появятся предпочтения в выборе игрушек, он будет выбирать, куда пойти гулять. Его эмоции станут разнообразнее. Возможно, вы заметите, что у ребенка изменился темперамент, он стал интересоваться другими детьми, проявлять сочувствие, если кому-то грустно или больно.
Взгляните на календарь с «молниями». Все ли совпало за эти 1,5 года?