Немного терминологии для того, чтобы читатель был в курсе событий.
Согласно определению бюджета в Бюджетном кодексе РФ, бюджет представляет собой способ формирования и использования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения государственных и местных функций и задач.
Затраты федерального бюджета – это расходы, которые возникают в процессе выполнения государством своих функций. Эти расходы отражают экономические отношения, лежащие в основе процесса использования государственных финансов.
Классификация бюджетных расходов очень проста и включает 14 разделов.
- Деятельность высшего должностного лица региона РФ и муниципального образования; деятельность законодательных или представительных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления
- Национальная оборона: Вооруженные Силы РФ; модернизация воинских формирований и Вооруженных Сил РФ
- Правоохранительная деятельность и национальная безопасность
- Национальная экономика
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Охрана окружающей среды
- Образование
- Культура, кинематография
- Здравоохранение
- Социальная политика
- Спорт и физическая культура
- СМИ
- Обслуживание муниципального и государственного долга
- Межбюджетные траты общего характера
Размер бюджетных расходов находится в зависимости от множества факторов. Он определяется объемом ВВП страны; размером доходов государства, который, в свою очередь, находится в зависимости от уровня налогообложения, собираемости налогов и неналоговых поступлений в бюджет
И тут надо понимать, что если страна находится на стадии подъема экономики, то бюджетные доходы увеличиваются и, в результате, возможности, связанные с осуществлением бюджетных расходов, становятся шире.
Сокращение расходов на стадии спада в экономике является намного более сложным, нежели увеличение их при благоприятной экономической ситуации.
Выгоды от роста расходов являются очевидными, они достаточно быстро проявляются и их проще прогнозировать. Напротив, выигрыш от экономии средств государства не является таким очевидным и находит проявление в более длительной перспективе.
В идеале вложения в человеческое развитие представляют собой важную задачу государства. Данные вложения направлены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на то, чтобы создать потенциал для стабильного развития общества в дальнейшем.
Они имеют связь с развитием системы здравоохранения, образования, искусства и культуры и обладают значимым удельным весом в бюджетах разных стран с развитой экономикой.
Об этом говорят социальные и демографические показатели - численность населения и определенный уровень жизни этого самого населения.
Но по природе своей государственные организации являются бюрократическими. Они стремятся к укреплению своих позиций, которые в свою очередь находятся в зависимости от подконтрольных расходов и размеров их бюджета.
Политические силы, которые находятся у власти, сильно должны отстаивать увеличению государственных расходов.
То, что из-за введённых экономических санкций и отсутствия структурных реформ Россия находилась в числе аутсайдеров по росту уровня материального благополучия, показывая его отрицательный прирост в то время как в мире в целом в настоящий момент наблюдается его положительный прирост, было ни для кого не секрет.
А случае возникновения чрезвычайных ситуаций, например, войн или природных катаклизмов, роль государства в регулировании экономики значительно увеличивается. Также возрастают и расходы государства, которые затем с трудом поддаются сокращению.
Так вот главная ошибка допущенная в пятилетку до известных нам событий было именно «заморозка» расходов федерального бюджета в номинальном выражении.
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают социальная политика и национальная оборона. Хотя до известных событий и они были значительно сокращенны.
Ну , например, на “Развитие здравоохранения” в бюджете на 2024 год планировалось потратить на 25% меньше средств, чем в прошлом году.
Расходы бюджета федерального уровня на 2024 год составили 18,4 трлн руб.
И вот тут мы подходим к еще одному термину:
Бюджетные ассигнования — это средства, которые государство выделяет из своего бюджета для финансирования различных программ и проектов. Простыми словами, это деньги, которые правительство планирует потратить в течение определенного периода на выполнение своих функций и обязанностей. Именно через бюджетные ассигнования осуществляется поддержка здравоохранения, образования, инфраструктуры, обороны и других важных сфер жизни общества.
Так вот общий объем неисполненных назначений составил 209,6 миллиардов рублей.
Наибольший объем неисполненных бюджетных ассигнований на 2024 год сложился по 4 главным распорядителям: Минфину России (60,6 млрд руб.), Росавиации (19,7 млрд руб.), Росавтодору (16,6 млрд руб.), Минэкономразвития России (14 млрд руб.).
Минимальный уровень исполнения расходов отмечается по таким главным распорядителям как: ФАДН России - 67,1% (объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 0,4 млрд руб.), Росавиация - 70,9% (19,7 млрд руб.), Минэкономразвития России - 86,6% (14 млрд руб.), Минюст России - 87% (0,9 млрд руб.), Минспорт России - 88,9% (7,6 млрд руб.)
Это свидетельствует о том, что в течение 2024 года было принято 18 решений Правительства России, увеличивших количество субсидий (на 41 субсидию) и, соответственно, объем средств (на 200 млрд руб.), не подлежащих казначейскому сопровождению.
Другими словами деньги выделялись , но их просто не тратили , либо тратили в минимальном количестве, доля из которых уходила в карманы многим чиновникам.
Экономия бюджетных средств по результатам осуществления процедур закупок составила 7,3%
Наибольший объем неисполненных расходов отмечен по госпрограммам: «Развитие транспортной системы» - 33,8 млрд руб., «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» - 30,8 млрд руб., «Социальная поддержка граждан» - 11,2 млрд руб., «Развитие здравоохранения» - 9,4 млрд руб., «Экономическое развитие и инновационная экономика» - 9,2 млрд руб.
Зато по итогам года не наблюдается улучшение качества планирования и эффективности использования бюджетных ассигнований на взносы в уставные капиталы АО и имущественные взносы госкорпорациям и госкомпании. Так, в ряде случаев взносы в уставные капиталы АО перечислялись на счета АО в конце года и либо не были использованы АО, либо перечислены в виде авансов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ.
По ряду госкомпаний планируемые объемы субсидий превышают реальную потребность организаций, поскольку значительные объемы средств используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях.
Очевидно, что правительство не сумело создать механизм компенсации внешних шоков. И для того чтобы этого избежать нужно закладывать в проект бюджета заниженный прогноз по нефтяным ценам, что позволит получить по итогам года дополнительные доходы и сформировать резервы.
А по факту получили сокращение доходов и оптимизации расходов - через заморозку расходной части бюджета на медицину , образование в номинальном выражении на три года и это без учета единовременной выплаты пенсионерам их пенсий будущих периодов.
Однако, господа.
Вывод👇
Не пили бюджет, на котором сидишь
Не забывайте подписываться , ставить лайки, обнажая свои мысли