Сегодня на канале премьера рубрики «Включи художника», где будут появляться статьи о творческих людях. Героем первого интервью стал 46-летний программист Денис Титов из Новосибирска. Его история способна вдохновить любого сомневающегося новичка, который считает, что художником можно стать только после получения академического образования. Программист по профессии, Денис Титов занялся живописью уже в зрелом возрасте и достиг впечатляющего прогресса, совмещая основную работу и увлечение. Сегодня он работает в разных жанрах: пишет акварелью и темперой пейзажи, натюрморты, занимается разработкой персонажей, создаёт отличные шаржи и рассчитывает в недалёком будущем принять участие в художественной выставке. Он уверен, что любому, кто прокладывает путь в искусство не в детстве и юности, а уже будучи взрослым, всё равно нужно начинать с основ. Но при этом не стоит слепо метаться от одного мастер-класса к другому, полагаясь лишь на свои силы, а нужно пойти и записаться в художественную школу или кружок рисования к людям, которые способны многому научить.
— Денис, что вас подтолкнуло заняться акварельной живописью? Может быть, всегда хотели стать художником, но родители переубедили, что для успеха в жизни нужна профессия надёжная и хлебная, а не творческая?
— Я, как и многие, рисовал в детстве, но художником стать и не помышлял. Начал снова рисовать, когда мне было уже за тридцать. Даже не знаю, что именно подтолкнуло... Как говорится, «руки зачесались». Сначала, правда, думал, что разберусь сам, а надо было сразу пойти к профессионалам. В конце концов, меня всему научили в кружке рисования для взрослых.
— Вы помните свой первый «живой» урок?
— Я пошёл в кружок, когда мне было уже тридцать девять лет. На тот момент я исчерпал все свои возможности научиться самостоятельно и основательно застрял. Да, я умел срисовывать чужую картинку или фотографию, но с натуры не мог изобразить ничего, даже простой стакан или яблоко. На первом уроке мы изображали, естественно, шар. Сначала мне было не по себе, что я, такой великовозрастный, сижу среди относительно молодых людей, но потом привык. Да никого и не интересовал мой возраст.
— Вы как-то сказали, что преподаватели сразу чувствуют намерения учеников и с пытливыми, готовыми много работать, занимаются всерьёз.
— Дело в том, что не все ученики приходят в кружок за результатом. Кто-то использует рисование как арт-терапию, кто-то ищет круг общения по интересам. И в этом нет ничего плохого, всем людям хочется быть среди «своих», где тебя понимают. Таких учеников педагоги не очень напрягают. Но если учитель видит, что ты готов тратить время и силы, делать домашние задания и стараться успеть побольше на занятиях, то и он тоже будет нагружать тебя всерьёз. В нашем кружке на второй год мы дошли до рисования фигуры, черепа и пленэров, хотя в планах были только натюрморты. Так что не стоит пренебрегать кружкам, там готовы учить по-настоящему, если ты, конечно, к этому готов. Да, сначала придётся порисовать шары, кубы и прочие кувшины. Иногда это может быть скучновато, но потом выясняется, что и банальный шар, и какой-нибудь фантастический дракон всё равно создаются по одинаковым принципам.
— Лучший совет, который вам когда-либо давал педагог?
— В самом начале я поделился с преподавательницей своими сомнениями, мол, а стоит ли начинать с самых азов, когда мне вот-вот стукнет сорок? Дословно её ответ не помню, но по смыслу она ответила так: возраст не имеет никакого значения. Независимо от того, буду я заниматься или нет, сорок лет мне всё равно исполнится. И содержательный вопрос только в том, хочу ли я тогда рисовать лучше, чем сейчас? А на него ответ был совершенно ясный — конечно, хочу! И все сомнения сразу улетучились.
— Есть ли у вас любимые художники? Те люди, которые сформировали вкус к хорошей живописи, на кого хотелось бы равняться?
— Мне очень нравятся наши классики: Репин, Левитан, Поленов, Серов. В общем, ничего оригинального. Возможно, наши художники не очень влияли на общее направление художественного развития в мире, но как мастера они всегда были на самом высоком уровне. Когда я учился на платных курсах у разных западных специалистов, они всегда приводили в пример и Левитана, и Серова, и Репина. В наше время тоже есть очень много классных мастеров. Среди акварелистов, например, Сергей Курбатов, Юрий Ломков, Елена Базанова, Татьяна Анисимова. А если брать живопись маслом, то сразу приходят в голову Василий Худяков, Алексей Савченко, Сергей Данчев.
— Вы любите природу. Есть ли места, куда чаще и охотнее всего отправляетесь на этюды?
— Мне нравится бывать где-нибудь в сельской местности, когда вокруг есть и дома, и природа. Причём в деревнях обычно дома у всех разные, со своим колоритом и характером, это всегда интересно показывать.
— Судя по картинам, вы часто бываете за границей и обязательно берёте с собой в поездки художественные материалы. Бывали ли забавные или курьёзные случаи, связанные с реакцией людей на художника на пленэре?
— В Турции я как-то раз устроился рисовать в одном бойком месте. Вокруг было много уличных прилавков с разными товарами, и продавцы подходили полюбопытствовать. Они улыбались, говорили что-то ободряющее (по крайней мере, я на это надеюсь, поскольку не знаю турецкого). Вдруг минут через десять прямо напротив меня остановилась машина и загородила вид, который я рисовал. Я уже собирался было уйти, но тут торговцы сбежались к машине и начали что-то горячо объяснять, показывая на меня. И водитель согласился с их доводами, отъехал в сторону, чтобы не мешать.
— Нет ли сожалений о том, что не стали профессионалом с академическим образованием?
— О том, что не стал профессионалом, я не жалею. Но жалею, что слишком долго был самонадеян, считал, что разберусь в рисовании сам, и по этой причине не шёл учиться. В результате потерял очень много времени.
— Бывают ли моменты, когда хочется самого себя похвалить за прогресс или удачную работу?
— Чаще всего я себя хвалю за преодоление лени. Когда вместо того чтобы листать ленту на Youtube или смотреть сериал, я всё-таки рисую пусть даже совсем простую картинку, то чувствую, что я молодец. Жаль только, что справиться с ленью удаётся не всегда.
— Как относятся близкие к вашему увлечению, разделяют ли его?
— В первую очередь, конечно же, меня всячески поддерживает жена. Она подсказывает сюжеты на пленэрах, помогает собирать снарягу и так далее. Многие картинки до сих пор целы только потому, что в своё время она их отложила в сторонку. Даже не знаю, смог бы я вообще рисовать, если бы мои близкие считали это глупой блажью.
— Будете ли вы работать на заказ, как это делают профессиональные художники? Или получить картину вашего авторства можно только в подарок?
— На заказ я ещё не работал и картин не продавал. Несколько своих пленэрных зарисовок раздал прохожим, которым они понравились. Но поскольку я планирую участвовать в выставках, удачные работы пока в подарок не предлагаю.
— Кто или что вас вдохновляет?
— Меня очень заряжает читать биографии художников. Мало кто родился с серебряной ложкой во рту, всем приходилось преодолевать трудности, да ещё какие! Кустодиев, например, был парализован, но всё равно продолжал работать.
— Что для вас творчество?
— Для меня это возможность увидеть прекрасное в обыкновенном. Рисование нас учит, что даже если мир кажется унылым и серым, всегда можно найти что-то красивое, визуально выразительное.
— На Дзене много художников-блогеров, причём как профессионалов, так и любителей. Что руководило вами, когда вы решили создать здесь свой канал «Упражнения дилетанта»?
— Хотелось кому-то показать свои работы, поделиться мыслями о рисовании и живописи. Дзен принято ругать за плохой вкус, но я на площадке довольно давно и знаю, что тут есть и интересные блоги, и занятные комментарии. Так что я тоже решил попробовать.
Подписаться на канал Дениса Титова можно здесь:
От автора: если вы, уважаемые гости и читатели, занимаетесь графикой, пишете картины, создаёте украшения, мастерите какие-то необыкновенные поделки и миниатюры — у вас есть все шансы стать героем рубрики «Включи художника». Адрес электронной почты для связи находится в закреплённом сообщении на главной странице канала.