Каждый, кто регулярно пользуется общественным транспортом в России, хотя бы раз сталкивался с кондукторами. Люди этой профессии, казалось бы, должны помогать пассажирам: подсказывать остановки, следить за порядком в салоне. Но с каждым годом кажется, что кондукторы больше раздражают, чем помогают. И невольно задаешься вопросом: а есть ли вообще место этой профессии в XXI веке?
Что случилось с кондукторами?
Недавно мы с супругой ехали на трамвае, оплатили проезд с помощью телефонов через NFC и спокойно стояли, разговаривали. Вроде бы ничего не предвещало беды, но тут к нам буквально подлетает кондуктор и в довольно грубой форме требует показать ей карты. Мы спокойно отвечаем, что оплатили проезд. Но вместо того чтобы проверить это, она начинает возмущаться, что не может видеть оплату через банковские карты, и в приказном тоне требует снова приложить телефоны к валидатору. Всё это с претензией, на повышенных тонах, словно мы в чем-то виноваты.
Мы, конечно, показали, что оплатили, но осадок остался. Ощущение, что тебе просто нагрубили, и непонимание: зачем нужны кондукторы, если по маршруту и так работают контролёры, которые проверяют билеты? Этот случай снова заставил задуматься, не устарела ли профессия кондуктора, и нужна ли она вообще в современных условиях?
Технологии против кондукторов
В современном мире, где всё автоматизируется, зачем нам кондукторы, если есть электронные системы оплаты? Раньше кондуктор мог помочь, подсказать остановку, следить за порядком. Но сейчас те же функции могут выполнять валидаторы, транспортные карты и QR-коды. Всё, что делают кондукторы сегодня — это создают проблемы пассажирам. Их роль в транспортной системе явно устарела, а многие из них, уставшие и раздраженные, только усугубляют ситуацию.
Работа или наказание?
Ситуация становится ещё хуже, когда понимаешь, что часто на эту работу идут пенсионеры. Они вынуждены работать из-за мизерных пенсий. Честно говоря, это просто ненормально: люди, которые уже должны отдыхать, проводить время с семьей, вынуждены тратить свои последние силы на работу в переполненных автобусах и трамваях.
Люди на такой работе быстро теряют человеческий облик. Вместо того чтобы предлагать старикам работать на пенсии ловцами "зайцев" и донимать пассажиров, государство могло бы просто платить нормальные пенсии — и дело в шляпе. А кондукторов, которые уже давно стали лишними, можно заменить автоматическими системами, как это делают во многих странах.
Вердикт: кондукторы — это профессия, которой не место в XXI веке. Автоматизация сделает жизнь проще, как для пассажиров, так и для тех, кто сейчас вынужден работать кондукторами, чтобы выжить. Настало время оставить эту профессию в прошлом.