Дети такого возраста порой очень обидчивы. С одной стороны, они чувствуют себя почти взрослыми, всезнающими, а с другой - все еще от всех зависимыми. Это одна из видимых причин их вечных протестов.
"Прилетела печалька"
Часто дети не умеют выражать эмоции, даже переживания обозначаются такими фразами, как «прилетела печалька». То есть молодые люди стараются не раскрываться перед окружающими, боятся, что за их броней увидят беззащитность и ею воспользуются. Вот тут и начинаются терзания и сомнения. Именно уже здесь нужно быть ближе к своему чаду, пережить с ним эти минуты, поддержать, дать совет и главное - показать, что это вам важно.
А если нет контакта с ним, видите, что что-то изменилось в поведении, попробуйте обратиться к специалистам, посоветуйтесь с классным руководителем или школьным психологом. Однозначно, они вам помогут найти подход к подростку. Как бы странно это ни звучало, но у нас нет практики обращения за помощью. Парадокс заключается в том, что телефон доверия, как правило, молчит. Да, он работает. И на другом конце невидимой связи есть помощь. Однако культура такой поддержки в молодежной среде (и даже среди родителей) у нас не развита. А может, пора сделать его ближе к детям уже с младших классов? Чтобы он стал им хорошим помощником, а потом и настоящим навигатором в чужом и непонятном мире эмоций и чувств.
Татьяна Харченко, педагог-психолог, учитель-логопед, педагогический стаж 23 года, директор ресурсного центра «Детство»:
Подростки не стремятся умереть, они прячутся от неприятностей и проблем. Но ни в коем случае нельзя считать, что если ребенок говорит о лишении себя жизни, то это шантаж, с помощью которого он хочет чего-то добиться. К сожалению, такая точка зрения очень часто встречается у родителей. С подростками нужно вести себя гибко, а не ломать через колено. Ищите такой вариант, который поможет ребенку справиться с проблемой и выйти из ситуации, - советует психолог.
"Словно подменили"
Главное, родителей должно насторожить изменение в поведении ребенка, как говорят некоторые мамы, «словно подменили», «стал совсем другой».
На что нужно обратить особое внимание:
- Самоизоляция, снижение повседневной активности.
- Падение успеваемости в школе, прогулы без видимых причин.
- Появление несвойственных ранее реакций в виде ухода из дома и бесцельного бродяжничества, изменение привычек с тенденцией к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдению правил личной гигиены, появившееся предпочтение в прослушивании печальной и траурной музыки и другие действия, которые нехарактерны для вашего сына или дочери.
Проявление таких особенностей должно насторожить родителей. Первое, что следует делать в таком случае, - найти возможность откровенно поговорить с ребенком: что его беспокоит, в чем причина, как ему помочь.
Такой разговор будет иметь эффект, если существует хотя бы малая степень открытости в отношениях. А она создается в раннем детском возрасте. Если у подростка эта доверительность исчезла и отношения носят формальный характер, то ребенок вряд ли раскроет свои переживания. В таком случае нужно обращаться к специалисту. Но ни в коем случае не давите. Если он откажется идти к психологу, идите сами. Поймите, раз у вас не получается наладить диалог с ребенком, не факт, что проблема в нем, возможно - в семье.
Полезные контакты
Всероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122.
Горячая линия экстренной психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: 8-861-245-82-82; 8-988-245-82-82.