Найти тему

У них театр не заканчивается никогда! Интервью с режиссёром «Девятой идеи» Валентиной Долгополовой

Любительский, экспериментальный, молодёжный... Театры бывают разные, но «Девятая идея» из Братска, по мнению его создателя и режиссёра Валентины Долгополовой, в первую очередь, домашний театр. И эта большая необычная семья отметила 15-летие. А мы попросили «маму Валю» рассказать о самых ярких кадрах семейного альбома.

Театр «Девятая идея» отметил 15-летие. В этом разновозрастном и пёстром коллективе наличие профессионального образования в области театра – скорее исключение, чем правило. Для них театр – это не работа, а сама жизнь. Наверное, поэтому зритель так ценит неподдельную искренность актёров, домашнюю атмосферу и удивительные режиссёрские находки руководителя и создателя театра Валентины Долгополовой.

Впрочем, ценят «Девятую идею» и подлинные знатоки, и законодатели театрального искусства. Недаром в копилке братчан – множество всевозможных наград и престижных премий. И всего за три дня до юбилейного «капустника» коллектив вернулся с фестиваля «Неделя экспериментального театра» в Омске.

Но обо всём по порядку. Накануне празднования юбилея руководитель, режиссёр и создатель театра «Девятая идея» Валентина Долгополова дала Братской студии телевидения большое интервью, рассказав о закулисье, людях, победах, испытаниях и открытиях «идейной» труппы.

Два актёра и один петух

– Вы неоднократно привозили награды различного достоинства с фестиваля в Омске. Расскажите, с какими «трофеями» вернулись на этот раз?

Съездили, поучились. Страшно устали – режим бешеный! Сам фестиваль очень насыщенный, он и предполагает в первую очередь учёбу. До обеда мы учились, посещали различные лаборатории, мастер-классы приезжих педагогов из Москвы и Ижевска. По вечерам смотрели спектакли и принимали участие в обсуждении. Очень важна эта насмотренность, чтобы понимать, кто что делает, какие темы поднимает, какими способами воплощает. Потому что мы здесь варимся в своей «кастрюльке». А фестиваль – это возможность пообщаться, повращаться. Это очень важно для нас, театралов.

На фестиваль подали заявки 77 театров со всей страны. 13 спектаклей было отобрано, и мы попали в число счастливчиков. Мы были там единственным театром из Восточной Сибири – Новосибирск, Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Омск и Братск.

Мы туда в третий раз уже поехали. Первый раз ездили с читкой «Это всё она» и взяли приз за лучшую читку. Второй раз возили постановку «Собачье сердце» – привезли первое место. А в этот раз мы возили «Людоедика» – и наш Семён Сизых, сыгравший главного героя, взял приз «Лучшая актёрская работа».

Мы просто делаем свою работу на 100 %, выкладываемся и стараемся ещё от этого удовольствие получать. Не ждём наград – просто едем!

Конечно, важна обратная связь от жюри, от экспертов. И мы её получили. Скажу честно: нас поругали. И это тоже важно, потому что, как правило, зрители, которые не получили удовольствия от спектакля – что-то не поняли или взяли только минусы – они, как правило, не высказываются. И мы слышим только хорошую обратную связь, восторги и прочее.

– Помнится, какой-то спектакль вызвал бурное обсуждение в Сети…

– Как раз «Людоедик» и вызвал! Это было год назад. Мнения об этом спектакле – полярные. И одна девушка просто выскочила во время спектакля из зала. Она искала судорожно, где двери и как отсюда выйти. А затем она подняла в соцсети эту тему. У нас на сцене играет петух – настоящий, живой. И она подняла вопрос, этично ли – животное страдает, музыка на него плохо влияет и т. д. И произошёл такой диалог. Мы-то очень любим нашего петушка, он у нас прекрасно живёт на Галачке, мы его привозим и отвозим. Хозяева говорят, что он с каждым днём становится всё лучше, так что на стол уже точно не пойдёт, будет жить долго. И у него классные цыплята! То есть театр и на петухов влияет положительно!

В Омске на сцене был другой петушок, специально для нас его нашли и приобрели. Мы, конечно, его успокаивали, репетировали. Живая душа – всё понимает! Несколько раз прогоняли самую опасную сцену, тревожную для петуха, и объясняли: не переживай, ты в безопасности, тебе ничто не угрожает! Но он всё равно, конечно, волновался.

Наш Петя таких эмоций не испытывает. Он уже выходит и знает, что ему будут в финале аплодировать! А его омский дублёр, конечно, был очень встревожен. И даже клюнул Семёна напоследок.

Фрагмент спектакля «Людоедик». Фото из архива театра «Девятая идея»
Фрагмент спектакля «Людоедик». Фото из архива театра «Девятая идея»

«Чтобы выжить, ты должен рождать какие-то идеи»

Валентина Васильевна призналась, что никогда не задавалась целью вести подсчёт спектаклей, актёров и учеников, прошедших за 15 лет через «Девятую идею». Для неё важнее не цифры, а комфорт и дружеская поддержка, взаимопонимание в коллективе.

– Перечислите, пожалуйста, самые важные вехи в истории театра.

– Во-первых, очень важный момент был, когда мы отсоединились от ТКЦ «Братск-АРТ» и семь лет назад ушли в самостоятельное плавание. Сюда, на Пионерскую. И на самом деле – это круто! Такой выход из зоны комфорта, когда ты понимаешь, что тебе не на кого надеяться, кроме себя. И, чтобы выжить, ты должен рождать какие-то идеи, форматы, должен быть интересным, популярным. Работать с душой, с любовью для того, чтобы к тебе бежали дети, бежала молодёжь, шли взрослые люди. Чтобы всё время было вот это движение. Иначе просто не будет средств, чтобы жить.

Во-вторых, два года назад мы получили возможность играть некоторые спектакли на сцене Братского целлюлозно-бумажного колледжа. Михаил Викторович (Гарус – директор БЦБК – прим. ред.) идёт нам навстречу. Но это тоже на условиях аренды. К тому же, этот зал требует больших вложений. Мы стараемся это пространство как-то согревать своей энергией, как-то там обживаться. Но работать там очень сложно, это надо арендовать свет. Сами кресла, зрительный зал уже требует обновления. Классно, что есть эта площадка! Опять же, не каждый спектакль там сыграешь. Большинство спектаклей у нас камерные, на нашу сцену, на маленькое уютное пространство созданы. Их при любом раскладе туда не вынесешь, иначе они потеряют всё самое ценное.

В-третьих, минувшим летом началось наше сотрудничество с архитектурно-этнографическим музеем «Ангарская деревня». Директор Братского городского объединённого музея Елена Маржинян сказала: давайте сделаем что-то интересное вместе на нашей базе! У вас ведь есть материал! И мы решили: почему бы не попробовать?

На острове Ольхон на Байкале есть замечательный фестиваль «Сибирская рампа». Мы тоже там были неоднократно. Его особенность в том, что спектакли играются в разных местах. То есть, локацию театр выбирает для себя сам. И спектакли звучат где-то у забора, в лесу, на каких-то «заброшках», на берегу Байкала. В зависимости от темы, от атмосферы, театр выбирает себе место. И это был очень необычный опыт. И в сотрудничестве с Ангарской деревней мы этот опыт перенесли в Братск. Поэкспериментировали. И нам понравилось очень, и братчане откликнулись, потому что народа было очень много.

Фрагмент спектакля «Чудики». Фото из архива театра «Девятая идея»
Фрагмент спектакля «Чудики». Фото из архива театра «Девятая идея»

«Чудиков» мы сыграли во дворе усадьбы. Стояло пекло, а спектаклю двухчасовой, без антракта. И зрители сидели! Конечно, искали тенёчек, но его было очень мало. Подарили нам аплодисменты, восторженные отзывы.

А «Людоедика» мы сыграли поздно вечером в лесу, у зимовья. В этот день был ливень. И нам уже нужно монтировать площадку, льёт дождь, мы какие-то баннеры натягиваем, чтобы людей укрыть. Ладно, мы, актёры, будем в любых условиях работать – а людей, которые к нам придут, нужно обезопасить, уберечь. И вот я уже села и говорю: «Ну как так?! Ну, пожалуйста, нам надо солнце!». И всё, и дождь так прекратился, тучки расходятся, и я вижу сосны наши прекрасные, кусок голубого неба… И я понимаю, что всё должно случиться!

К огромному удивлению коллектива, на лесной полянке, невзирая ни на что, собрались больше двухсот человек. И они всё время спектакля стояли и вместе с актёрами проживали происходящее на импровизированной «сцене» с музейными декорациями и реквизитом.

За 15-летнюю историю «Девятой идеи» было немало примеров, когда труппе приходилось преодолевать поистине экстремальные обстоятельства. К примеру, как-то за день до выездного спектакля «Чучело» из актёрского состава «выпал» исполнитель одной из главных подростковых ролей. И Валентина Васильевна, вспомнив, что прежде её играл парень, который стал студентом театрального училища в Иркутске, связалась с его мастером, режиссёром Юрием Уткиным. И Егор по первому зову бросился на автобус в Братск, по пути повторяя текст.

А когда прямо перед спектаклем на сцене внезапно погас свет, оказалось, что это очень удобно, если актёр-любитель Семён Сизых – ещё и электрик, у которого в машине лежит чемодан с инструментом. Постановку спасли, зрители ничего и не заметили.

Фрагмент спектакля «Чудики». Фото из архива театра «Девятая идея»
Фрагмент спектакля «Чудики». Фото из архива театра «Девятая идея»

– Как удаётся совмещать коммерческую составляющую и творчество?

– Очень тяжело театру быть окупаемым и выйти на какую-то прибыль. Я не знаю, реально ли это без поддержки меценатов или муниципалитета. У нас бывают моменты, когда нам сильно надо. Вот, например, «Собачье сердце» мы вывозили, у нас большущий коллектив там задействован. В «Людоедике»-то всего два актёра (и один петух), а там было много. И нам было важно вывезти их, плюс молодёжная группа с нами ездила учиться. И мы стучались во все двери, просили помощи. Есть люди, которые нам иногда (а я часто и не прошу) помогают – и спасибо им за это большое! Их немного, но, слава богу, откликаются. А так – мы не про то, чтобы просить. Мы про то, чтобы брать и делать. Нам надо на вывеску заработать – мы себе в план поставили и заработали. Вот сейчас световое оборудование – это прямо больная тема. У нас три фонаря, и те не очень хорошо работают. И позволить себе какую-то масштабную постановку без поддержки мы не можем.

«Мне кажется, материал выбирает меня»

– Какой спектакль является главным долгожителем в вашем репертуаре?

– «Волшебник Изумрудного города», мне кажется. Очень любимый. Мы его уже трансформировали, осовременили, всё время что-то в нём меняем. Костюмы обновили. Всё равно же всё устаревает, требует переработки. Он идёт у нас с 2016 года. Это что, уже 10 лет скоро, что ли?!

Спектакль «Чучело» очень популярный. Но сейчас повылетала молодёжь у меня, кто на учёбу уехал, кто куда. И пока он на паузе. Ждём, когда придёт смена, ребята подрастут, окрепнут, чтобы его восстановить.

«Чудики» тоже, как и «Волшебник…» примерно с того же периода, очень любимый. Но иногда я чувствую, что как будто не время сейчас для того или иного материала, для того или иного автора – как будто надо подождать, не созвучен он сегодняшнему дню. И тогда мы делаем паузу, даём спектаклю отдохнуть. А потом мы можем заскучать, снова ставим его – и народ откликается. Поэтому для каждого материала – своё время, я считаю.

Фрагмент спектакля «Волшебник Изумрудного города». Фото из архива театра «Девятая идея»
Фрагмент спектакля «Волшебник Изумрудного города». Фото из архива театра «Девятая идея»

– Какой спектакль рождался тяжелее всего и поэтому особенно дорог?

– Каждый спектакль уникален. Это как детки – ты вынашиваешь их, любишь, вкладываешь. И спектакль рождается и уже живёт. Поэтому они все любимы.

А вот если взять, допустим, «Собачье сердце»… Когда спектакль замысливаешь, в первую очередь стараешься автора понять, прочувствовать, расшифровать, что он хотел сказать. Так вот Михаил Афанасьевич меня помучил знатно! Я не могла никак понять, что у него происходит в «Собачьем сердце», кто есть кто, какие взаимоотношения между героями. И что лежит за текстом – я не могла почувствовать почву. Я спорила сама с собой, достала всех родных вопросами и версиями. Я читала переписку, штудировала биографию, читала книги, которые читал Булгаков во время работы над книгой, философов, которыми он увлекался! И только тогда я смогла сделать нормальный режиссёрский разбор. И поняла, что фильм Владимира Бортко, известный и замечательный, – он вообще не в ту сторону! Около полугода я прожила в этом аду – не могла нормально спать, есть, сны странные видела. И когда случилось прозрения – я была так счастлива!

Фрагмент спектакля «Собачье сердце». Фото из архива театра «Девятая идея»
Фрагмент спектакля «Собачье сердце». Фото из архива театра «Девятая идея»

– Как вы выбираете материал для постановки?

– Это самый сложный вопрос! Я не знаю. Мне кажется, материал выбирает меня и нас, вместе взятых. Это случайным образом происходит, можно много читать. Вот лето – период, когда мы садимся и читаем, читаем и ищем, что в следующем сезоне поставить, что в нас попадает. Можно много перечитать и ничего не найти, а можно взять что-то одно – и сразу же попасть. По-разному бывает.

Например, вот этим летом было вообще интересно. Сначала у меня пошли образы, ещё до материала. Я могу какую-то картину увидеть, в магазине, какую-то музыку услышать, что-то на улице, в природе. И я понимаю: ой, как меня это сейчас греет! Что-то происходит со мной при встрече! А потом вдруг ты читаешь книгу (у меня так с Астафьевым этим летом было), и начинает сходиться то, что пришло ко мне раньше: вот, что я должна делать! Как будто я и наша команда – просто посредник. И есть уже задачи для нас, а мы должны их выполнять. Какой-то кредит доверия, а наше дело – делать хорошо. Вот у нас Астафьев сейчас на повестке. «Последний поклон» – автобиографические его рассказы. Потрясающая вещь!

Как мы назовём спектакль, ещё не решили. Произведение очень объёмное. Настолько простое, что чрезмерно сложное для современного поколения.

Эти тексты заставляют меня плакать и смеяться, будоражат, я схожу с ума по этим смыслам. В меня попадает. Но надо всё равно утверждаться, правильно ли выбран материал. Принести его в команду, заразить этим состоянием – это одна из самых сложных задач. И я уж утвердилась во мнении, что нам нужно сейчас этот материал брать и работать.

Я съездила в Овсянку, на родину Виктора Петровича. Посетила музей, подышала этим воздухом. Поняла, что я не смогу передать ребятам, что я увидела и почувствовала, поэтому мы в мае планируем экспедицию туда, в Овсянку.

Фрагмент спектакля «Шекспир». Фото из архива театра «Девятая идея»
Фрагмент спектакля «Шекспир». Фото из архива театра «Девятая идея»

Жизнь Валентины Долгополовой полна удивительных совпадений, которые заставляют задуматься о том, что случайности не случайны. Течением событий управляет высший разум, самый главный сценарист и режиссёр, который благоволит ей. И постоянно подкидывает новые неожиданные повороты сюжета. Иначе чем объяснить её знакомство с такой же фанаткой сибирской литературы, режиссёром из Санкт-Петербурга, которая помогла Валентине через общих знакомых выйти на женщину-фотографа, близко знавшую Виктора Астафьева? Или её решение подарить «Девятой идее» уникальные фотоплёнки из архива с портретами писателя, которые ещё никто не видел? Они лягут в основу фотовыставки.

В планах на ближайшие годы – масштабный и сложнейший проект под кодовым названием «Сибирский треугольник». Он объединит материал по творчеству Виктора Астафьева, Василия Шукшина и Валентина Распутина. А в команде будут как минимум братчане, петербуржцы и красноярцы.

А пока коллектив «Девятой идеи» всё глубже погружается в подготовительную работу к постановке по Астафьеву. Труппе предстоят лекции по фольклору, по творчеству писателя, по истории, по культуре сибирской деревни. Премьера может увидеть свет уже в августе следующего года, ко дню рождения бабушки прославленного писателя, воспитавшей его, Екатерины Петровны Потылицыной.

Режиссёр Валентина Долгополова. Фото Братской студии телевидения
Режиссёр Валентина Долгополова. Фото Братской студии телевидения

– Если бы в вашей жизни не было театра – что оказалось бы на его месте?

– Ой! Я даже не могу представить. Я не знаю… Нет! Нет, меня бы не было! Я не думала об этом. Я знаю, что я на своём месте, и благодарю Господа за это.

В школьные годы я ни о каких театральных и думать не думала. Я планировала быть психологом. Я жила в Канске (Красноярский край) и первые места занимала по городу на олимпиадах по психологии. В 11-м классе мы с мамой съездили в Красноярск, познакомились с вузом, куда я собиралась подавать документы. А в школьный театральный кружок пришла заодно с подружками в старших классах. И особого значения этому не придавала. А потом была весна, я без пяти минут выпускница, и мы играем «Горе от ума». И со мной случается то, что должно случиться в хорошем театре. Я соединяюсь с залом и вдруг понимаю больше, чем понимала до этого. Чувствую, что я должна сказать зрителю, у нас происходит прямой диалог. Я включаюсь в эту игру – и для меня это было потрясение! Я рассказала об этом нашему режиссеру и призналась, что это было прекрасно! А она мне говорит: поступай в театральный на режиссуру!

Огромное спасибо, любовь моя и благодарность родителям за то, что не стали меня отговаривать, ругать и переубеждать. И я поехала в Барнаул, в Алтайский государственный институт культуры. И ни дня об этом не жалела.

Фрагмент капустника к 15-летию театра «Девятая идея». Фото Братской студии телевидения
Фрагмент капустника к 15-летию театра «Девятая идея». Фото Братской студии телевидения

В Братск Валентина Васильевна приехала в 2009 году, будучи уже дипломированным режиссёром и руководителем театральной студии медицинского университета. Здесь родилась её мама, и живут многочисленные родственники, которых она решила навестить летом. И её внимание приковало здание ТКЦ «Братск-АРТ».

Валентина Васильевна заглянула к директору (этот пост тогда занимала Татьяна Мошкина), разговорилась – и в очередной раз круто изменила свою судьбу.

Молодого перспективного специалиста убедили переезжать в Братск. И уже в сентябре в небольшом кабинетике родилась театральная студия, которая впоследствии стала театром «Девятая идея».

Все эти 15 лет существования театра рука об руку с Валентиной Васильевной шагает её супруг Вячеслав Долгополов – он стал «папой» «Девятой идеи» и без него не обходится любое начинание. Незаметно подрос старший сын Ярослав, ему уже 17 лет, и он тоже взял на себя большую работу. А младший Егорка, можно сказать, родился здесь. Его принесли в театр, когда ему было всего 40 дней. А сегодня он первоклассник и уже играет в спектаклях, и ему безумно нравится это всё.

Вячеслав Долгополов. Фрагмент спектакля «Чудики». Фото из архива театра «Девятая идея»
Вячеслав Долгополов. Фрагмент спектакля «Чудики». Фото из архива театра «Девятая идея»

– Моим близким надо памятник ставить, потому что театр для них не заканчивается никогда! - благодарит Валентина Васильевна.Чтобы праздник случился, нужно очень много усталости, труда, слёз, конфликтов, непонимания, преодоления.

«Девятая идея» превратилась в огромную семью, где растут и воспитываются дети, где все поддерживают друг друга и всегда друг другу рады.

– У нас замечательный состав педагогов. Горящие, неравнодушные! Нет такого, что пришёл, отзанимался и ушёл. Эта работа тоже не заканчивается. Их волнует всё – и взаимоотношения детей, и личностные какие-то моменты каждого ребёнка. У нас психологи есть в команде – и это очень круто! Поэтому театр у нас не столько про актёрское мастерство, сцену, сколько про воспитание, становление, считает Валентина Васильевна.

Помимо работы над спектаклями, коллектив «Девятой идеи» успевает придумывать и воплощать множество проектов. В четырёх детских группах сегодня насчитывается около сотни ребятишек от 5 до 18 лет. Желающих посещать занятия много больше (отбора нет, ограничений тоже), увеличить набор не позволяет помещение и число часов в сутках. Популярностью пользуются и трёхмесячные курсы актёрского мастерства и сценической речи для взрослых.

Несколько лет подряд проводился грандиозный праздник «Театральная ночь». Состоялся первый выпуск проекта «Не школа» на базе «Девятой идеи», где ребята учились примерно всему. Если подумать, наверняка, вспомнятся и другие инициативы и начинания. Но оглядываться Валентина Долгополова не любит, предпочитая смотреть вперёд.

Фрагмент капустника к 15-летию театра «Девятая идея». Фото Братской студии телевидения
Фрагмент капустника к 15-летию театра «Девятая идея». Фото Братской студии телевидения

«Девятка постучалась к нам сама»

– Почему «Девятая идея», и что стало с остальными восемью?

– 9.09.2009 – это дата моего появления в Братске. С поезда меня встречает машина с номером 009. Квартира, которую для нас сняли, под номером 9 в доме № 39. Тогда я, конечно, на это особо внимания не обратила.

Устроилась в «Братск-АРТ», говорю: «Мне нужны ребята, единомышленники, чтобы делать интересные дела». Набралась молодёжь, как-то быстро всё сложилось, какие-то спектакли уже играем. Премьеры – то 19-го, то 9-го, то 29 числа! А у нас ещё нет названия. Мы студия при «Братск-АРТе». Живём-живём, и я говорю: «Ну всё, нам нужно название». И у нас куча идей, километровый список. А потом кто-то сказал: «А вам не кажется, что девятки многовато в нашей жизни?»

Нам дали в ТКЦ кабинетик небольшой, где мы занимались. Оказалось что где-то в ТКЦ есть тайный журнал, где все кабинеты пронумерованы. И у нашего - № 9 (хотя таблички на дверях не было!). Нас было девять человек. И я говорю: «По-моему, девятка стучится к нам в дверь!» Посмотрели символическое значение числа 9, нам очень понравилось. Мы называемся «Девятая идея» и вдруг задумываемся, сколько мы без названия жили? Посчитали – ровно 9 месяцев! И тут мы, получается, родились! Всё сходится!

А «идея» потому, что театр – это всегда высказывание, какой-то смысл. И мы стараемся, чтобы они присутствовали в нашей жизни, и чтобы название не давало нам отходить от этих глубин.

– Сколько театров необходимо для такого города, как Братск? Достаточно ли того числа, что есть?

– Наверное, неважно количество. Важно, чтобы театр был храмом. Если он будет храмом – пусть будет хоть один такой!