Историки повествуют, что первые доходные дома появились, вероятнее всего, еще в Древнем Риме. Правда, там они назывались инсулами. В Россию же идея строить многоэтажные здания с меблированными квартирами для сдачи в аренду пришла ближе к концу девятнадцатого века.
Как и сегодня, во все времена люди со всех краев государства, а порой и из-за его пределов, ехали на заработки в большие города, и конечно же, в первую очередь в Москву. Торговцы всякий мелочевкой, богатые купцы, ремесленники всех мастей и рангов.
Всем нужно было где-то жить, и доходные дома, в которых можно было снять квартиру на несколько месяцев или даже лет, а такая практика уже вовсю велась в Европе, стали прекрасным выходом. А для их владельцев – прекрасным источником, как мы говорим сегодня, пассивного дохода.
Иные домовладельцы побогаче заводили себе по нескольку таких домов – или неподалеку один от другого, или вовсе в разных районах. Одними из таковых домовладельцев были…
…Сергей Егорович и Анна Владимировна Шугаевы
Всего их семье в Москве принадлежало восемь доходников, шесть из которых выстроил Иван Гаврилович Кондратенко, один – Василий Никанорович Волокитин и еще один дом эти замечательные архитекторы создали в соавторстве.
- Здесь у внимательного читателя возникнет вопрос: как же так? Везде говорится, что Сергею Шугаеву принадлежало шесть московских доходных домов? Объясню: да, именно так везде пишется и рассказывается о Сергее Егоровиче. Я и сам в своих статьях о нем говорил точно так же. Но это – обычная москвоведческая путаница. Дело в том, что часть домов по документам была оформлена на него, а часть на его супругу. Но были помимо всех упомянутых мною во вчерашней заметке, в сегодняшней статье и в той, что я готовлюсь написать завтра, еще два дома, про которые почему-то никто нигде не упоминает. Это доходник на Неглинной улице, который выстроили еще в 1870-1880-х годах отец Сергея Егоровича, московский мещанин, а затем купец Егор Никифорович Шугаев и его жена Екатерина Матвеевна. Он состоял из трех корпусов, два из которых не сохранились и были позднее перестроены все тем же Иваном Кондратенко. И еще один практически неизвестный дом Шугаевых, оформленный на Анну Владимировну, располагается в Лиховом переулке, возле Соборной палаты Епархиального дома. Нужно ли говорить, кто был его архитектором?
Видимо, между Иваном Гавриловичем и Сергеем Шугаевым сложились крепкие доверительные отношения. Тем более что шесть из семи проектов, в которых он участвовал, были созданы с 1910 по 1914 год, а самый первый доходный дом для Шугаевых Кондратенко возвел в 1903-1904-м. И речь сегодня пойдет как раз о нем.
(7 фото)
Этот дом стоит в Фурманном переулке под номером 6, и в нем пока еще не заметно особых примет, характерных для Кондратенко, о чем я упоминал во вчерашней заметке. Разве что высокое, в два этажа полуциркулярное окно над подъездом, такие будут встречаться позднее и в других работах зодчего.
(12 фото)
Сам же дом получил облик в стиле неоклассицизма с чертами модерна, с ионическими пилястрами и лепными вставками. В доме четыре этажа и два подъезда. Но всех, кто заговаривает или пишет об этом доме, неизменно интересует подъезд №2, в котором…
…Почти тридцать лет прожил художник Аполлинарий Васнецов
Он поселился здесь, на третьем этаже в 21-й квартире в 1904 году, практически сразу, как только дом был достроен.
К слову сказать, очень любопытная деталь: доходные дома как правило всегда предоставляли своим арендаторам меблированные квартиры. Но Аполлинарий Михайлович заказал у Шугаевых пустую квартиру без мебели.
(7 фото)
И все то, что сегодня стоит в двадцать первой квартире – подлинное, помнящее прикосновения художника. Все это было передано музею наследниками.
(6 фото)
Всю мебель Васнецов или купил, или спроектировал самостоятельно, обставив четырехкомнатную квартиру по собственному вкусу. В ампирной гостиной, дабы создать праздничную, торжественную атмосферу, художник поставил мебельный гарнитур 1830-1840-х годов из красного дерева – под стать бордовым портьерам и красным обоям. На сегодняшний вкус, может быть, такое буйство цвета смотрится чуть агрессивно, однако в то время было в порядке вещей (9 фото).
И гости здесь были в порядке вещей. Художника постоянно навещали его друзья – коллеги-живописцы, литераторы, артисты, а также ученые – археологи и историки. Сам Аполлинарий Михайлович тяготел к этим двум наукам ничуть не менее, чем к живописи.
Из гостиной дверь вела в кабинет художника. Его тот оформил в гораздо более мягких тонах и гораздо скромнее. Дубовую, в неорусском стиле мебель для кабинета он заказал, лично изготовив эскизы. А производство доверил мастерской Московского кустарного музея и Абрамцевским мастерским.
(7 фото)
Комната напротив входной двери до революции была обеденным залом, но в 1918 году ее превратили в мастерскую художника. Да, семья Аполлинария Васнецова въехала сюда в 1904-м и прожила аж до послевоенных лет. Сам живописец жил в Фурманном переулке до 1933 года.
И это притом, что остальные квартиры здесь давно уже раздробили на коммуналки.
(7 фото)
Последняя же сдвоенная комната была спальней (3 фото).
Уже в 1965 году квартиру превратили в мемориальный музей, а в 1986-м музей-квартира вошла в состав Третьяковки. К ней город выкупил у владельцев квартиру напротив, в которой устроили выставочные залы (17 фото).
Увлекшись разговором с сотрудницей музея-квартиры, я к сожалению не сделал одного важного снимка. Если будете здесь, пожалуйста, дополните мой рассказ иллюстрацией! Стоя в коридоре, удивляешься одной детали. Дверной проем, ведущий в гостиную, высокий – почти под потолок, а потолки в квартире под три с половиной метра. А вот двери во все остальные комнаты – стандартной высоты. И это было сделано при строительстве дома, не более поздняя переделка.
А если вернуться к началу моей заметки, к семье домовладельцев Шугаевых, то они владели домом в Фурманном переулке до 1916 года, продав его купцу Василию Максимовичу Щербакову.
Вообще, интересно то, что большую часть доходных домов Шугаевы продали в промежутке с 1912 по 1916-й. И нигде ни слова не говорится, какова была судьба после революции самих домовладельцев.
А восемь бывших доходных домов стоят до сих пор и до сих пор в них живут люди.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!