Бывает, что при взгляде на некоторые здания прошлых веков возникают ассоциации с тем или иным знаменитым архитектором. Есть некоторые характерные признаки, по которым иногда можно угадать Льва Кекушева, Ивана Жолтовского, предположить, что в роли зодчего выступил Матвей Казаков или Николай Жерихов.
Нередко, глядя на серое каменное пяти- или шестиэтажное здание с гранеными или округлыми эркерами, с невысоким треугольным аттиком – будто маленьким полуфронтоном, я задумываюсь: не Кондратенко ли это? Конечно, не все постройки слепого зодчего одинаково характерны, но ассоциация сложилась.
Увидев же этот доходный дом начала двадцатого века в Большом Харитоньевском переулке, об Иване Гавриловиче Кондратенко я сразу не подумал. Да и внимание по-настоящему привлекли не общие очертания, кстати, как раз характерные для него, а…
…Античного стиля панно
Ими украшены пространства между окнами второго этажа. На каждом из них один и тот же мотив: два юноши поддерживают с двух сторон овальный щит. В первый момент в глаза не бросается, но со второго взгляда становится заметна любопытная деталь.
Все эти барельефы – не копии одной картины. На каждом из них персонажи хоть немножко, но разные. В целом везде одна и та же поза, но немного отличаются положения ног. Лица у всех разные, различаются и выражения этих лиц – от суровых и мужественных до потаенно радостных или усталых, задумчивых.
Каждое панно фотографировать я не стал, но даже пары-тройки кадров достаточно, чтобы это рассмотреть (5 фото).
При желании, наверное, возле этого дома можно будет затеять игру: «Найди два одинаковых барельефа». Интересно, получится ли найти?
Я не раз сталкивался с тем, что многие архитекторы или скульпторы, украшая фасады домов, закупали в специальных мастерских готовые барельефы или горельефы. Или использовали известные, типовые изображения. Здесь же к оформлению дома явно подошли художественно и индивидуально. Вот и задумаешься о «характерных чертах» того или иного зодчего!
(9 фото)
Дом построили в 1912 году – дата его постройки увековечена в картуше аттика – для директора правления Теплых рядов Сергея Егоровича Шугаева, личного почетного гражданина.
Тот был богатым домовладельцем, и как минимум о двух из его доходников, которые также возвел Иван Гаврилович Кондратенко со своим соавтором и соработником Семеном Дорошенко, я уже рассказывал.
Первый из них, кстати, совершенно не похож на сегодняшнего моего архитектурного героя. А вот второй как раз имеет много схожих черт.
Писал я и еще об одном доходном владении, а именно о «Доме с рыцарем» на Садовой-Самотечной, что по документам принадлежал Анне Владимировне Шугаевой и был построен Василием Никаноровичем Волокитиным – еще одним соавтором Ильи Кондратенко в строительстве для Шугаевых. Все приметы говорят о том, что были это несомненно те же самые Шугаевы. Но практически все сайты, посвященные московским достопримечательностям, даже портал «Узнай Москву», называют мужа Анны Владимировны почему-то Сергеем Ивановичем.
Очевидно, в одном месте допустили ошибку, а во всех остальных её растиражировали. Такого в интернет-москвоведении пруд пруди, к большому сожалению.
Кстати, обратите внимание на его барельефы с рыцарем, прекрасной дамой и высоким щитом между ними. Любопытная ассоциация, правда?
Но, тем не менее...
...Сегодня речь о доме в Большом Харитоньевском переулке
Он строился для довольно-таки элитной публики. С прекрасными квартирами и всеми удобствами, какие только были доступны в дореволюционной России. И внешне эклектичный, с отсылками одновременно и к неоклассицизму, и итальянскому ренессансу.
(5 фото)
Вырос дом на земле, где до этого располагался деревянный особняк титулярного советника Андрея Илларионовича Федотова и его жены Натальи Алексеевны, урожденной Калашниковой. Здесь же родился и вырос их сын, известный позднее художник Павел Андреевич Федотов, автор картин «Завтрак аристократа» и «Сватовство майора» (обе сегодня украшают собой Третьяковскую галерею).
А одним из жильцов шугаевского доходного дома с 1914 по 1917 год стал знаменитый в те годы хирург, пионер экспериментальной хирургии открытого сердца Николай Наумович Теребинский. Здесь же он вел частную практику, принимал и лечил больных.
За год до революции дом перешел в руки другого владельца, потомственного почетного гражданина, купца Сергея Алексеевича Фомичева. А затем был национализирован и достался уже новым хозяевам и новым квартирантам.
Дом остается жилым и по сей день. И видел в своих стенах многих известных обитателей – спортсменов, артистов, писателей.
В 2023 году здание отреставрировали, отремонтировав и фасады, и парадные лестницы, и инженерные коммуникации. Восстановили и лепнину – важную визитную карточку дома.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!