На развитие авиастроения проектом бюджета на 2025−2027 годы предусматривается выделение 55 млрд. рублей, включая проекты МС-21, Sukhoi Superjet, Ми-38, Ансат и Ка-62.
Причина выделения таких гигантских средств состоит в том, что свой авиапарк Россия угробила в 90-е годы, закупив иностранные самолеты. Введенные Западом санкции показали, что летать скоро будет не на чем. Импортные А-320 и «Боинги-737 еще остались в нашем авиапарке, и пролетают они еще лет 5 максимум.
Сроки поставок новых российских гражданских самолетов постоянно сдвигаются: поставки МС-21 перенесены на 2025 год, Superjet 100 – на 2026 год. Ил-114−300 на 2026 год. Ту-204 с двигателем ПС-90 самолет вчерашнего дня. Кабина пилота рассчитана на трех человек, где должен присутствовать еще и штурман, которых у нас вообще не готовят.
Ил-96. Имеет 4 двигателя и таких самолетов сейчас в мире практически нет, он не экономичен.
А проблем в авиастроении предостаточно — это и инженерные кадры, квалифицированные рабочие, подготовка специалистов, станки и оборудование, многие предприятия переориентированы на гособоронзаказ и т. д. И еще ответственность руководителей предприятий выражающаяся в том, что если директор завода сорвет выпуск Superjet, ему почти ничего не будет. А вот если не выпустит в нужное время в нужном объеме военную технику — спросят по полной программе. Так что приоритет очевиден.
Импортозамещение в авиации было провалено и выхода, как воссоздавать отечественный авиапром, у России нет.
Сейчас выпуск самолета МС-21 намечен на 2025−2026 годы и его будут выпускать любой ценой. МС-21 на сегодня считается наиболее перспективной моделью. Средств в него вложили много, но на выходе импотозамещенная версия стала тяжелее на целых 7 тонн. В результате он стал малоэффективен, поэтому отрабатывается новая версия МС — 21, более легкая, то есть укоротят самолет на одну секцию.
Еще одна проблема — это авиадвигатели. Хоть Россия и входит в пятерку стран, которые производят собственные двигатели, но они отстают от зарубежных. Чтобы создать самолет, нужно примерно 7 лет. Чтобы создать двигатель соответствующий мировому уровню - 10−12 лет.