В истории искусства есть творения, которые не только восхищают мастерством исполнения, но и заставляют задуматься о глубине мысли и широте интересов их создателей. Одним из таких уникальных произведений является «Витрувианский человек», созданный Леонардо да Винчи в 1490 году.
Этот рисунок представляет собой изображение обнажённого мужчины в двух позициях, одна из которых основана на трудах Витрувия — знаменитого римского архитектора и инженера I века до нашей эры. Витрувий разработал систему пропорций человеческого тела, которая легла в основу многих архитектурных сооружений того времени. Леонардо да Винчи решил проиллюстрировать этот труд, создав рисунок, который стал известен как «Витрувианский человек».
С первого взгляда на этот рисунок становится ясно, что Леонардо да Винчи был не только выдающимся художником, но и гениальным учёным. Он не просто изобразил человеческое тело в соответствии с системой Витрувия, но и добавил в рисунок множество других элементов, которые делают его настоящим шедевром.
Во-первых, это идеальная симметрия тела. Обе фигуры на рисунке расположены симметрично относительно центра, что создаёт ощущение гармонии и баланса.
Во-вторых, это точные пропорции. Размеры тела и его частей на рисунке соответствуют математическим соотношениям, которые были известны Леонардо да Винчи.
Но самое интересное в «Витрувианском человеке» — это его универсальность. Рисунок можно рассматривать не только как произведение искусства, но и как символ гармонии и баланса, который актуален во все времена.
Рисунок, созданный Леонардо да Винчи, и текст, написанный зеркально, справа налево, представляют собой интересное сочетание, связанное с темой пропорций. Они отсылают к теории древнеримского архитектора Витрувия, изложенной в третьей главе его трактата «Десять книг об архитектуре». Этот рисунок хранится в одном из дневников Леонардо.
Однако структура рисунка не совсем соответствует теории Витрувия о взаимосвязи пропорций в архитектуре с размерами человеческого тела. Он скорее отражает идеи, которые Леонардо искал в своём творчестве. Поэтому его назначение и смысл не совсем ясны.
Современное название рисунка, «Витрувианский человек», появилось в 1490-х годах, и некоторые исследователи сомневаются в его точности. Единственное, что связывает текст Витрувия и рисунок Леонардо, — это то, что рост «идеального человека» должен быть равен ширине его распростёртых рук. Это соотношение известно с древних времён и считается символом гармонии Вселенной.
Похожие рисунки часто встречаются в средневековых эзотерических трактатах, которые могли быть знакомы Леонардо. В средневековой теологии такие изображения называли «Вечным Домом».
Леонардо создал свой рисунок в Милане, где он работал над трактатом «Божественная пропорция» вместе с математиком Лукой Пачоли. Поэтому он датируется 1496 годом.
Леонардо также создал похожий рисунок с изображением обнажённой фигуры со спины. Основной текст, математические расчёты и издание книги были выполнены Лукой Пачоли в Венеции в 1509 году. Поэтому есть предположение, что концептуальным автором «Витрувианского человека» мог быть математик Пачоли.
В истории искусства можно найти множество изображений, похожих на «Витрувианского человека». Одним из таких примеров является работа Франческо ди Джорджо Мартини, созданная в 1480-х годах.
Вероятно, на Леонардо да Винчи оказали влияние работы его друга Джакомо Андреа да Феррара — архитектора и комментатора Витрувия. Согласно записям Леонардо и свидетельствам Луки Пачоли, они встречались в Милане в 1490 году.
Ещё один вариант изображения «Витрувианского человека» можно найти в издании трактата Витрувия, опубликованном Чезаре Чезариано в 1521 году. Многие подобные рисунки, начиная с задачи Платона по удвоению площади квадрата, объединяют под названием «Квадратные фигуры» и включают в комплекс антропометрических задач пропорционирования по «закону квадратов».
Текст разделен на две части: верхнюю и нижнюю, которые расположены над и под изображением.
В верхней части автор пересказывает идеи Витрувия об архитектуре, утверждая, что пропорции человеческого тела в природе можно описать следующим образом:
- длина ладони составляет четыре пальца;
- длина ступни — четыре ладони;
- длина локтя — шесть ладоней;
- четыре локтя соответствуют длине человека;
- длина шага — четыре локтя;
- длина человека — двадцать четыре ладони.
Эти измерения можно наблюдать в различных строениях.
Если вы наклонитесь и раскинете руки в стороны так, чтобы голова оказалась на одной четырнадцатой части вашего роста, а затем поднимите руки вверх, чтобы кончики пальцев коснулись макушки, то центр ваших вытянутых рук окажется в области пупка, а пространство между ногами примет форму равностороннего треугольника.
В нижней части текста автор продолжает:
- длина рук, раскинутых в стороны, соответствует росту человека;
- расстояние от линии роста волос до подбородка составляет одну десятую часть роста мужчины;
- расстояние от подбородка до макушки — одну восьмую часть роста человека;
- расстояние от груди до макушки — одну шестую часть роста человека;
- расстояние от груди до линии роста волос — одну седьмую часть роста человека.
Максимальная ширина плеч составляет четверть роста мужчины.
Расстояние от груди до макушки также составляет четверть роста мужчины.
Расстояние от локтя до кончика кисти составляет четверть роста человека, а от локтя до подмышки — одну восьмую часть.
Длина руки составляет одну десятую часть роста человека.
Корень полового члена находится на половине роста мужчины.
Длина ступни составляет одну седьмую часть роста.
Расстояние от ступни до колена — четверть роста, а от колена до основания полового члена — четверть.
Эти пропорции отмечены на рисунке линиями.
Под рисунком располагается линия, равная стороне квадрата, которая разделена на четыре локтя. Два внешних локтя разделены на шесть ладоней каждый, из которых две имеют зеркальную аннотацию «palmi» (ладони). Две крайние ладони разделены на четыре пальца каждая, и каждая из них имеет аннотацию «diti» (пальцы).
В эпоху Возрождения и позднее многие выдающиеся учёные, такие как Леонардо да Винчи, Леон Баттиста Альберти, Альбрехт Дюрер, Лука Пачоли, Андреа Палладио и многие другие, занимались исследованием пропорций человеческого тела. Эта тема оставалась актуальной и в Новое время.
В России изучением пропорций занимались Н. А. Львов, И. В. Жолтовский, О. И. Гурьев и И. П. Шмелёв. Однако единой системы пропорций так и не было создано.
Леонардо да Винчи в своих рисунках применял парную систему мер, основанную на расположении рук и ног. Так, поза с разведёнными в стороны руками и сведёнными ногами вписывается в квадрат, а поза с раскинутыми в стороны руками и ногами — в окружность. При этом основные пропорции остаются неизменными, но в одном случае центром окружности является пупок, а в другом — лобковое сращение таза.
В наше время в антропометрии, используемой при обучении архитекторов и дизайнеров, принята такая же двойственная система пропорций. Знаменитый архитектор-модернист Ле Корбюзье также применял эту систему при разработке своей системы пропорционирования — Модулора.
Рисунок Леонардо да Винчи часто используется как универсальный символ симметрии человеческого тела и Вселенной. В 2011 году ирландский художник Джон Квигли создал гигантскую копию этого рисунка на льду Северного Ледовитого океана, чтобы привлечь внимание к проблемам экологии.
Сегодня «Витрувианский человек» является одним из самых известных рисунков в мире. Он вдохновил многих художников, дизайнеров и архитекторов на создание новых произведений. И это неудивительно, ведь «Витрувианский человек» — это не просто рисунок, а символ, который объединяет в себе искусство, науку и философию.
«Витрувианский человек» (лат. Homo vitruvianus; итал. L'uomo vitruviano), также известный как «Квадратный человек» (лат. Homo quadratus) и «Вечный Дом» (лат. Domus Aeternus), представляет собой рисунок, выполненный пером и чернилами на бумаге. Он изображает человека в двух положениях: стоящим и с раскинутыми руками и ногами, как будто вписанным одновременно в круг и квадрат.
В настоящее время этот рисунок хранится в Кабинете рисунков и эстампов Галереи Академии в Венеции под номером 228 и имеет размеры 34,3 × 24,5 сантиметра.
Впервые репродукция этого рисунка была опубликована в 1810 году, однако его широкая известность не пришла до конца XIX века. Неизвестно, оказал ли он влияние на художественную практику во времена Леонардо или позже.
Рисунок был приобретен Джузеппе Босси, который описал его и включил в свою монографию о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи — «Del cenacolo di Leonardo da Vinci» (1810). В следующем году он использовал отрывок из своей монографии, посвященный «Витрувианскому человеку», и опубликовал его под названием «Мнения Леонардо да Винчи о симметрии тела человека» (Delle opinioni di Leonardo da Vinci intorno alla simmetria de' Corpi Umani, 1811), посвятив своему другу Антонио Канове.
После смерти Босси в 1815 году «Витрувианский человек» вместе с рядом других его рисунков был приобретен Галереей Академии в Венеции в 1822 году. С тех пор он является частью коллекции музея.
Леонардо да Винчи создал этот шедевр, опередивший своё время, который продолжает вдохновлять людей по всему миру. Он напоминает нам о том, что человек — это не просто физическое тело, но и сложная система, в которой всё взаимосвязано. И именно эта гармония делает нас теми, кто мы есть..
О нём
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано, расположенном недалеко от городка Винчи, что находится близ Флоренции. Время его рождения было необычным — три часа ночи, что по современным меркам соответствует 22:30.
В дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи, есть примечательная запись: «В субботу, 15 апреля, в три часа ночи родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео».
Родителями Леонардо были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. В то время у Леонардо не было фамилии в современном понимании этого слова, а «да Винчи» означало просто «из городка Винчи». Полное имя Леонардо звучало как Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
Первые годы жизни Леонардо провёл с матерью. Вскоре после рождения сына Пьеро женился на богатой и знатной девушке, но брак оказался бездетным. Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. В то время в итальянских семьях было принято воспитывать внебрачных детей наравне с законными.
Леонардо всю жизнь пытался воссоздать образ своей матери в своих произведениях.
Когда Леонардо было тринадцать лет, его мачеха умерла при родах. Отец Леонардо снова женился, но вскоре стал вдовцом. Он прожил семьдесят семь лет, был четырежды женат и имел двенадцать детей. Отец пытался приобщить Леонардо к своей профессии, но сын не проявил интереса к юриспруденции. В то время Леонардо жил у своего деда.
Легенда о щите Медузы
Джорджо Вазари рассказывает, что отец Леонардо Пьеро попросил его расписать круглый деревянный щит для знакомого крестьянина. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, используя ящериц, змей, кузнечиков, гусениц и нетопырей. Отец Леонардо, увидев готовую работу, испугался, но Леонардо сказал, что это ожидаемый эффект от произведения искусства. Пьеро продал щит во Флоренции за сто дукатов. По преданию, щит перешёл к герцогам Медичи, а после его потери восставший народ изгнал Медичи из Флоренции. Через много лет кардинал дель Монте заказал Караваджо картину с изображением Медузы Горгоны, которую подарил Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына.
Мастерская Верроккьо
В 1466 году Леонардо да Винчи стал учеником флорентийского живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо. В мастерской Верроккьо он получил хорошее гуманитарное образование и технические навыки в живописи и скульптуре. Он изучал черчение, химию, металлургию, работу с металлами, гипсом и кожей, а также рисование, скульптуру и модельное дело. В мастерской Верроккьо обучались Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, бывали известные мастера, такие как Гирландайо. Леонардо продолжал сотрудничать с Верроккьо, даже когда его отец взял его в свою мастерскую. В 1473 году он получил квалификацию мастера Гильдии Святого Луки в возрасте двадцати лет.
Побеждённый учитель
В XV веке во Флоренции были популярны идеи Возрождения идеалов «искусства древних» и обновления тем и сюжетов христианского искусства. Во Флорентийской академии лучшие умы Италии создавали новую эстетическую теорию, вдохновляясь античностью. Писатели, философы и художники дискутировали о значении античного наследия, известного по литературным источникам. Леонардо редко покидал мастерскую и совершенствовал своё мастерство, не уделяя времени теоретическим спорам.
Однажды Верроккьо заказал Леонардо написать одного из двух ангелов для картины «Крещение Христа». Это была обычная практика мастерских: учитель и ученики создавали картину, доверяя самым талантливым выполнение целых фрагментов. Верроккьо и Леонардо написали ангелов, и Леонардо продемонстрировал своё превосходство. Верроккьо был поражён и больше не возвращался к живописи.
Хронология профессиональной деятельности. 1472—1513
- В 1472—1477 годах Леонардо работал над картинами «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой».
- Во второй половине 1470-х годов создана «Мадонна с цветком».
- В возрасте 24 лет Леонардо и трое молодых людей были оправданы по ложному обвинению в содомии.
- В 1481 году выполнил первый большой заказ — алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато а Систо.
- В 1482 году создал серебряную лиру, работу над конным памятником Франческо Сфорца.
- 1483 — начата работа над «Мадонной в гроте».
- 1487 — разработка орнитоптера.
- 1489—1490 — картина «Дама с горностаем».
- 1490 — анатомические рисунки черепов.
- 1490 — «Портрет музыканта», глиняная модель памятника Сфорца.
- 1490 — Витрувианский человек.
- 1490—1491 — «Мадонна Литта».
- 1490—1494 — «Мадонна в гроте».
- 1495—1498 — фреска «Тайная вечеря» в Милане.
- 1499 — Милан захвачен французами, модель памятника Сфорца повреждена.
- 1502 — служба у Чезаре Борджиа.
- 1503 — картон к фреске «Битва в Анджарии» и «Мона Лиза».
- 1505 — наброски полёта птиц.
- 1506 — служба у Людовика XII.
- 1507 — изучение строения глаза.
- 1508—1512 — конный памятник Тривульцио.
- 1509 — роспись в соборе Святой Анны.
- 1512 — «Автопортрет».
- 1513 — переезд в Рим под покровительство папы Льва X.
- Создать карусель Добавьте описание
- Создать карусель Добавьте описание
- Создать карусель Добавьте описание
- Создать карусель Добавьте описание
- Создать карусель Добавьте описание
- Создать карусель Добавьте описание
- Создать карусель Добавьте описание
Личная жизнь
Леонардо имел множество друзей и учеников, но о его личной жизни известно мало. Он никогда не был женат и не имел романов с женщинами. Некоторые предполагают связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, в честь которой написана картина «Дама с горностаем». Существуют версии о его связи с юношами, в том числе с учениками, включая Салаи, хотя достоверных свидетельств этого нет. Некоторые считают, что он был девственником, предпочитая науку и искусство.
Личность Леонардо интересовала не только историков искусства, но и психологов, в частности Зигмунда Фрейда. Он считал, что картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» отражает воспоминания Леонардо о детстве, когда его разлучили с матерью. Дева Мария и Анна на картине — это проекции родной и мачехи, улыбающиеся загадочной улыбкой. Фрейд считал, что эта улыбка — воспоминание о материнской улыбке.
Он связывал складки одежд святой Анны с образом коршуна из детского воспоминания Леонардо: «Когда я лежал в колыбели, коршун открыл мне рот и ударил меня по губам». Фрейд считал это воспоминание подсознательным воспоминанием о сосании материнской груди. В одном из текстов он видел упоминание о том, что коршуны «зачинают от ветра», что могло быть связано с фактом незаконного рождения Леонардо. Фрейд считал, что соперничество с «заместителем отца» стало причиной необычных, женственных трактовок персонажей, включая «Тайную вечерю», «Иоанна Крестителя» и «Даму с горностаем». Эта концепция стала классикой психологии искусства, хотя подвергалась критике.
Некоторые странности художника, включая «загадочную улыбку Джоконды» и зеркальное письмо, могли быть связаны с косоглазием.
Утверждения о вегетарианстве Леонардо основаны на письме Андреа Корсали, но из более чем 70 биографий да Винчи только два упоминают о вегетарианстве. Фраза «Если человек стремится к свободе, почему он держит птиц и зверей в клетках?» взята из романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».
Леонардо увлекался кулинарией и искусством сервировки. В Милане он был распорядителем придворных пиров и изобрёл несколько приспособлений, облегчающих труд поваров. Блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное тушёное мясо с овощами — было популярным на пирах.
Последние годы и смерть
Леонардо участвовал в свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болонье в 1515 году, работал в Бельведере и создал механического льва с букетом лилий, которого Франциск увидел в Лионе. В 1516 году Леонардо переехал во Францию, поселившись в замке Кло-Люсе, где Франциск провёл детство. Леонардо стал первым королевским художником, инженером и архитектором, получая ренту в тысячу экю в год. Во Франции он почти не рисовал, но участвовал в организации праздников и проектировании зданий, включая канал между Луарой и Соной. За два года до смерти у него онемела правая рука, и он умер в 1519 году в окружении учеников. Похоронен в замке Амбуаз с надписью: «Леонардо да Винчи, величайший художник, инженер и зодчий Французского королевства». Его главным наследником стал Франческо Мельци, который распоряжался наследством, включавшим картины, инструменты, библиотеку и документы, из которых сохранилась треть.
Достижения
Художественное творчество
Леонардо да Винчи — универсальный художник, возможно, и скульптор. По мнению исследователей из университета Перуджи, Джанкарло Джентилини и Карло Сиси, найденная в 1990 году терракотовая голова является его единственной скульптурной работой. Леонардо считал себя инженером или учёным и занимался искусством нерегулярно и медленно, часто отвлекаясь на научные задачи. Многие его произведения утрачены, повреждены или значительно переделаны, но его вклад в искусство значителен.
Леонардо создал новую живописную технику, смягчив цветовые контрасты и линии сфумато, используя явление рассеяния света. Это подняло реализм в живописи на новый уровень.
Творчество Леонардо сложно, в нём сочетаются натурализм и идеализм. А.М. Эфрос отмечал, что Леонардо — «самый трудный из мировых гениев, вызывающий любопытство, а не любовь или восторг». Он был художником для теоретиков и историков, а не для широкой публики.
Леонардо пытался совместить несовместимое: научное и художественное мышление, возвращаясь к средневековью, когда они были нераздельны. Он не реализовал и не закончил многое из задуманного, его преследовали неудачи.
Леонардо требовал годы на создание портрета, часто не переходя от эскиза к живописи. Когда папа Лев Х заказал ему картину, посланные сообщили, что она даже не начата, но мастер изобрёл новый лак. Папа ответил: «Этот не сделает ничего, раз он начинает думать о конце, прежде чем начать работу».
Леонардо был натуралистом и агностиком, сочетая понимание аналогии форм и целостности мира. На полях рукописей он записывал рецепты, изречения и пожелания, включая «Оглупцы!».
Баткин считал, что «Мысль Леонардо не способна к обобщению, абстрактному мышлению». Он называл его не гением, а эклектиком, а его метод работы — не научным, а «научным стилем, бесплодным в научном отношении».
Леонардо воплотил своё мышление в точных и целостных рисунках, которые он называл «высшим искусством и наукой». Он исследовал перспективу, анатомию, теорию цветов, направление воздушных потоков, технологию красок и многое другое. Леонардо первым объяснил, почему небо синее.
Леонардо не оставил автопортрета, который бы однозначно мог быть ему приписан. Считается, что автопортрет сангиной, датируемый 1512—1515 годами, — этюд головы апостола для «Тайной вечери». В 2009 году учёные заявили об обнаружении раннего автопортрета.
Леонардо виртуозно играл на лире и был больше известен как музыкант, а не как художник или изобретатель.