Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Человек — мера всех вещей: Витрувианский человек в творчестве Леонардо да Винчи

В истории искусства есть творения, которые не только восхищают мастерством исполнения, но и заставляют задуматься о глубине мысли и широте интересов их создателей. Одним из таких уникальных произведений является «Витрувианский человек», созданный Леонардо да Винчи в 1490 году. Этот рисунок представляет собой изображение обнажённого мужчины в двух позициях, одна из которых основана на трудах Витрувия — знаменитого римского архитектора и инженера I века до нашей эры. Витрувий разработал систему пропорций человеческого тела, которая легла в основу многих архитектурных сооружений того времени. Леонардо да Винчи решил проиллюстрировать этот труд, создав рисунок, который стал известен как «Витрувианский человек». С первого взгляда на этот рисунок становится ясно, что Леонардо да Винчи был не только выдающимся художником, но и гениальным учёным. Он не просто изобразил человеческое тело в соответствии с системой Витрувия, но и добавил в рисунок множество других элементов, которые делают его на

В истории искусства есть творения, которые не только восхищают мастерством исполнения, но и заставляют задуматься о глубине мысли и широте интересов их создателей. Одним из таких уникальных произведений является «Витрувианский человек», созданный Леонардо да Винчи в 1490 году.

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи (1490) — это рисунок, выполненный пером, акварелью и металлическим карандашом. Он был обнаружен в дневниках великого мастера. Размер этого произведения искусства составляет 34,3×24,5 см. 
В настоящее время «Витрувианского человека» можно увидеть в Галерее Академии в Венеции, Италия.
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи (1490) — это рисунок, выполненный пером, акварелью и металлическим карандашом. Он был обнаружен в дневниках великого мастера. Размер этого произведения искусства составляет 34,3×24,5 см. В настоящее время «Витрувианского человека» можно увидеть в Галерее Академии в Венеции, Италия.

Этот рисунок представляет собой изображение обнажённого мужчины в двух позициях, одна из которых основана на трудах Витрувия — знаменитого римского архитектора и инженера I века до нашей эры. Витрувий разработал систему пропорций человеческого тела, которая легла в основу многих архитектурных сооружений того времени. Леонардо да Винчи решил проиллюстрировать этот труд, создав рисунок, который стал известен как «Витрувианский человек».

С первого взгляда на этот рисунок становится ясно, что Леонардо да Винчи был не только выдающимся художником, но и гениальным учёным. Он не просто изобразил человеческое тело в соответствии с системой Витрувия, но и добавил в рисунок множество других элементов, которые делают его настоящим шедевром.

Во-первых, это идеальная симметрия тела. Обе фигуры на рисунке расположены симметрично относительно центра, что создаёт ощущение гармонии и баланса.

Во-вторых, это точные пропорции. Размеры тела и его частей на рисунке соответствуют математическим соотношениям, которые были известны Леонардо да Винчи.

Но самое интересное в «Витрувианском человеке» — это его универсальность. Рисунок можно рассматривать не только как произведение искусства, но и как символ гармонии и баланса, который актуален во все времена.

Рисунок, созданный Леонардо да Винчи, и текст, написанный зеркально, справа налево, представляют собой интересное сочетание, связанное с темой пропорций. Они отсылают к теории древнеримского архитектора Витрувия, изложенной в третьей главе его трактата «Десять книг об архитектуре». Этот рисунок хранится в одном из дневников Леонардо.

Однако структура рисунка не совсем соответствует теории Витрувия о взаимосвязи пропорций в архитектуре с размерами человеческого тела. Он скорее отражает идеи, которые Леонардо искал в своём творчестве. Поэтому его назначение и смысл не совсем ясны.

Современное название рисунка, «Витрувианский человек», появилось в 1490-х годах, и некоторые исследователи сомневаются в его точности. Единственное, что связывает текст Витрувия и рисунок Леонардо, — это то, что рост «идеального человека» должен быть равен ширине его распростёртых рук. Это соотношение известно с древних времён и считается символом гармонии Вселенной.

Похожие рисунки часто встречаются в средневековых эзотерических трактатах, которые могли быть знакомы Леонардо. В средневековой теологии такие изображения называли «Вечным Домом».

Леонардо создал свой рисунок в Милане, где он работал над трактатом «Божественная пропорция» вместе с математиком Лукой Пачоли. Поэтому он датируется 1496 годом.

Леонардо также создал похожий рисунок с изображением обнажённой фигуры со спины. Основной текст, математические расчёты и издание книги были выполнены Лукой Пачоли в Венеции в 1509 году. Поэтому есть предположение, что концептуальным автором «Витрувианского человека» мог быть математик Пачоли.

В истории искусства можно найти множество изображений, похожих на «Витрувианского человека». Одним из таких примеров является работа Франческо ди Джорджо Мартини, созданная в 1480-х годах.

Вероятно, на Леонардо да Винчи оказали влияние работы его друга Джакомо Андреа да Феррара — архитектора и комментатора Витрувия. Согласно записям Леонардо и свидетельствам Луки Пачоли, они встречались в Милане в 1490 году.

Ещё один вариант изображения «Витрувианского человека» можно найти в издании трактата Витрувия, опубликованном Чезаре Чезариано в 1521 году. Многие подобные рисунки, начиная с задачи Платона по удвоению площади квадрата, объединяют под названием «Квадратные фигуры» и включают в комплекс антропометрических задач пропорционирования по «закону квадратов».

Витрувианский человек Леонардо да Винчи, 1492 Homo vitruviano, 34,3×24,5 см
Галерея Академии, Венеция
Витрувианский человек Леонардо да Винчи, 1492 Homo vitruviano, 34,3×24,5 см Галерея Академии, Венеция

Текст разделен на две части: верхнюю и нижнюю, которые расположены над и под изображением.

В верхней части автор пересказывает идеи Витрувия об архитектуре, утверждая, что пропорции человеческого тела в природе можно описать следующим образом:

  • длина ладони составляет четыре пальца;
  • длина ступни — четыре ладони;
  • длина локтя — шесть ладоней;
  • четыре локтя соответствуют длине человека;
  • длина шага — четыре локтя;
  • длина человека — двадцать четыре ладони.

Эти измерения можно наблюдать в различных строениях.

Если вы наклонитесь и раскинете руки в стороны так, чтобы голова оказалась на одной четырнадцатой части вашего роста, а затем поднимите руки вверх, чтобы кончики пальцев коснулись макушки, то центр ваших вытянутых рук окажется в области пупка, а пространство между ногами примет форму равностороннего треугольника.

В нижней части текста автор продолжает:

  • длина рук, раскинутых в стороны, соответствует росту человека;
  • расстояние от линии роста волос до подбородка составляет одну десятую часть роста мужчины;
  • расстояние от подбородка до макушки — одну восьмую часть роста человека;
  • расстояние от груди до макушки — одну шестую часть роста человека;
  • расстояние от груди до линии роста волос — одну седьмую часть роста человека.

Максимальная ширина плеч составляет четверть роста мужчины.

Расстояние от груди до макушки также составляет четверть роста мужчины.

Расстояние от локтя до кончика кисти составляет четверть роста человека, а от локтя до подмышки — одну восьмую часть.

Длина руки составляет одну десятую часть роста человека.

Корень полового члена находится на половине роста мужчины.

Длина ступни составляет одну седьмую часть роста.

Расстояние от ступни до колена — четверть роста, а от колена до основания полового члена — четверть.

Эти пропорции отмечены на рисунке линиями.

Под рисунком располагается линия, равная стороне квадрата, которая разделена на четыре локтя. Два внешних локтя разделены на шесть ладоней каждый, из которых две имеют зеркальную аннотацию «palmi» (ладони). Две крайние ладони разделены на четыре пальца каждая, и каждая из них имеет аннотацию «diti» (пальцы).

В эпоху Возрождения и позднее многие выдающиеся учёные, такие как Леонардо да Винчи, Леон Баттиста Альберти, Альбрехт Дюрер, Лука Пачоли, Андреа Палладио и многие другие, занимались исследованием пропорций человеческого тела. Эта тема оставалась актуальной и в Новое время.

В России изучением пропорций занимались Н. А. Львов, И. В. Жолтовский, О. И. Гурьев и И. П. Шмелёв. Однако единой системы пропорций так и не было создано.

Леонардо да Винчи в своих рисунках применял парную систему мер, основанную на расположении рук и ног. Так, поза с разведёнными в стороны руками и сведёнными ногами вписывается в квадрат, а поза с раскинутыми в стороны руками и ногами — в окружность. При этом основные пропорции остаются неизменными, но в одном случае центром окружности является пупок, а в другом — лобковое сращение таза.

В наше время в антропометрии, используемой при обучении архитекторов и дизайнеров, принята такая же двойственная система пропорций. Знаменитый архитектор-модернист Ле Корбюзье также применял эту систему при разработке своей системы пропорционирования — Модулора.

Рисунок Леонардо да Винчи часто используется как универсальный символ симметрии человеческого тела и Вселенной. В 2011 году ирландский художник Джон Квигли создал гигантскую копию этого рисунка на льду Северного Ледовитого океана, чтобы привлечь внимание к проблемам экологии.

Сегодня «Витрувианский человек» является одним из самых известных рисунков в мире. Он вдохновил многих художников, дизайнеров и архитекторов на создание новых произведений. И это неудивительно, ведь «Витрувианский человек» — это не просто рисунок, а символ, который объединяет в себе искусство, науку и философию.

«Витрувианский человек» (лат. Homo vitruvianus; итал. L'uomo vitruviano), также известный как «Квадратный человек» (лат. Homo quadratus) и «Вечный Дом» (лат. Domus Aeternus), представляет собой рисунок, выполненный пером и чернилами на бумаге. Он изображает человека в двух положениях: стоящим и с раскинутыми руками и ногами, как будто вписанным одновременно в круг и квадрат.

В настоящее время этот рисунок хранится в Кабинете рисунков и эстампов Галереи Академии в Венеции под номером 228 и имеет размеры 34,3 × 24,5 сантиметра.

Впервые репродукция этого рисунка была опубликована в 1810 году, однако его широкая известность не пришла до конца XIX века. Неизвестно, оказал ли он влияние на художественную практику во времена Леонардо или позже.

Рисунок был приобретен Джузеппе Босси, который описал его и включил в свою монографию о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи — «Del cenacolo di Leonardo da Vinci» (1810). В следующем году он использовал отрывок из своей монографии, посвященный «Витрувианскому человеку», и опубликовал его под названием «Мнения Леонардо да Винчи о симметрии тела человека» (Delle opinioni di Leonardo da Vinci intorno alla simmetria de' Corpi Umani, 1811), посвятив своему другу Антонио Канове.

После смерти Босси в 1815 году «Витрувианский человек» вместе с рядом других его рисунков был приобретен Галереей Академии в Венеции в 1822 году. С тех пор он является частью коллекции музея.

Леонардо да Винчи создал этот шедевр, опередивший своё время, который продолжает вдохновлять людей по всему миру. Он напоминает нам о том, что человек — это не просто физическое тело, но и сложная система, в которой всё взаимосвязано. И именно эта гармония делает нас теми, кто мы есть.

Материалы по теме