Найти тему

Богословский смысл библейского праздника Дня Искупления (Йом Кипур)

Библейский праздник Искупления, или Йом Кипур – это один из самых торжественных дней библейского календаря. При этом он знаменательно выпадает на сорок девятую библейскую неделю, «субботу суббот» – своеобразное воспоминание священного Юбилейного года, когда прощались все долги, люди переставали жить и работать для себя и начинали жить «для Бога», поучаясь праведности, то есть справедливому и милостивому отношению друг к другу.

Библейская традиция учит, что каждый раз на библейский новый год (праздник Труб, Рош аШана) Господь объявляет суд на грядущий год для каждого народа, каждого человека. Десять дней спустя, на День Искупления, Он утверждает, т.е. «запечатывает» этот приговор. Этот приговор ещё называется Страшным Судом, поскольку те люди, дела и замыслы которых не соответствуют планам Всевышнего, могут оказаться вычеркнуты из Книги жизни, т.е. будут обречены в грядущем году на неудачи и забвение.

Потому сами дни между праздником Труб и Днём Искупления, известные как Дни Трепета, являются временем размышлений, покаяния, благотворительности и стремления к примирению с Богом и людьми. Это также и время дарования Богу обетов, то есть обещаний, после чего давший обеты человек становится «святым», «нази́ром», то есть «святыней Господу» (1Езд.8,26), «посвятившим себя Богу». Об этом так говорится в соответствующем библейском чтении этой недели: «Если дашь обет Господу, Богу твоему (Силе твоей), не замедли исполнить его…» (Втор.24,16; 8,23-24). Ведь сама идея жертвоприношения Богу (корба́н) означает «приближение» верующего к Нему, стремление «преобразиться», стать таким, каким бы Сам Бог хотел его видеть в наступающем году.

День Искупления – это день смирения, единственный день в году, когда в древности первосвященник мог невозбранно войти в Святое Святых и остаться живым. При этом он должен был совершить жертву двух козлов: одного по жребию закалывали как жертву за грех народа, а другого отпускали «в пустыню», с исповеданием грехов и беззаконий Израиля. Таким образом, Бог признавал слабость народа, некогда последовавшего грехам одного из падших ангелов – Аза́зела, «козлиного бога» (кн. Эноха, Быт.2), но при этом милует покаявшихся и удаляет грехи их так далеко, «как далеко восток от запада» (Пс.102,12), и больше не вспоминает былых ошибок верующих.

В еврейской традиции сохранилось описание чуда материального свидетельства Богом Израилю о действенности событий Дня Искупления. Так, в процессе Жертвы и Поста Йом Кипура на перекладине Иерусалимского храма вешалась кровавая тряпка, чтобы её видели люди. Когда выводился в пустыню козёл отпущения (по другой версии – сбрасывался со скалы), тряпка вдруг становилась белоснежной. Однако за 40 лет до разрушения Иерусалима римлянами чудо перестало происходить. Нетрудно подсчитать, что 40 лет до 70-го года н.э. – это 30-й год н.э., то есть год, приблизительно соответствующий крестной жертве Мессии – Помазанника Йешуи (Иисуса Христа). Получается, что с этого времени изменился установленный Богом порядок Дня Очищения. Теперь он связан не с кровью козлов, а с Кровью распятого и воскресшего Мессии и Первосвященника Нового Завета (Евр.9,11-15).

Поскольку же верующие в Мессию искуплены Его Кровью, т.е. являются купленными Первосвященником служителями в Его доме, они узнаются по «духу Мессии» (Рим.8,9), т.е. по страстному их желанию исполнения заповедей о праведности и милости. Насколько этот дух действует в них, настолько они уже сейчас имеют от Господа и Царя благоприятный приговор на грядущий год, записаны в Книгу Жизни и имеют право вкушать «священнический хлеб», или «Коде́ш ха-Кодаши́м» (святое святых) (Лев.22,10-11).

автор: Лагутов Николай Викторович, доктор теологических наук, гранд доктор философии (доктор психологических наук), проф. НГИСУ-АГиОН

Запись на онлайн курсы или индивидуальное психологическое консультирование осуществляется в свободной форме на эл. почте ngisu.rf@yandex.ru