Через три месяца стало окончательно ясно, что начальство с проблемой «восьмёрок» в табеле учёта рабочего времени справилось на «отлично». Табель заполнялся правильно, зарплата инспекторов стала соответствовать количеству отработанного в месяце времени, а одинаковое количество часов у нас не выходило. И зарплата повысилась. Одно плохо: ожидали прибавки процентов тридцать, а получили прибавку не больше трёх процентов.
- Ну что, убедился в моей правоте, - однажды спросил меня коллега, который пчеловод, - я тебе говорил, что ничего хорошего из этого не получится. Начальство своего не упустит.
- Странно, не могу понять почему же зарплата повысилась так скромно?
- А я тебе скажу почему. Я у начальника контрольно-организационного отдела поинтересовался осторожно, мы с ним регулярно на Дон на рыбалку ездим с ночёвкой. И понял, что они нам всякие доплаты отменили, а оклад у нас и так самый маленький по сравнению с соседними районами. Вот и получилось — баш на баш! На каком уровне были, на том и остались.
- Ну да, ловко вышли из положения: и фонд оплаты труда оставили прежним, и работников, типа, не обидели, повысили зарплату. И снова накосячили: работников не предупредили об изменении оплаты труда.
- Александрович, забудь ты про почту, это там вас под подпись регулярно подводили, а у нас обходятся без телячьих нежностей. Кому я рассказываю, ты же здесь уже работал… Зря ты это затеял. У тебя и пенсия есть, работай себе спокойно, как и мы. Мне пчёлки помогают выживать, коллеге нашему — сварочные работы. Ты в курсе, что он отопление в домах варит?
- В курсе. Он мне новое отопление делал. Отличная работа!
- Во-о! У каждого из инспекторов свой приварок к зарплате есть. Не надо суетиться и делать на работе лишних телодвижений. Работа и так — не мёд. Осенние дожди начались — немного отдохнём от ландшафтных пожаров, а потом с морозами опять напряг пойдёт — скользота на дороге, аварии. А с началом отопительного сезона начнутся пожары. Не у всех денежка на уголь есть, начнут электрообогреватели под кровать ставить. Ты ещё не пожалел, что согласился на эту работу?
- А вариантов-то и не было. Полезная работа. Людям помогаем. Не, не жалею.
Пчеловод был прав, он — мужичок практичный. Нарыбачил с начальником контрольно-организационного отдела дочке местечко специалиста по кадрам в администрации района. А я только начал работать и сразу в бутылку полез. Шума много, а толку ноль. А ведь образец для острастки знаю.
Уволили из нашей администрации района начальницу отдела, причину не знаю. Она в суд подала. Я тогда восхитился: «Вот какая смелая девица, не боится, что её из района вытурят». А потом узнал, что её родственник в одном из районов нашей области прокурором работает.
Выиграла дело, отсудила компенсацию, вернулась на должность, походила с гордым видом на работу и уволилась по собственному желанию. Заделалась предпринимателем в райцентре. И никто её не вытурил из района.
У меня среди родственников прокурора не значится.
Васильевич зачастил появляться у нас в дежурке. Это означало одно из двух: очередная проверка системы оповещения или плановое учение сил ГОиЧС. Когда проверяли систему оповещения, Васильевич ходил важный, периодически отлучался на узел связи, а за час до начала проверки многозначительно шествовал туда с папкой под мышкой. Что он там делал, мне было неведомо, но по его виду было ясно, что сирена на крыше ДК райцентра без него не завоет. Это был звёздный час начальника отдела ГОиЧС администрации района! А на самом деле сирена с электрическим приводом завывала минуту. И после этого душераздирающего воя над станицей Васильевич возвращался из ЭТУС просветлённым, как будто на узле связи ему простили все прошлые и будущие грехи. Счастливый человек!
Система управления сиреной стояла в узле связи, узел отвечал за техническое состояние сирены, а Васильевич отвечал за оповещение населения в случае ЧС.
- Какой он нудный, - жаловался мне представитель ЭТУС, - плешь на голове протрёт своими звонками и посещениями: «Сработает сирена или нет? Вы проверяли проводку? А кто в это время дежурить будет, он надёжный или нет?» Хоть с узла в такие дни сбегай. Так он же теперь по сотовому тебя достанет.
- Николаевич, кому ты рассказываешь? Я с ним в одном кабинете сидел. «Алло! Это Васильевич, узнал, да? Гы-гы-гы!» Так он руководителей организаций района обзванивал, когда надо было о чём-то их оповестить. Эта вступительная фраза была у него коронкой, она у меня после его телефонных звонков надолго застревала в голове. Потом уже предпочитал куда-нибудь уходить из кабинета, чтобы не слышать: «Алло! Это Васильевич, узнал, да? Гы-гы-гы!»
- Ха, точно, так он и представляется по телефону каждый раз. Тридцать три раза подряд такое услышать — тоска зелёная!
При проверке электросирены ЕДДС была в стороне, если не считать, что инспекторы регистрировали время прохождения звукового сигнала и информации по радиоприёмнику. Хуже было, когда в области проходили учения сил ГО или тренировка оповещения населения. Тут уж вся информация проходила через нашего дежурного и отчёты отправлялись оперативному дежурному в администрацию области через нас. Перед учениями Васильевич появлялся в дежурке с видом нашего начальника, доводил организационно-методические указания по учениям, давал задания готовить документы к учениям. А во время учения усаживался на диван в дежурке за спиной инспектора и сидел с важной миной на лице. В дежурке висела ключница, муниципальные работники частенько заходили взять ключи от кабинета или вернуть на доску. Мужская часть, обнаружив начальника ГОиЧС на нашем диване, обязательно спрашивала:
- О, Васильевич, а ты чего здесь сидишь с умным видом?
- Учения провожу, - важно изрекал Васильевич.
- Ну-ну, - хмыкали старые работники, хорошо знавшие этого трудягу, - диван — отличное место для начальника учений.
Васильевич только снисходительно улыбался в ответ.
Мои коллеги освоили компьютер по минимуму, в объёме необходимом для работы и быстро поняли, что всякие проблемы с программами лучше решать мне. То же самое было и с подготовкой документов по учениям, я сам взял на себя печать образцов документов для конкретного учения и их размещение на «рабочем столе» компьютера. Мне это было легко, времени на дежурстве для редактирования присланных из области форм хватало, зато я всегда знал что и где расположено и как выглядит. Коллегам такая система работы понравилась, а я их потихоньку, ненавязчиво подтягивал в компьютерной грамотности, показывая как извлечь из папки нужную форму документа и как документ редактировать. График дежурства у нас был твёрдый, даты учений обычно назначались конкретно, кто из нас будет отдуваться по учениям было известно заранее. У коллег всегда была возможность при смене загодя со мной проконсультироваться и не отвлекать меня на отдыхе. В крайних случаях звонили на сотовый телефон, один раз, помню, пришлось идти в дежурку, чтобы ликвидировать сбой в компьютере. Потом в администрации района появился инженер-электроник и моим коллегам стало проще работать — специалист всегда под рукой.
- Представляешь, - пожаловался мне при смене Пчеловод, - этот крупный начальник пытался свою работу на меня свалить, мол, набери мне за ночь документы по учению.
- Васильевич?
- Ну, а кто же ещё до такого додумается? Послал его на… Слушай, я на письмо департамента не знаю как ответить, извини, придётся тебе, ты же разбираешься в компьютерах. Срок ответа ещё не прошёл. Какой-то «Градиент» собираются устанавливать на компьютеры ЕДДС, нужно дать характеристики нашего компьютера.
- Хорошо, это мелочи жизни. Сделаю.
- Ладно, дежурство сдал. Ну, жди Васильевича с бесплатной работой, начнёт тебя окучивать. А ты-то человек скромный, посылать не умеешь…
- У меня для Васильевича свой отлуп имеется. Дежурство принял.
Пчеловод ушёл, я быстро отправил оперативному дежурному департамента ответ на запрос и залез в интернет, чтобы узнать про «Градиент».
Полезная штука! Умеет звонить по заданным номерам телефонов и передавать голосовое сообщение, а на сотовые — отправлять СМСки. Многоканальный. Минимум по четырём телефонам одновременно может звонить. Вот нам бы такой прибамбас! А то оповещать руководителей районных организаций из дежурки с одного телефона — тихий ужас! Отметки в списке надо ставить, если сразу не дозвонился, потом опять таким звонить, по окончанию вручную по своим каракулям подвести итог оповещения. Кто болеет, за кого жена трубку подняла, до кого дозвониться в установленные сроки не удалось.
А «Градиент» долдонит без перерыва, ничего и никого не забывает, автоматически выводит отчёт о количестве оповещённых. Лепота!
Одно плохо: системные требования к компьютерам, на которые этот «Градиент» устанавливается. Наш уже не потянет - версия операционной системы старая, а уж про ОЗУ и говорить нечего. Называется — приплыли. Не видать нам системы голосового оповещения по телефонам, как своих ушей. Она сама дорого стоит для нашей администрации района, плюс провода тянуть — опять затраты, а стоимость компьютеров… у-у-у… Их же, если по умному делать, надо покупать с солидным запасом производительности — у департамента на оснащение ЕДДС европейский замах, - а это такие деньги для нашей бедной администрации района.
А что скажет по этому поводу нашим начальникам товарищ директор департамента, когда очередной раз появится в районе, а?
В дежурке появился начальник отдела ГОиЧС, держа в руке листов двадцать бумаги с текстом.
О, узнаю это выражение лица сына лейтенанта Шмидта! Окучивать пришёл. Ну-ну...