В этой публикации я представляю тройку самых лучших, на мой взгляд, произведений Александра Казанцева - «Арктический мост», «Пылающий остров» и «Льды возвращаются», и два из них существуют сразу в нескольких очень различных вариантах, а одно – даже с измененным названием.
Александр Казанцев – выдающийся писатель-фантаст сразу по тем категориям, не зависящим, впрочем, от моего личного о нем мнения.
Во-первых, он в 60-80-х годах считался самым авторитетным советским фантастом, хотя в какие-то периоды времени подпадал под научное и даже литературное влияние Ивана Ефремова, который стал фантастом гораздо позже Казанцева. Казанцев печатался исключительно огромными тиражами, и благодаря своему авторитету и связям, имел возможность перебирать центральными издательствами, чего не могли себе позволить почти все остальные советские писатели.
Во-вторых – это самый видный специалист тех времен, из всех, способных совместить в своих фантастических произведениях экшен западного шпионско-диверсионного типа с совершенно идеологической мотивацией своих книг. Именно благодаря такой потрясающей гуттаперчевости многие книги А. Казанцева прекрасно читаются и сегодня, а если не обращать внимания на идеологическую шелуху, то они вполне могут конкурировать и с современной фантастикой.
Ну, и, в-третьих, для букиниста печатное наследие Александра Казанцева представляет самую настоящую сокровищницу, потому что он часто переписывал свои романы и повести, нередко меняя не только сюжет, но и место действия, а то и названия произведений. Таким образом с одного и того же романа или повести мы получаем несколько разных книг. Даже самый плодовитый патриарх советской фантастики Александр Беляев не плодил разные варианты своих произведений, за исключением рассказа «Голова профессора Доуэля», который он переписал впоследствии в большой роман.
Ну, о личностных и человеческих качествах Александра Казанцева я останавливаться не хочу, хотя большинство советских фантастов его просто не переваривали, а братья Стругацкие даже вывели его в одной из своих книг под прозвищем Гнойный Прыщ. Сами понимаете – подобными эпитетами хорошие люди не наделяются. И совершенно удивительно, что Казанцев по-настоящему дружил с Иваном Ефремовым, о котором в советской писательской среде в негативных тонах даже думать было страшным моветоном.
Лично я имел дело с Александром Казанцевым один только раз, написал ему попрошайническое письмо, и, к своему великому удивлению, получил от него ответ. Думаю, не каждый тогдашний советский писатель, а особенно патриарх, снизошел бы до ответного письма, а вот Казанцев – снизошел, хотя проблему мою не решил. Я описал этот случай тут:
Как я в 1974-м году выпрашивал у Александра Казанцева его новый фантастический роман «Фаэты»
Может, А. Казанцев и плохо относился к большинству своих коллег-фантастов, но к читателям он все же относился лучше, а это дорогого стоит.
Ну ладно, в этой публикации я только хочу акцентировать внимание на трех книгах А. Казанцева, которые меня в молодости (почти что в детстве) очень сильно впечатлили, и я отношусь к ним сегодня так, словно это были книги, научившие меня жить. Это три романа – «Арктический мост», «Пылающий остров» и «Льды возвращаются», которые в самых своих законченных вариантах были опубликованы в конце 50-х – начале 60-х годов, хотя две их них начали писаться еще до войны.
Без всякого преувеличения скажу, что это и сегодня мои настольные книги. Но не потому, что я их часто перечитываю - я их перечитываю, хоть и не слишком часто, - а потому, что я эти три книги постоянно держу на полке перед своим рабочим столом, чтобы в любую секунду взять какую-нибудь из них в руки и полюбоваться иллюстрациями, а то и вспомнить самые интересные моменты сюжетов.
Да-да, именно иллюстрации меня очень сильно впечатляли в этих книгах в детстве, и эти воспоминания во мне живы до сих пор. Позже, конечно, я перечитывал эти книги и без учета иллюстраций – например, у меня есть «Пылающий остров» 1962 года вообще без иллюстраций (кроме заставок), я когда купил эту книгу лет десять назад, перечитал именно ее, и без картинок она своего колорита не потеряла.
Александр Казанцев написал 18 романов (переделанные варианты с измененными названиями я не считаю) и 8 повестей, при этом все свои значительные произведения он написал до середины 70-х, а затем в творчестве писателя наступил перерыв. И то, что написано уже начиная с 80-х – не очень меня вдохновляет, впрочем, речь не об этом.
А речь о трех романах, которые я считаю у Казанцева лучшими, а если сильно не лукавить, то практически единственными достойными произведениями этого писателя. Только за них его можно считать великим советским фантастом. А. и Б. Стругацкие, например, написали немногим больше своих «ударных» произведений, а ведь стали самыми популярными фантастами не только в СССР.
Итак, А. Казанцев в свой лучший творческой период написал такие крупные произведения:
1). Арктический мост (1941 г.);
2). Пылающий остров (1941 г.);
3). Живое ущелье (1946 г.);
4). Мол «Северный» (Полярная мечта, Подводное солнце) (1952 г.);
5). Планета бурь (Внуки Марса) (1959 г.);
6). Лунная дорога (1960 г.);
7). Льды возвращаются (1964 г.);
8). Сильнее времени (1973 г.);
9). Фаэты (1973 г.);
10). Дар Каиссы (1975 г.).
Из них «Живое ущелье» в СССР так и осталось малоизвестным, будучи напечатанным только в газете «Пионерская правда» в1946 году. Остальные получили гораздо более широкую популярность, но кроме романов «Арктический мост», «Пылающий остров» и «Льды возвращаются» остальные меня не сильно впечатлили. Даже «Фаэты», которые я так самонадеянно выпрашивал у автора, и которые сегодня собрал во всех советских изданиях, включая и журналы «Искатель» и «Морской флот», где роман параллельно публиковался в 1971-1973 гг., я не считаю достижением А. Казанцева.
Только три вышеозначенные книги – по-настоящему ударные, хотя написаны на совершенно разные темы (хотя «Арктический мост» и «Льды возвращаются – это первая и третья части общей трилогии). Но все их объединяет живой сюжет без всяких научно-технических выкрутасов, чем любили злоупотреблять очень многие наши даже самые популярные фантасты. По сути, в этих романах А. Казанцев старался следовать той линии, на которой сделал свою популярность Александр Беляев, хотя, конечно же, в произведениях Беляева не было такой мощной идеологической борьбы между персонажами романов.
Но Казанцеву эту идеологию можно простить. Считается, что он в своих произведениях оперировал «самой примитивной партийной риторикой», потому что был якобы типичным правоверным коммунистом. Но он делал это так виртуозно, словно хотел усидеть на двух стульях – и не потерять доверие партийных пропагандистов, которые часто портили много крови советским писателям, и одновременно не потерять интерес у нормальных читателей, которым вся эта идеология уже тогда была до лампочки.
И ему это удалось. Ясно, что идеологические штампы во всех трех романах присутствуют, но они не влияют на течение повествования, и если за что-то и агитируют, то весьма ненавязчиво. Произведения получились яркие и богатые на всякие события. Мало того, они в те годы для меня были самой настоящей энциклопедией приключений. Уже когда я знал их наизусть, я часто брал какую-либо из этих книг в длительные поездки на автобусах или в поездах, и просто листал книгу наугад, перечитывая самые разные моменты.
Кстати, я делаю это и сегодня – перечитываю понравившиеся моменты, а не просто картинки рассматриваю.
Не буду в этой публикации рецензировать эти три лучших романа А. П. Казанцева – я это сделал уже раньше:
Роман А. П. Казанцева «Пылающий остров» в СССР был издан тиражом более 1,5 млн. экземпляров
Я только хочу привлечь к этим трем книгам внимание тех моих читателей, кто если и слышал о них, но так и не успел еще прочитать.
Но при этом хочу и предупредить: не имеет вариантов только роман «Льды возвращаются», вышедший впервые в 1964 году, а потом был переиздан в собрании сочинений А. Казанцева в 1981-м, а больше никогда не издавался. Если в 1981-м он и был как-то переделан, то совсем незначительно, по крайней мере при не очень привередливом сравнении текстов я не нашел никаких изменений.
Еще этот роман в сокращенном варианте публиковался в журнале «Дон» - в №№ 10-11 за 1963 г., и в №№ 1-3 за 1964 г. Иллюстрации и в журнале, и в двух книжных изданиях идентичны, принадлежат «перу» Ю. Макарова, который «обрисовывал» книги Казанцева долгие годы.
А вот романы «Арктический мост» и «Пылающий остров», написанные и опубликованные в 1941 году, подверглись после войны значительным переделкам.
Например, «Арктический мост» был написан Казанцевым после командировки в США в 1939 году, и впечатления, полученные им в этой стране, автор использовал при создании романа. Сюжет вертелся вокруг грандиозного проекта прокладки через Северный полюс гигантского океанского тоннеля для организации прямого железнодорожного сообщения между СССР и США. Главы из романа с апреля 1941 года начал печатать журнал «Вокруг света» с иллюстрациями Е. Рачева, однако публикацию прервала война.
Но в 1942 году Казанцеву, который вступил в Великую Отечественную войну в чине военного инженера 3-го ранга, пришлось изменить сюжет «Арктического моста» - с учётом текущей ситуации - теперь туннель в США прокладывали, чтобы облегчить поставки по ленд-лизу. Обновлённый вариант опубликовал журнал «Техника - молодёжи» в 1943 году с иллюстрациями Л. Смехова. Таким образом имеем уже два варианта – я краем уха слышал, что первый журнальный вариант 1941 года где-то публиковался в последнее время в полном объеме, но я пока что его не нашел.
Мало того – в 1985 году А. Казанцев закончил новую переработку этого романа и под названием «Мост дружбы» включил его в свое собрание сочинений, которое включало в себя три номерных тома и шесть «приложений». Иллюстрации к «новому» роману сделал опять же Ю. Макаров.
Роман «Пылающий остров» с самого начала своего создания претерпевал очень серьезные изменения. Сначала это был киносценарий «Аренида», по которому в 1936 или 1937 году должен был снят фильм. Но фильм так и не был снят, зато благодаря знакомству с Кириллом Андреевым из этого сценария вышел роман «Пылающий остров». Первый вариант по антирелигиозным соображениям решили не публиковать (в нем на Землю падает комета Аренида), но второй вариант, в которой комета превращается в остров, прекрасно подошел к публикации. В 1940 году роман был напечатан в газете «Пионерская правда» с иллюстрациями Л. Смехова, а в 1941-м он вышел в отдельном книжном издании в серии «золотая рамка» от «Детгиза», на этот раз иллюстрировал книгу Е. Рачев.
Однако в середине 50-х «Пылающий остров» снова был переработан, и начиная с 1956 года в неизменном состоянии был издан в СССР еще 9 раз. Первые выпуски были с рисунками Ю. Макарова, но начиная с 1962 года, иллюстрации к книгам делали совсем другие художники.
Самым лучшим изданием романа «Пылающий остров» я считаю выпуск 1957 года в «Детгизе» в серии «золотая рамка». В 1958 году вышел «клон» этой книги в Ташкенте (изд-во «Учпедгиз УзССР»), отличия только в фактуре обложки и корешка, а так оба издания практически идентичны.
Самым лучшим изданием романа «Арктический мост» я считаю выпуск 1959 года в том же «Детгизе» в той же серии «золотая рамка».
И самое лучшее издание романа «Льды возвращаются» - это первый книжный выпуск 1962 года в издательстве «Советская Россия». Второй советский выпуск 1981 года оформлен хуже, к тому же там иллюстрации хоть и те же, что в оригинале, но скомпонованы как-то «не по-человечески».
Вот такая моя личная информация по трем самым лучшим, на мой взгляд, фантастическим произведениям Александра Казанцева, которая, впрочем, является расширенным обзором по мотивам моих предыдущих публикаций, ссылки на которые я разместил выше.
А вскоре я продолжу обзоры произведений А. Казанцева, потому что хоть они не лучшие, но рассмотрения заслуживают несомненно.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Почему А. и С. Абрамовы в свое время были более популярны, чем А. и Б. Стругацкие?